Тема "Домашние птицы"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Архангельская Татьяна Николаевна
Коррекционные упражнения для развития речи детей по теме: "Домашние птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_domashnie_ptitsy_st.gr_.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Домашние птицы

Дата

Содержание

Выполнение

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Словарь

Существительные: индюшка, индюк, хохлатка, наседка,  квочка, выводок, куры, утки, гуси, цыплята, гусята, индюшата, утята, селезень, гребешок, хвост крылья, клюв, хвост, ноги.

Глаголы: выводить, высиживать, плавать, кормиться, нахохлится, кукарекать, гоготать, кудахтать, крякать, взлетать, клевать.

Прилагательные: пестрый. рябая, разноцветный, красный, заботливая.

  1. Лексико-грамматический строй.
  1. Продолжи предложение:

На птичьем дворе живут куры, …утки, гуси, индюки, петухи.

Птичница кормит кур, …уток, петухов, цыплят, утят, индюков, гусей..

Мы любуемся курами, …утками, индюками, цыплятами, утятами, петухами, гусями.

Человек заботится о ... курах, утках, индюках, гусях, цыплятах, утятах, петухах.

Домашних птиц кормят зерном, … пшеном, крошками хлеба, горохом, овощами.

2. Игра «Один- много»

Гусь – гуси,       утка – утки,     курица – куры,      

индюк – индюки,   петух – петухи

Гусёнок – гусята,   утёнок – утята,  цыплёнок – цыплята,  

индюшонок – индюшата.

3. Игра «Назови ласково»

Утка – уточка,                          курица – курочка,      

 цыплёнок – цыплёночек,       утёнок – утёночек,

петух – петушок,                    крыло – крылышко,

 шея – шейка,                           голова – головка,

клюв – клювик,                       хвост – хвостик,

перо – пёрышко.                     Голос - голосок

4.  Подобрать как можно больше слов к птицам, которые отвечают на вопрос «что делает?»

Кто как голос подаёт?

Ку-ка-ре-ку – кричит…

Ко-ко-ко, кудах-тах-тах, куд-куда – кудахчет …

Пи-пи-пи – пищит…

Га-га-га – гогочет …

Кря-кря-кря – крякает …

Цып-цып-цып – птичница подзывает … (кур, цыплят, петуха)

Ути-ути-ути – птичница подзывает …

Курица – кудахчет, квохчет, гусь – гогочет, шипит, утка – крякает, петух – кричит, кукарекает, цыплёнок – пищит.

Кто как передвигается?

Курица ходит, бегает, летает;

утка (гусь) – ходит, плавает, ныряет;

Кто как ест?

Курица, петух – клюёт зерно, выкапывают червяков, утка – щиплет травку, клюёт зерно

Про кого говорят:  кудахчет -…, гогочет -.., плавает- …, крякает - .., шипит -…, пищит -.., кукарекает - …, ныряет - …, клюёт - … .

  1. Продолжи предложение:

У животных шерсть, а у птиц …

У человека есть нос и рот, а у птиц ..

У животных четыре лапы, а у курицы …

Человек ходит, а птица умеет ….

Животные кормят своих детёнышей молоком, а птицы…

У человека дом, а у птиц …. гнездо.

Человек ест, жуёт, а птица  зёрнышки … клюёт.

Человека дети, а у птицы …. птенцы.

  1. Подобрать как можно больше слов к животным, которые отвечают на вопрос «Какой? Какая? Какие?»

Курица – пёстрая, заботливая, маленькая, красивая

Петух – красивый, гордый, задиристый, крикливый

Гусь – большой, белый (серый), длинношеей.

  1. 6. «Сосчитай до пяти».

          Один гусь, два гуся,…, пять гусей.

одна утка, один петух, одна курица.

Одно яйцо.

7.  «У кого что есть…»

У курицы – 2 лапы, крылья, хвост, шея, голова, клюв.

У гуся–…, у утки - …, у цыплёнка - …, у индюка - …

8. Кто у кого? Собери семью.

мама                  папа                   птенец

курица -            петух -              птенец

утка - .              селезень -          утёнок

индейка -         индюк -               индюшонок

гусыня-            гусь -                  гусёнок

Помогите малышам,

Потеряли дети мам.

Ну-ка, марш назад, цыплятки,

Залезать нельзя на грядки.

Ищет вас волнуется,

Ваша мама ….

Эй, утята, вы куда?

Здесь собачья будка.

Ждём вас около пруда

Ваша мама …

Шею вытянул гусёнок,

Озирается спросонок.

Еле-еле соню-сына

Под крыльцом нашла …

Что стряслось у индюшат,

Почему они спешат?

У сарая за кадушкой

Червяка нашла …

Малыши и мамы рады,

Снова вместе, снова рядом.

            Кто кем станет?

Утёнок – станет уткой, селезнем; гусёнок станет – гусем; цыплёнок – станет петухом, курицей, индюшонок станет – индюком.

9. «А ну-ка ребятки отгадайте загадки!»

 (отгадывание загадок про домашних птиц)

10. Сравни. Что общего и чем отличаются?

Цыплёнок-утёнок, курица-петух.

11. МОЙ. МОЯ.МОЁ.МОИ. Кто сказал?

Ребёнок ведущий отворачивается и и по голосу узнаёт ребёнка, который ответил на вопрос воспитателя:

Это чья утка?  - ребёнок отвечает Это моя утка.

Это чей гусь?

Это чья курица?

это чей петух?

Это чей цыплёнок?

Это чей утёнок?

Это чей индюк?

Это чей  индюшонок?

Это чьё яйцо?

Это чьи утята?

12. Кто, где? (игра с мячом)

Выбирают маму курицу. Красно солнышко взошло,

                                              Утро к нам во двор пришло.

                                               Вышла курочка – хохлатка,

                                               А за ней её цыплятки.

                                               Мама курочка хлопочет,

                                                Разыскать цыпляток хочет!

Мама- курица даёт задание: передай мяч цыплёнку, стоящему справа (слева), напротив, за тобой, стоящему в начале, в конце, вторым, четвёртым и т.д.

13. Чтение сказок и рассказов.: Г.Х.Андерсен. Гадкий утёнок,

                               М. Пришвин Курица на столбах. Ребята и утята.

                                К. Чуковский. Путаница.

                                                       Храбрый утёнок Тим

                                В. Сутеев Это что за птица?

Вспомнить

Петушок, петушок.

Золотой гребешок.

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь

Деткам спать не даёшь.

14. Подвижная игра «Домашние птицы».

 Наши уточки с утра -          идут по кругу вперевалочку, как уточки.

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда -            идут, вытянув шею, руки «крылья» назад.

Га-га-га! Га-га-га!

Наши курочки в окно –    останавливаются, встают в круг, бьют руками

                                                                       по бокам

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок          встают спиной в круг, вытягивают шею вверх

Раным-рано поутру             поднимаются на цыпочки

Нам поёт: ку-ка-ре-ку!

Развитие фонематического восприятия.

  1. Проговаривать слоги:

НА-НА-АН           ОН-ОН-УН          НАН-НОН-НУН

НО-НО-ОН           АН-АН-ЫН          НУН-НЫН-НЭН

НУ-НУ-=УН          ЫН-ЫН-ОН         НАД-НОД-НУД

НЫ-НЫ-ЫН         УН-УН-ЫН           НАМ-НОМ-НУМ

  1. Звук «Н».

Игра «Внимательные ушки».

Хлопни, если услышишь звук «Н» в начале слова: нос, волк, ноги, носорог, тапки, мост, носки, нора, жук, собака, народ, навес, ноты, лодка, наука, ножницы, нарцис, нырять, стол, назад, новости.

Развитие звукопроизношения.

(по индивидуальным тетрадям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....