Звук П
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Занятие для закрепления навыков местонахождения звука "п" в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_p.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

  Черемискина Наталья Николаевна

Тема: Звук П.

 Старшая логопедическая группа «Жемчужинка»

 1 Актуализация знаний.

Дети, стоя в ряду выполняют упражнение «Горизонтальная восьмёрка»

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный,  пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмёрку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

Л-д: Сядет тот, кто стоит  вначале ряда, в конце ряда, между Катей и Максимом, впереди Кристины.

( Дети сидят за столами.)

Сидя за столом выполняют упражнение «Свеча».

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой  3 маленькие свечки. сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Раздаётся стук.

Л-д: Тихо! Кто-то идёт? (Выставляет на доску картинку с изображением мамы и дочки)

- А это пришли домой с рынка  мама и дочка  Лиза.

  (У мамы  в руках корзинка с фруктами.)

Мама: Лиза сколько у нас много фруктов. Я испеку пирог, а ты пригласи друзей на чай с пирогом.

Лиза: А как будет называться этот пирог?

Л-д: (обращается к детям) Ребята подскажите, как называется пирог из фруктов?

Дети: Фруктовый.

Л-д: И вот мама начала печь пирог, она взяла…

Л-д: Назовите какие и сколько взяла мама фруктов для пирога.

(На доску выставляются фрукты с цифрами, и дети называют каких фруктов и сколько.)

, а так же выставляется картинно графический план рассказа).

 Дети: Мама взяла 5 яблок, три груши, одно киви, 4 виноградинки, 2 апельсина, 1 лимон.

2  Введение в ситуацию

Л-д. Пока мама пекла пирог, Лиза позвонила по телефону своим друзьям и пригласила их на чай с фруктовым пирогом. Когда пирог был готов , и друзья уже сидели за столом  Лиза предложила поиграть в прятки, кого первого найдёт тот первый и возьмёт себе кусочек пирога. Но искать Катя их будет по голосу поэтому она предложила Кате и Диме кричать звук А, Маше и Максиму кричать звук П.  После слов Лизы: -  «Я иду искать» , дети стали кричать каждый свой звук.

Катю и Диму которые кричали звук А, Лиза нашла  почти сразу и  дети отрезали себе по большому куску пирога и  стали пить чай, а Машу и Максима Лиза так и не смогла найти и девочка подумала что дети ушли домой и съели весь пирог, а когда Маша и Максим вышли то пирога уже не было уже не было. Дети очень обиделись на Лизу.

Но Лиза говорит, что не виновата, она их не слышала, Маша с Максимом говорят, что они кричали.

Л-д: Ребята, поможем разобраться друзьям?

Ответы детей.

Л – д: Сможете?

Ответы детей.

3 Затруднение ситуации.

Л – д: Как вы думаете, почему Катю и Диму Лиза услышала, а Машу  и Максима не смогла услышать?

Слушает ответы детей.

(На доске выставлены изображения: два мальчика,  и две девочки. Рядом с Катей и Димой стоит буква А, рядом с Димой и Машей стоит буква П.)

3 Затруднение ситуации.

Если дети затрудняются, логопед предлагает поиграть в прятки, также как  играли дети.

Затем разбирают каждый звук с зеркалами в руках:

Звук А – губы мешают выходить воздуху? (нет). Зубы мешают выходить воздуху? (нет).  Язык? (нет). Значить при произношении звука А воздушная струя не встречает преграды. Горлышко «дрожит», значит, звук звонкий, потому что произносим с голосом.

 А при произношении звука П губы мешают выходить воздуху? (да). Как? (губы плотно сжимаются друг с другом и под напором воздуха затем резко «взрываются»), и получается шум а,  не звонкость как у звука А.

Л – д: Горлышко дрожит?

- Ответы детей. (Нет).

- Он звонкий?  (Ответы детей.)

- А если он не звонкий, значит он какой? Если он не слышит .

Ответы детей.

Л-д: А что можно сделать чтобы звук А поделился своей звонкостью.

Слушает ответы детей, и  предлагает поставить оба звука вместе АП. Какие вы знаете ещё гласные звуки?  

 То же самое производим со следующими звуками : УП, АП

Л-д:  И так чтобы услышать глухой звук, что надо сделать?  (Поставить гласный звук.)

И так чтобы услышать глухой он  должен находиться рядом со гласным. (На доску выставляются значок обозначающий предлог с (со) и красный квадрат которым обозначается гласный звук) , он так и называется согласный.

Л-д: И так почему же Лиза не услышала Машу и Максима.

    Ответы детей.

Л-д: А как вы думаете, что сказала мама, когда узнала что,  Маше и Максиму не досталось пирога?

Ответы детей.

5. Включение нового знания в систему.

Л-д:  А сейчас поиграем в игру «Хлопни» - я буду называть, различные звуки, слоги, слова а вы если услышав,  звук П – хлопните в ладоши. И так закройте глаза.

Л-д: Называет  А, У , Р, П, С. СО, АП, ПУХ, СОК, ТОП, КОТ, СОМ, ПАПА, МАМА, СУП, ПОТ, КОМ, КЛОП.

6. Осмысление.

Л-д:  Ребята, а кому вы помогали?

Дети: Девочке Лизе.

Л-д:   А в чём вы ей помогли

Ответы детей.

Л-д:  Что нового узнали?

 Ответы детей:( Звук П согласный, глухой.)

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...