Автоматизация звука [Ш] в заданиях, направленных на формирование лексико-грамматических операций смыслового восприятия.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cmysl_sh.doc | 919.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед Власова Л. В.
Автоматизация звука [Ш] в заданиях,
направленных на формирование
лексико-грамматических операций смыслового восприятия.
ОНР - системное нарушение речевой деятельности. У детей с ОНР в ряду выраженных трудностей оказывается осмысление содержания речевого материала, представленного в конкретной языковой форме; отсутствие гибкости смыслового анализа языковых структур. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. В связи с этим, при коррекции звукопроизношения логопеду необходимо насыщать занятия материалом, направленным не только на формирование фонетико-фонематического недоразвития, но и на развитие, коррекцию лексико-грамматического строя речи.
Кроме представленных видов заданий, в занятия по коррекции звукопроизношения включают загадывание и придумывание загадок; отгадывание предмета по его частям; по его описанию; подбор к предмету слов-признаков, слов-действий; пересказ текста с придумыванием конца или начала рассказа.
- Что бывает …?
Сладким? Спелым? Быстрым? Горячим? Шерстяным? Деревянным? Гоночным?
(Слова: груша, шоколад, картошка, шашлык, машина, карандаш, шкатулка, шарф, шлем)
2. Доскажи словечко и повтори предложение целиком.
Паша ставит… Паша кладет… Паша вешает… Паша кушает…
(Слова: вишня, рубашка, шахматы, шампунь, каша, ватрушка, подушка, шкаф, ложка)
3. Сравни…
- Кто больше, кто меньше? (лягушка - кошка)
- Что выше? (башня - вешалка)
- Что шире? (шарф – речушка)
- Кто старше? Кто младше? (внучка Маша – бабушка)
- Машинка ближе к малышу, чем мишка. Что дальше мишка или погремушка?
- Алеше 6 лет, а Наташе 5 лет. Кто младше? Кто старше?
4-ый лишний. Объясни свой выбор.
Петушок – матрешка – пушка - ракушка
Чашка – душ – кувшин - ложка
Шапка - шуба – рубашка - шорты
Мышь – мартышка – кукушка - лошадь
Шиповник – петрушка – ромашка – шоколад
Ландыш –каштан – шишка - груша
Шофер - шахтер – волшебник - швея
5. Придумай предложения со словами:
Кошка – крыша
Денежки - кошелёк
Шуршать – бумажка
Помешать – каша
Мальчишки – мешать
Штаны – шить
Кармашек – пришить
Вышить – вишенка
Ракушка – нашёл
Ушёл – из, ушёл – от
Пришёл – в
Перешел - через
6. Придумай конец и скажи предложение целиком.
Маша надела шубу, потому что …
Наташа вышла из комнаты, чтобы …
Андрюша помыл грушу, потому что …
Миша берет книжку, чтобы …
Алеша взял ложку, потому что …
Бабушка чистит картошку, чтобы …
Дедушка пошёл в магазин, потому что …
Миша кладет монеты в кошелёк, чтобы …
Подружка нюхает ландыши, потому что …
Мальчишки взяли клюшки, чтобы …
7. Соедини картинки, подходящие по смыслу. Объясни свой выбор.
| |||
8. Небылицы. Исправь предложения.
Шашлык готовит дедушку.
Капюшон накинул Катюшу.
Опушка летит над кукушкой.
Душ моют под малышом.
Штаны штопают бабушку.
Шиповник летает над шмелем.
Шарф намотал Мишу на шею.
Шишки кидают в мальчишек шалунов.
Чашкой помешай сахар в ложке.
Школа быстро шагает к мальчишкам.
Карандаш Дашей пишет букву «Ш».
Швея шьет на рубашке швейную машинку.
Петушок Ванюшу раскрашивает карандашом.
Шоколадные конфеты больше всего любят Наташу.
Вишня в огороде, а картошка на дереве.
Варежки на ногах, а галоши на руках.
Шампунем чистят зубы, а порошком моют голову.
Лягушка кукарекает, петушок пищит.
Мышка тихо шуршит копытами.
Использованная литература:
Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.
Жихарева-Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми.
Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.
Шулекина Ю. А. Выявление и коррекция нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и автоматизации звука Ш.
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и автоматизации звука Ш. (подготовительная к школе группа)...
Комплексный материал "Формирование лексико-грамматического строя речи и предупреждение дисграфии на этапе автоматизации звука [Ш]"
Формирование лексико-грамматического строя речи и профилактика различных видов дисграфии у детей с нарушением речи на основе применения различного комплексного материала будут способствовать автоматиз...
Тематическое планирование по формированию лексико-грамматических представлений, фонематического восприятия, связной речи и звукопроизношения в младшей группе с ТНР
Тематическое планирование по формированию лексико-грамматических представлений, фонематического восприятия, связной речи и звукопроизношения в младшей группе с ТНР...
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ...
НОД по формированию лексико-грамматического строя речи и фонематического восприятия у детей с ОНР дошкольного возраста.
Коррекционно-образовательные задачи: развитие мимических мышц; уточнение, активизация и накопление словаря по теме «Весна»; закрепление умения составлять предложение; закрепление навыка согласования с...
Формирование лексико-грамматического строя речи в процессе автоматизации звуков (карточки с домашними заданиями)
Данный материал поможет логопедам , воспитателям и родителям формировать лексико-грамматический строй речи у детей с речевыми нарушениями в процессе автоматизации определенного звука. Карточки содержа...
Формирование лексико-грамматического строя речи в процессе автоматизации звука [С] по лексической теме «Транспорт».
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с РАС....