ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
картотека по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
- Игра «Узнай по описанию»
Цель: обогащение и уточнение словаря прилагательных.
Инструкция: послушай загадку и скажи, о ком она.
- Про кого можно сказать: большой, косолапый, неповоротливый?
- Лежебока, сладкоежка, бурый и лохматый, кто это?
Оборудование: предметные картинки.
Ход проведения. Ребенку предлагается послушать загадки и отгадать их. При правильном ответе предъявляется предметная картинка и ребенка просят еще раз назвать прилагательные, описывающие ее.
- Игра «Кто как голос подает»
Цель: обогащение и уточнение глагольного словаря.
Инструкция: скажи, кто как голос подает?
Оборудование: предметные картинки.
Ход проведения. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и сказать, кто как подает голос. ( Голубь воркует, корова мычит, воробей чирикает, кошка мяукает, петух кукарекает, собака лает, курица кудахчет, свинья хрюкает, гусь гогочет, мышка пищит, утка крякает, волк воет, кукушка кукует, медведь рычит).
- Игра «Назови ласково»
Цель: обучение употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Инструкция: сегодня мы пойдем в гости к медведю. Медведь маленький, и его можно назвать «медвежонок». Все предметы для медвеженка тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
Оборудование: медвежонок и вещи из его домика-берлоги
Ход проведения. Логопед предлагает детям пригласить в гости медведя. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, тарелочка, ложечка, вилочка, яблочко, орешек, шишечка и др.).
- Игра «Кто что делает?»
Цель: обучение словообразованию приставочных глаголов.
Оборудование: картинки с изображением действий.
Ход проведения и инструкция: ребенку показывают картинки и предлагают ответить на вопрос:
- Что делает медведь?
- Что делает медведица?
- Что делает медвежонок?
- Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?»
Цель: обучение употреблению названий детенышей животных.
Оборудование: предметные картинки с изображением семейки животных.
Инструкция и ход проведения: На доске картинка по сказке «Три медведя».
- Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя»)
- Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа - медведь Михаил Иванович, мама - медведица - Настасья Петровна, детеныш - медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя - это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.
Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (можно и детенышей во множественном числе) животных: лис - лиса - лисенок, заяц - зайчиха - зайчонок, волк - волчица - волчонок, еж - ежиха - ежонок, лев - львица - львенок, тигр - тигрица - тигренок, слон - слониха - слоненок.
- А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык - корова - теленок, пес - собака - щенок, кролик - крольчиха - крольчонок, кот - кошка - котенок)
- «Угадай игрушку»
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это... (медведь, заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она коричневая. Хвостик короткий, а ножки косолапые. Любит мед, ходит неуклюже, но очень ловко лазает по деревьям». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.
- «Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки игрушки (предметы), называет их («Это медведь»), а ребенок называет признаки («мягкий, косолапый, коричневый, лохматый…и т.д.»).
- «Исправь ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.
Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: медведь красного цвета кушает банан; медвежонок с ушами зайца; и т.п. Ребенок исправляет: медведь коричневый и кушает мед; у медвежонка круглые маленькие ушки.
- «Кто больше увидит и назовет»
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Взрослый и ребенок рассматривают медведя, называют детали внешнего вида (глаза, цвет шерсти, лапы…). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая и тд.
- «Сравни медвежат»
Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.
Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой — коричневый и маленький.
— Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный.
— Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)
— Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)
- «Сравни разных зверят».
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.
- «Кто лучше похвалит»
Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь».
Ребенок: А у меня заяц.
— У медведя коричневая шубка.
— А у зайца белая.
— У медведя маленькие круглые ушки.
— А у зайца уши длинные.
- «Поручения»
Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.
В гости к ребенку на машине приезжают игрушки: Мышка и Мишка.
— Хочешь, чтобы Мишка покатал Мышку? Надо попросить его: «Мишка, поезжай!» А сейчас ты попроси Мишку, чтобы он спел, потанцевал, а мышке скажи, чтобы она спряталась, легла на бочок, на спинку. (Мышка, ляг на бочок! Мишка, спой!)
Можно давать Мышке и Мишке разные задания: попрыгать, поскакать, побегать, поиграть и т.п.
- «Кто что умеет делать»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например,
- Медведь - рычит, лазает по деревьям, спит в берлоге, собирает малину, кушает мед.
- кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком;
- собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
- Такую игру можно проводить на разные темы.
- «Кто больше слов скажет»
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Взрослый показывает ребенку картинку — например, медведя — и предлагает сказать о нем, какой он, что умеет делать, какой он по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: медведь - бурый, неповоротливый, косолапый, сладкоежка, лохматый, свирепый, справедливый, и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.
для детского сада...
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей c ОНР.
Картотека дидактических игр, направленных на формирование лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей....
Консультация для родителей на тему "Игры по формированию лексико-грамматических представлений у дошкольников"
Описание игр на активизацию словаря, формирование лексико-грамматической стороны речи у дошкольников...
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей
перечень игр по развитию лексико-граматического строя речи по темам...
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.
ОСЕНЬ1. «Что бывает осенью?» Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.Ход. На с...
"УЧИМСЯ, ИГРАЯ" - интерактивные игры по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9126427","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Игры своими руками. Игры по формированию лексико-грамматического компонента через развитие мелкой моторики.
Данная подборка игр будет интересна как педагогам так и родителям. Все игры выполнены своими руками. Игры направлены на развитие словаря дошкольников, совершенствование грамматической стороны реч...