Автоматизация звука [Ш] в заданиях, направленных на формирование лексико-грамматических операций смыслового восприятия.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Власова Лидия Вадимовна
ОНР - системное нарушение речевой деятельности. У детей с ОНР в ряду выраженных трудностей оказывается осмысление содержания речевого материала, представленного в конкретной языковой форме; отсутствие гибкости смыслового анализа языковых структур. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. В связи с этим, при коррекции звукопроизношения логопеду необходимо насыщать занятия материалом, направленным не только на формирование фонетико-фонематического недоразвития, но и на развитие, коррекцию лексико-грамматического строя речи. Кроме представленных видов заданий, в занятия по коррекции звукопроизношения включают загадывание и придумывание загадок; отгадывание предмета по его частям; по его описанию; подбор к предмету слов-признаков, слов-действий; пересказ текста с придумыванием конца или начала рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cmysl_sh.doc919.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Власова Л. В.

Автоматизация звука [Ш] в заданиях,

направленных на формирование

лексико-грамматических операций смыслового восприятия.

         ОНР - системное нарушение речевой деятельности.  У детей  с ОНР в ряду выраженных трудностей оказывается осмысление содержания речевого материала, представленного в конкретной языковой форме; отсутствие гибкости смыслового анализа языковых структур. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. В связи с этим, при коррекции звукопроизношения логопеду необходимо насыщать занятия материалом, направленным не только на формирование фонетико-фонематического недоразвития, но и на развитие, коррекцию лексико-грамматического строя речи.

        Кроме представленных видов заданий, в занятия по коррекции звукопроизношения включают загадывание и придумывание загадок; отгадывание предмета по его частям;  по его описанию; подбор к предмету слов-признаков, слов-действий; пересказ текста с придумыванием конца или начала рассказа.

  1. Что бывает …?

Сладким? Спелым? Быстрым?   Горячим? Шерстяным? Деревянным? Гоночным?

(Слова: груша, шоколад, картошка, шашлык, машина, карандаш, шкатулка, шарф, шлем)

     2. Доскажи словечко и повтори предложение целиком.

Паша ставит…  Паша кладет… Паша вешает… Паша кушает…

(Слова: вишня, рубашка, шахматы, шампунь, каша, ватрушка, подушка, шкаф, ложка)

3. Сравни…

- Кто больше, кто меньше? (лягушка - кошка)

     

- Что выше? (башня - вешалка)

   

- Что шире? (шарф – речушка)

     

- Кто старше? Кто младше? (внучка Маша – бабушка)

   

- Машинка ближе к малышу, чем мишка. Что дальше мишка или погремушка?

   

- Алеше 6 лет, а Наташе 5 лет. Кто младше? Кто старше?

        

 4-ый лишний. Объясни свой выбор.

Петушок – матрешка – пушка - ракушка

Чашка – душ – кувшин - ложка

Шапка - шуба – рубашка - шорты

Мышь – мартышка – кукушка - лошадь

Шиповник – петрушка – ромашка – шоколад

Ландыш –каштан – шишка - груша

Шофер - шахтер – волшебник - швея

5. Придумай предложения со словами:

Кошка – крыша

Денежки - кошелёк

Шуршать – бумажка

Помешать – каша

Мальчишки – мешать

Штаны – шить

Кармашек – пришить

Вышить – вишенка

Ракушка – нашёл

Ушёл – из, ушёл – от

Пришёл – в

Перешел - через

   6. Придумай конец и скажи предложение целиком.

Маша надела шубу, потому что …

Наташа вышла из комнаты, чтобы …

Андрюша помыл грушу, потому что …

Миша берет книжку, чтобы …

Алеша взял ложку, потому что …

Бабушка чистит картошку, чтобы …

Дедушка пошёл в магазин, потому что …

Миша кладет монеты в кошелёк, чтобы …

Подружка нюхает ландыши, потому что …

Мальчишки взяли клюшки, чтобы …

7. Соедини картинки, подходящие по смыслу. Объясни свой выбор.

                   

8. Небылицы. Исправь предложения.

Шашлык готовит дедушку.

Капюшон накинул Катюшу.

Опушка летит над кукушкой.

Душ моют под малышом.

Штаны штопают бабушку.

Шиповник летает над шмелем.

Шарф намотал Мишу на шею.

Шишки кидают в мальчишек шалунов.

Чашкой помешай сахар в ложке.

Школа быстро шагает к мальчишкам.

Карандаш Дашей пишет букву «Ш».

Швея шьет на рубашке швейную машинку.

Петушок Ванюшу раскрашивает карандашом.

Шоколадные конфеты больше всего любят Наташу.

Вишня в огороде, а картошка на дереве.

Варежки на ногах, а галоши на руках.

Шампунем чистят зубы, а порошком моют голову.

Лягушка кукарекает, петушок пищит.

Мышка тихо шуршит копытами.

Использованная литература:

Богомолова А. И.  Логопедическое пособие для занятий с детьми.

Жихарева-Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми.

Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.

Шулекина Ю. А.  Выявление и коррекция нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и автоматизации звука Ш.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка и автоматизации звука Ш. (подготовительная к школе группа)...

Комплексный материал "Формирование лексико-грамматического строя речи и предупреждение дисграфии на этапе автоматизации звука [Ш]"

Формирование лексико-грамматического строя речи и профилактика различных видов дисграфии у детей с нарушением речи на основе применения различного комплексного материала будут способствовать автоматиз...

Тематическое планирование по формированию лексико-грамматических представлений, фонематического восприятия, связной речи и звукопроизношения в младшей группе с ТНР

Тематическое планирование по формированию лексико-грамматических представлений, фонематического восприятия, связной речи и звукопроизношения  в младшей группе с ТНР...

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ...

НОД по формированию лексико-грамматического строя речи и фонематического восприятия у детей с ОНР дошкольного возраста.

Коррекционно-образовательные задачи: развитие мимических мышц; уточнение, активизация и накопление словаря по теме «Весна»; закрепление умения составлять предложение; закрепление навыка согласования с...

Формирование лексико-грамматического строя речи в процессе автоматизации звуков (карточки с домашними заданиями)

Данный материал поможет логопедам , воспитателям и родителям формировать лексико-грамматический строй речи у детей с речевыми нарушениями в процессе автоматизации определенного звука. Карточки содержа...