Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_prosod.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
(Слайд 1.)Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией.
(Слайд 2.) Дизартрия – это заболевание вызванное нарушением произносительной стороны речи вследствие органического поражения ЦНС, обусловленное неточностью иннервации мышц речевого аппарата.
У детей с дизартрией отмечается:
- ограниченная подвижность речевой и мимической моторики;
- нечеткое, смазанное звукопроизношение;
- тихий, слабый или наоборот резкий голос;
- нарушенный ритм дыхания;
- речь теряет свою плавность;
- темп речи ускоренный или наоборот замедленный.
(Слайд 3.) Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
В своей коррекционной работе на занятиях с детьми с дизартрией я использую определённые игры и упражнения по развитию просодической стороны речи.
(Слайд 4.) К основным компонентам просодической стороны речи относится:
- Сила голоса
- Высота голоса
- Темп
- Ритм
- Логическое ударение
- Интонация
(Слайд 5.) Сила голоса - это умение управлять голосом, умело делая переходы от громкого звучания к тихому и наоборот.
(Слайд 6.) На занятиях я использую игры для восприятия определённых звуков и звукоподражаний произнесённых с разной силой голоса, таких как:
(Слайд 7-8) «Далеко или близко?», например, плывёт пароход, он гудит «УУУУ». Если пароход близко он гудит громко, если далеко – тихо. Услышишь громкий гудок – подними карточку, где пароход близко, тихий гудок – где далеко. Затем дети сами воспроизводят звуки приближающего или отдаляющего транспорта, насекомого, животного и т. д.
(Слайд 9.)Высота голоса – это частота колебаний голосовых складок, зависящая от длины, толщины и степени напряжения этих голосовых складок. Способность голоса переходить от высоких звуков к средним и низким называется гибкостью голоса.
(Слайд 10-12.) На своих коррекционных занятиях использую игры для воспроизведения изолированных звуков и звукоподражаний произнесённых с различной высотой голоса. Например, «Послушай и покажи, кто так подаёт голос: кошка или котёнок, собака или щенок»; «Покажи, как гудит большой пароход и маленький пароход» - большой пароход низкий голос, маленький пароход – высокий голос.
(Слайд 13.) Темп – это средство художественной выразительности, придающее речи живость, динамику, богатство выразительного звучания.
(Слайд 14-15.) Я провожу игры для восприятия темпа речи «Послушай предложение, угадай, как я говорю: спокойно, медленно или быстро». Для определения темпа голоса детям помогают карточки-символы: ёж (спокойно), черепаха (медленно), заяц (быстро).
(Слайд 16.) Ритм – это равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи. Наиболее ощутимо выражение ритма в стихотворной речи, в единстве с содержанием.
- Прослушивание ритма стихотворения;
- отхлопывание ритма стихотворения ладонями.
(Слайд 17.) Логическое ударение - Это наиболее существенное выделение слова, с точки зрения ситуации речи, средство передачи смысловых отношений между словами. К. С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении.
Существует четыре способа выделить ударение:
- Более замедленным произношением.
- Усилением голоса.
- Изменением высоты голоса.
- Паузой перед словом или после него.
(Слайд 18.) Интонация – с её помощью предложениям придаётся значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость …), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Презентация рекомендована учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп....
Формирование просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в театрализованной деятельности.
Курсовая работа...
Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"
Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....
Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
В презентации представлен педагогический проект, рассказывающий о системе логопедической работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников 5-7- с ОНР, в частности у детей с си...
«Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией»
В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая ...
Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»
Формирование просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией носит здоровье сберегающий характер, так как включает систему упражнений по укреплению мышечного тонуса, нервной системы, форм...
Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребёнка. У детей с речевой патологией данная проблема приобретает особую актуальность, т.к. кроме коммуникативной, смысловой, эмоциона...