"Рекомендации логопеда по оснащению развивающей среды в группах ДОУ с целью развития речи дошкольников"
консультация по логопедии (старшая группа)

Родина Анна Валерьевна

Рекомендации логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rek-ii_logopeda_po_osnashcheniyu_razv_sredy.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации «Оснащение центра речевого развития в ДОУ»

Наполнение  речевого центра должно  отражать  все направления работы по развитию речи:

-развитие словаря ребёнка;

-работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам  словообразования,  формирование  грамматически  правильной речи);

-развитие  связной  речи  (составление  описательных  и  творческих рассказов,  пересказы, описание  картин и предметов, работа  с  загадками, пословицами и поговорками, стихами);

-воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания,  развитие  слухового  внимания  и  фонематического  слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);

-подготовка  к  обучению  грамоте  (знакомство  со  звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);

-развитие мелкой моторики и графомоторной функции;

-знакомство с художественной литературой. Необходима  организация  двух  центров,  стимулирующих  речевую активность  детей.  Это  литературный  центр  (книжный  уголок)  и  центр речевого развития (речевой уголок).Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию. Литературный центр

Возрастная группа Оснащение книжного уголка1 младшая В книжном уголке должно находиться немного книг –4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:1)книги  на  плотной  основе  по  знакомым  программным сказкам, потешкам, объемом не более5 листов;2)книги  с  динамичными  элементами  (двигающиеся  глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);3)книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного  листа),  книжки –четвертушки,  книжки –малышки;4)книжки-панорамы  (с  раскладывающимися  декорациями, двигающимися фигурками);5)музыкальные  книжки  (с  голосами  животных,  песенками сказочных героев и т.п.);6)книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;7)предметные  картинки  с  изображением  предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных),  сюжетные  картинки  с  самыми  простыми сюжетами.2 младшая, средняя В уголке должно находиться 4 –5 наименований книг:1)книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;2)книги с обычной листовой структурой;3)эстампы на темы русских народных сказок. 4)сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям. Средняя В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные -в шкафу):

1)книги  с  одним  и  тем  же  произведением, но иллюстрированные разными художниками;

2)альбомы  дополняются  по  темам:  «Российская  армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;

3)открытки для рассматривания по произведениям;

4)портреты  писателей:  С.  Маршак,  В.  Маяковский,  А. Пушкин;

5)тематические  выставки  «Сказки»,  «Времена  года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);

6)материал для ремонта книг Старшая

1)10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);

2)портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов,К. Чуковский;3)книги, рекомендованные программой;

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка книжками –малышками. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребѐнка, учѐтные карточки на каждую книгу и др.)Речевой центр Возрастная группа Наполняемость речевого уголка Младший дошкольный возраст

1. Наборы картинок и открыток по основным лексическим темами  для  группировки,  до  4-6  в каждой  группе: домашние  животные,  дикие  животные,  животные  с детѐнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты  питания,  одежда,  посуда,  мебель,  транспорт, предметы обихода и др.2.  Наборы  предметных  картинок  для  последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).4)книги –самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;5)энциклопедии («умные» книжки), словари;6)«Толстые»книжки;7)альбомы или иллюстрации дополняются тематикой о Родине, технике, космосе и др.;8)наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;9)портреты художников –иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушини др.);10)тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему(1 раз в квартал).Подготовительная к школе Количество книг в уголке не регламентировано.1)книги на различную тематику (рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):2)2-3 сказочных произведения;3)стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребѐнка, знакомящие его с историей нашей родины, с еѐ сегодняшней жизнью;4)издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;5)весѐлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Э.Успенского и др.писателей с иллюстрациями наших лучших художников;6)книги, которые дети приносят из дома;7)книги на школьную тематику;8)портреты известных детских писателей, поэтов.

3.  Серии  из  3-4  картинок  для  установления последовательности  событий  (сказки,  социобытовые ситуации).4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).6.  Сюжетные  картинки  крупного  формата  (с  различной тематикой, близкой ребенку, -сказочной, социобытовой)7. Лото различного типа(«Домашние животные и птицы», «Дикие животные» и др.).8. Игрушки(дидактические, образные, наборы игрушек).9. Пособия и игры для формирования правильного речевого дыхания:«Листочки»;  «Бабочки»;  «Волшебный  пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинкии др.10. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия  и  слуха:  шумовые  инструменты;  звуковые коробочки; погремушки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.11.Развитие  мелкой  моторики:  массажные  мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.Средний дошкольный возраст1.  Наборы  картинок по  лексическим  темам  и для группировки  и  обобщения  (до  8-10  в  каждой  группе): животные,  птицы,  рыбы,  насекомые, растения,  продукты питания,  одежда,  мебель,  здания,  транспорт,  профессии, предметы обихода и др.2.  Наборы  парных  картинок  типа  «лото»  из  6-8  частей.3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).4.  Наборы  табличек  и  карточек  для  сравнения  по  1-2 признакам (логические таблицы).5.  Наборы  предметных  картинок  для  группировки  по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).6.  Серии  картинок  (по  4-6)  для  установления последовательности  событий  (сказки,  социобытовые ситуации, литературные сюжеты).7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).8.  Сюжетные  картинки  с  разной  тематикой,  крупного  и мелкого формата.9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).

10.  Разрезные  сюжетные  картинки  (6-8  частей).11.  Разрезные  контурные  картинки  (4-6  частей).12. Набор кубиков с буквами.13. Набор карточек с изображением предмета и названием.14. Игрушки(дидактические, образные, наборы игрушек).15.  Результаты  творческой  деятельности  детей:  альбомы детских  загадок,  книжки  детских  сказок,  портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности16. Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания:«Листочки»;  «Бабочки»;  «Волшебный  пушок»; разноцветные  шарики;  султанчики;  бумажные  снежинки; вертушки —карандаши;  колокольчики  из  фольги  на ниточке и др.17. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия  и  слуха:  шумовые  инструменты;  звуковые коробочки;  предметные,  сюжетные  картинки  для активизации и автоматизации звуков.18.Пособия  для  развитиемелкой  моторики:  массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.Старший дошкольный возраст1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания  (тренажеры,  «Мыльные  пузыри»,  надувные игрушки, «Листочки»; «Бабочки» и др.).2. Пособия  и  игры  для  формирования  фонематического восприятия  и  слуха:  шумовые  инструменты;  звуковые коробочки;  предметные,  сюжетные  картинки  для автоматизации звуков и их; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); 3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое  лото»,  «Определи  место  звука»,  «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).4.  Игры  для  совершенствования  грамматического  строя речи.5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.6. Наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте7.  Результаты  творческой  деятельности  детей:  альбомы детских  загадок,  книжки  детских  сказок,  портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности8. Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания:«Листочки»;  «Бабочки»;  «Волшебный  пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки;  вертушки —карандаши;  колокольчики  из

фольги  на  ниточке;  «Чей  кораблик  доберется  быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.9.Развитие  мелкой  моторики:  массажные  мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.10. Аудиозапись со звуковыми эффектами.10.  Компьютерные  программы  по  развитию  речи  и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для: режиссерских игр с пальчиковым театром, театра бибабо, настольного театра, плоскостного театра, костюмов для игр-драматизаций  и  др.  Для  разыгрывания  сказки  или  игровой  ситуации  на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф.Наглядный,  дидактический  материал  в  речевом  уголке  меняется  в соответствие с тематикой недели (лексической темой).Атрибутом  речевого  уголка  может  быть  игровой  персонаж  (мягкая игрушка, персонаж мультфильма и др.). Можно придумать название центра.Для  центра  речевого  развития  необходимо  свободное  место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули,  из  которых  конструируютсяигровые  уголки  для  создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит  развитие  связной  и  образной  речи.  С  этими  же  целями содержание  кукольного  уголка  соответствует  ситуациям  различных сюжетно-дидактических игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах доступных для детей младшего возраста, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями для детей старшего дошкольного возраста. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Веселый зоосад», «Аптека» и др.

Литература:1.Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Моделирование развивающей  предметно-пространственной  среды  в  детском саду.  ФГОС  ДО Методическое  пособие"  /  Под  ред.  О.В. Дыбиной. –М.: ТЦ Сфера, 2015. –128 с. (Управление детским садом).2.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском  саду.  Принципы  построения,  советы,  рекомендации:Методическое пособие для педагогов ДОУ.–СПб.:«Детство-Пресс», 2005. –192 с.3.Цквитария  Т.А.  В  помощь  старшему  воспитателю.  Книга2: Диагностика,  предметно-пространственная  среда. –М.:  ТЦ Сфера, 2014. –128 с. (Управление детским садом).4.Интернет-ресурс: Леонтьева Е. В.Предметно –пространственная развивающая  среда и речевая деятельность  старших дошкольников  с  ОНР  в  свете  введения  ФГОС  ДО.http://nsportal.ru/5.Интернет-ресурс:  Новикова  А.  Предметно-развивающая  среда для   познавательно-речевого   развития   воспитанников http://www.maam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации воспитателям по созданию развивающей среды в группах

Даются конкретные рекомендации по созданию развивающей среды, раскрываются принципы создания развивающей спеды, функции для каждой возрастной группы....

ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Технологии в создании развивающей среды для организации продуктивной деятельности детей старшего докольного возраста....

Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников» Подготовила воспитатель Ивченко Н.А.

Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процесс...

Рекомендации по созданию предметно – развивающей среды в группах для организации конструктивно- модельной деятельности детей дошкольного возраст

Конструкторы для детей помогут родителям развить у ребенка наглядно- действенное и образное мышление, воображение, память, понимание причинно-следственной связи, внимание и пространственную ориентацию...

Консультация для педагогов тема: «Организация предметно-развивающей среды в группе, способствующей сенсорно-математическому развитию дошкольников»

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так да...

Организация предметно-развивающей среды в группе, способствующей сенсорно-математическому развитию дошкольников (выступление на семинаре)

Развивать мышление детей не менее важно, чем способствовать их физическому или речевому развитию.Сенсорика – это освоение формы, цвета и величины предмета. Она является неотъемлемой частью матем...

«Создание оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей»

Представлен методический материал по организации образовательного пространства центров развивающей среды – речевой уголок. Освещены основные правила и технологии, которые используют при фор...