Конспект логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ларионова Марина Владимировна

Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста с ТНР на тему "Космос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_na_temu_kosmos.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.

Тема: «Космос».

Цель: Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме «Космос», развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Активизация и расширение словаря.

- Активизация связной речи (отвечать на вопросы полным ответом, составление предложений с предлогами, описание космических объектов, умение правильно задать вопрос).

- Совершенствование грамматического строя речи (словоизменение и словообразование).

- Закрепление и совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов.

- Закрепление навыка чтения.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать монологическую речь (описания объектов космоса).

- Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

- Развитие фонематического анализа и синтеза.

- Развитие диалогической речи.

- Согласование речи с движением.

Коррекционно-образовательные:

- Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности.

- Продолжать формировать навыки сотрудничества и общения, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

- Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

Проектор, коврограф, картинки с изображением объектов космоса (демонстрационые), колпачки, мяч, картинки-тюбики с космической едой по количеству детей, буквы, трубочки коктейльные, шприц с краской, листы бумаги по количеству детей.

Предварительная работа:

  1. Актуализация знаний по лексической теме;
  2. Развитие логического мышления;
  3. Развитие фонематического анализа и фонематических представлений;
  4. Закрепить умение составлять описательные рассказы;
  5. Развитие общей моторики.

Орг. Момент

- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Присаживайтесь на стульчики.

- Отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить:

Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
(Космос)

- Правильно, это космос. А что это такое? Что можно увидеть в космосе? (Спутники, звезды, планеты, кометы, метеориты, туманности, солнце, галактики…)

-Какое слово самое длинное?

Земля, луна, Марс, планета.

Комета, метеориты, Уран, Луна.

Невесомость, космос, корабль, Земля.

- Ребята, а кто изучает космос (астроном).

- Мы тоже сегодня будем изучать космос. Для этого я приму вас в академию астрономов. Но для этого необходимо пройти испытание: надо выложить тему нашего занятия буквами. Только буквы придется раздобыть. Доставайте каждый по одной букве, прежде чем показать букву, назовите ее (каждый ребенок ищет букву и садится на место, все дети выкладывают слово «космос» на столе, читают и слово появляется на экране).

- Молодцы! Я посвящаю вас в астрономы! (логопед раздает колпачки детям) Вас ждут интересные задания. Если вы выполните все задания, то в конце занятия вас ждет сюрприз!

Основная часть.

1. – ( дети сидят) Вас ждут разные задания, предстоит отвечать на вопросы. Чтобы правильно и красиво отвечать надо потренировать язычки и голосок:

Артикуляц.упр.

Фонетич.ритм. (с,з,ш,ж,л,р)

Голосовая распевка.

Итак, приступим к изучению космоса (логопед поворачивает фланелеграф с изображением космических объектов).

-Рассмотрите в свои телескопы далекий космос (дети рассматривают). Посмотрите на космическую карту, здесь показан путь к 1-му объекту, который нам предстоит изучить. Что это за объект? (дети отвечают, приглашается 1 ребенок, который передвигает знак на доске. Правильно – звезда. А где находится звезда?

- Что такое звезды?

- У каждого слова есть слова-родственники, они все имеют одинаковую часть, назовите все слова-родственники к слову «звезда» (дети выбирают из предложенных картинок, при необходимости логопед помогает вопросами)

- Как можно назвать звезду ласково? Звездочка!

- Если на небе много звезд, то оно какое? Звездное.

- как можно назвать космический корабль, летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова "звезда". Звездолет

- Человек, который считает звезды. Звездочет!

-  А как называется явление, когда звезды "падают" с неба? Звездопад.

-  А как можно назвать скопление звезд на небе? созвездие.

-  Молодцы! Вот видите какая большая "семейка" получилась у нас к слову "звезда". Давайте еще раз вспомним все слова. Кто хочет, не подглядывая, назвать все слова? (вызывается ребенок, встает спиной к экрану и вспоминает слова).

2. – Догадайтесь, какой объект мы будем изучать следующим:

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект… (Комета)

- Это комета. Где она располагается? Что такое комета? (Ответы детей)

Правильно, комета – это небесное тело, состоит из пыли и газа. А что это тянется за кометой? (хвост) Какой он причудливой формы! Красота! Давайте зарисуем кометы. Подойдите к столу. У каждого лист бумаги (формат А4). Округлую часть кометы изобразить просто - капнем краски. А как нарисовать хвост? Нужно просто подуть на каплю краски через трубочку. (Дети самостоятельно выполняют работу) Какие интересные и разные получились у вас кометы! У кого комета с одним хвостом, а у кого и с тремя. Замечательно! Оставим наши работы на столах, пусть высохнут. Занимайте свои места.

3. – Продолжим наши исследования. К какому объекту ведет следующая схема. Да, это планета Земля. Что вы знаете про нашу планету? А какие еще планеты вы знаете? Догадайтесь по первому и последнему звуку, какую планету я загадала и она появится на своей орбите (задание с мячом, адресуется каждому ребенку). Все планеты на местах, теперь сосчитаем их. Встаньте рядом со стульчиками.

На Луне жил звездочет, (складываем руки так чтобы получился телескоп, смотрим в него)

Он планетам вел учет. ("считаем" указательным пальцем правой руки)

Меркурий – раз, (описываем круг руками)

Венера – два-с, (хлопаем в ладоши)

Три – Земля, (приседаем)

четыре – Марс. (встаем)

Пять – Юпитер, (наклон вправо)

шесть – Сатурн, (наклон влево)

Семь – Уран, (наклон вперед)

восьмой – Нептун, (наклон назад)

Девять – дальше всех – Плутон. (прыжок на месте)

Кто не видит – выйди вон. (развести руки в стороны).

логопед: молодцы! (дети садятся на свои места)

- Что вы знаете про Плутон?

(Плутон - космический объект, который раньше считался полноценной планетой нашей Солнечной системы. Но как оказалось, он слишком маленький и имеет неправильную орбиту, поэтому теперь в нашей солнечной системе 8 планет, а Плутон считается карликовой планетой)

- Садитесь на места.

4. – Какой объект следующий? Посмотрите на схему. Это космическая станция. Что необходимо космонавтам, чтобы жить на космической станции? Как питаются космонавты в космосе? Давайте подпишем продукты для космонавтов (тюбики с картинками слов: СОК, СУП, СЫР, КАША, ЧАЙ, РИС, РЫБА, ЛИМОН, ПИРОГИ). Дети выкладывают схемы слов за столом.

- Назовите только гласные в своем слове.

5. – Проходите обратно на стульчики. Посмотрите на следующую схему. К какому объекту ведет этот путь?

Всё ракета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора –

Это чёрная…(Дыра)

- Ребята, мы видим самое опасное место в космосе – чёрная дыра. Что вы можете рассказать про нее? Она, как пылесос, втягивает все объекты, которые находятся рядом с ней. Чтобы не пропасть в черной дыре надо уметь подавать зашифрованные сигналы (каждый ребенок, по образцу, отстукивает ритмический рисунок) и расшифровывать полученные (ребусы на экране).

 6. – Какой следующий объект? Это ракета. Ракета пока летела растеряла слова, давайте соберем предложения из «рассыпанных» слов.

Светят, небе, темном, звезды, в.

В, летит, космонавт, ракете.

Глядит, Землю, на, вниз.

(на экране появляется таблица мнемотех.)

- у нас получились не просто предложения, а целое стихотворение. Проговорим его вместе, а картинки нам помогут.

В темном небе звезды светят.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной

- Как вы думаете, что за космонавт летит в ракете? Про кого стихотворение? (На экране появляется фото Ю.Гагарина) Чем знаменит этот космонавт?

Заключительная часть.

Рефлексия. Получение призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...