Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Косыгина Ольга Анатольевна

В презентации представлен педагогический проект, рассказывающий о системе логопедической  работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников 5-7- с ОНР, в частности у детей с синдромом дизартрии. Даны образцы игр, упражнений, речевого материала.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией Подготовила учитель-логопед МБДОУ д /с № 2 г. Заполярный О.А. Косыгина

Слайд 2

Задачи проекта: 1. Формирование и развитие интонационных средств выразительности речи у детей : тона, силы звучания голоса, паузации , логического ударения и темпа речи. 2 . Формирование речевого дыхания, его длительности и интенсивности . 3 . Формирование ритмической рганизации речи . 4. Развитие мимики и пантомимики 5 . Формирование четкости и разборчивости речи через развитие подвижности артикуляционого аппарата О ПРОЕКТЕ Цель проекта: Сформировать речь ребенка четкой, понятной, яркой, выразительной и эмоциональной. Участники проекта: дети 6-7 лет комбинированной группы , учитель-логопед, воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физкультуре Проект долгосрочный , образовательный

Слайд 3

Актуальность темы В настоящее время, увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения. Нарушение просодической организации речевого потока оказывает негативное влияние, как на развитие устной разговорной речи, так и на усвоение письма и чтения. У детей с речевой патологией данная проблема приобретает особую актуальность, т.к. просодия кроме коммуникативной, смысловой несёт и эмоциональную функцию.

Слайд 4

Подготовительный этап 1 . Изучение методической литературы (Л.В. Лопатина, Л. А . Позднякова, С.Л. Таптапова , А. Н. Гвоздев, Л.И. Белякова, Т.А. Ткаченко ). 2. Составление картотеки игр и упражнений : «Развитие силы и высоты голоса», «Дыхательные упражнения и игры», «Развитие чувства ритма в игре», « Фонопедические упражнения и игры». 3. Подбор дидактического материала для реализации проекта: иллюстраций, картинок, чистоговорок , стихов, диалогов, мини- сценок. 4. Подбор игрушек - героев диалогов и сценок, чьими голоса и интонациями будут говорить дети. 5. Составление рекомендация для воспитателей и родителей (буклеты) 6 Составление плана взаимодействия с музыкальным работником и инструктором по физкультуре.

Слайд 5

Этап р еализации проекта. Формирование речевого дыхания. Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата. Формирование длительного фонационного выдоха. Дифференциация носового и ротового выдоха. Формирование речевого выдоха Упражнения: «Повороты», «Кошка», «Насос», «Жук жужжит», «Воздушный шарик»

Слайд 6

Этап реализации проекта. Развитие силы и объема голоса. Филирование слогов ( ам-ум ) и гласных звуков Растягивание гласных звуков трижды пока хватает выдоха с усилением или ослаблением голоса в последовательности: - Иии …— Ээээ … — Ааа … — Ооо … — Уууу …. Распевание слогов ( ма-мо-му-мы-мэ ) с повышением тона звучания, а затем его понижением. Обрамление по бокам гласного звуком «м» = МАМ, МОМ, МУМ ….. - заполнение этим звуком вначале маленький шар, затем большой, а потом всю комнату. Упражнение « Тарзан ». Игры : «Тихо-громко», «Далеко-Близко», «Эхо», «Гудок паровоза», «Вьюга», «Ауканье», «Уложи куклу»,»Посчитаем»…

Слайд 7

Этап реализации проекта. Расширение звуковысотного диапазона. Гудеть как океанский лайнер (низкое звучание) и как маленький пароходик (высокое). Жужжать как большой шмель (низко) и маленькая пчелка (высоко) Издавать пронзительные звуки сирены: « У-у-у-у » как пожарная машина. Произнесение фразы «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» голосом Михайло Иваныча , Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков (с опорой на движения руки и графические изображения)

Слайд 8

Этап реализации проекта. Фонопедические упражнения и игры Фонопедическое упражнение «Зима» Скрипит снежок под лапками лисы . Произносят " ш-ш-ш …". Зайка скачет, путает следы . Произносят короткие звуки [ а ], начиная с самого высокого к самому низкому, показывая высоту звука взмахом кистей. Лиса заметила его, затявкала. Произносят " тяв , тяв !" сначала тихо, потом громче и громче. Завыл ветер. Произносят звук [ у ] от низкого к высокому. Заскрипело дерево на ветру . Произносят скрипучий звук [ а ]. Закружилась метель . Произносят звук [ у ] вверх и вниз, показывая его высоту рукой

Слайд 9

Этап реализации проекта. Фонопедические упражнения и игры Фонопедическое упражнение «Утро» Солнышко сказало:— Мне пора взойти! Дети пропевают «а-а-а...» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему . Травка зашептала: — Мне пора расти! Произносят « ш-ш-ш ...» на длительном выдохе. — Пчелы загудели: — Мед пора собрать! Пропевают «ж-ж-ж...», делая glissandoв пределах терции в среднем регистре. — Птицы загалдели:— Летать, летать, летать!.. Пропевают «чик-чирик!..» в высоком и среднем регистрах.

Слайд 10

Этап реализации проекта. Развитие интонационной выразительности речи и мимики Произнесение интонационно завершенного ряда гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения, например: « А-о-у-и ». Определение тона предложения. Произнесение по-разному ( удивленно, радостно, недовольно, испуганно) звука, фразы. Определение чувства и настроения в словах: «Молодец!», «Пришла!» (восхищение ,удивление, насмешка, угроза, радость, тревога, презрение) Съели кислый лим о н» (дети морщатся). «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови). «Встретили знак o мую девочку» ( улыбаются). «Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот). «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза). «Обиделись» (опускают уголки губ). «Умеем лукавить» ( подмигивают то правым глазом, то левым). Капризуля наша Люба, Как карась надула губы! Говорит карась большой : - Дуться так не хорошо!

Слайд 11

Этап реализации проекта. Тренируем дикцию и интонацию Чистоговорки со звуками Н-НЬ: Проговариваем со сменой голоса по силе, по громкости ( тихо-громко-шёпотом ): Подражаем разным животным, меняя тембр голоса и его высоту. Произносим с разными эмоциями (радостно, сердито, грустно, обидчиво и т.п.), меняя при этом настроение, Стараемся произносить на одном выдохе всю фразу. НОВЫЕ НИТКИ КУПИЛИ НИКИТКЕ ЗНАЙКА НОТЫ ЗНАЕТ, НЕЗНАЙКА ИХ НЕ ЗНАЕТ НАДЯ И НИНА ДАВНО ХОТЯТ ИДТИ В КИН О

Слайд 12

Этап реализации проекта. Тренируем дикцию и интонацию (по Т.А. Ткаченко)

Слайд 13

Этап реализации проекта. Совершенствование чувства ритма Отбивание ритма с одновременным произнесением гласных звуков или слогов по схемам , по подражанию : «Барабанщики», «Веселые ложки». Соотнесение движения с музыкой: характера музыки с движениями, темпа музыки с темпом движений, ритма музыки с ритмом движений, координацию речи с движениями. Соотнесение движения со словами на уровне звукоподражания, фразы и текста. Соотнесение ритма стихотворения с движениями пальцев . Игры с мячом. « Считалочки» и « Моталочки » Подбор рифмы к словам. Формирование слоговой структуры слова. Ритмическое упражнение «Капли» Капля — раз! Капля — два! Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми. Капли медленно сперва. Стали капли ударять, Капля каплю догонять. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. До свиданья, лес густой! Побежим скорей домой ! Массаж спины «Паровоз» Дети встают друг за другом «паровозиком». Паровоз кричит: « Ду-ду ! Я иду, иду, иду!» Поколачивание кулачками . А вагоны стучат, а вагоны говорят: «Так-так-так! Так-так-так! Похлопывание ладошками. Так-так-так! Так-так-так!» Дети «паровозиком» уезжают из зала.

Слайд 14

Этап реализации проекта. Исполнение диалогов и минисценок Подтолкнула Чашка Чашку: - Ах! Вы видели бедняжку? Где каёмка? Где узор? - Нет узора?! Вот позор! -Что за форма?!Что за цвет?! - Да ещё и ручки нет! - Прямо скажем, явный брак! В этой Чашке всё не так! Неприлично долговяза - То ли Чашка, то ли Ваза, То ли странной масти кружка... - Фи! Она нам не подружка! Отодвинув, ненароком, Их своим гранёным боком, Встряла Чашка- Великан: - Я не Чашка! Я стакан. - Где же яблоко, Арсюша ? - Яблоко? Давно я скушал. - Ты не мыл его похоже. - Я с него очистил кожу! - Молодец ты стал какой! - Я давно уже такой. - А куда очистки дел? - Ах … очистки… тоже съел. - Воробей, чего ты ждешь? Крошек хлебных не клюешь? - Я давно заметил крошки, Да боюсь сердитой кошки.

Слайд 15

Заключительный этап Результаты Выступление на районном семинаре по теме: «Дидактические игры для формирования и развития просодических компонентов речи у детей с ОНР». Победа в районном конкурсе «Весенняя капель» в номинации «Театрализованная деятельность» со сценкой « Пальчики» в коллективном исполнении . Победа в районном конкурсе «Весенняя капель» в номинации «Выразительное чтение» со стихотворением «Папа» в индивидуальном исполнении. Участие в конкурсе «Весенняя капель» в номинации «Выразительное чтение» в коллективном исполнении сценки «Соль». Собран и систематизирован речевой материл по всем разделам по коррекции просодических компонентов речи. Презентация проекта «Коррекция просодических компонентов речи у дошкольников с речевыми нарушениями» в рамках конкурса педагогических проектов на РМО учителей-логопедов и педагогов-дефектологов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....

Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

В статье отражены особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией...

Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»

Формирование просодической стороны речи  у дошкольников с дизартрией носит здоровье сберегающий характер, так как включает систему упражнений по укреплению мышечного тонуса, нервной системы, форм...

Методика обследования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (авторы Артемова Е.Э. и Архипова Е.Ф.)

Одна из наиболее известных методик для обследования уровня сформированности интонационной стороны речи, позволяющая оценить все компоненты интонации....

Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста.

Что такое просодика? Это сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений, а так же экспре...

"Особенности произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"

quot;ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ» Наиболее частыми речевыми нарушениями у детей с церебральными параличами являются дизартрии (М. Б. Эйдинова, 1959,...