"Рекомендации логопеда по оснащению развивающей среды в группах ДОУ с целью развития речи дошкольников"
консультация по логопедии (старшая группа)
Рекомендации логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rek-ii_logopeda_po_osnashcheniyu_razv_sredy.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации «Оснащение центра речевого развития в ДОУ»
Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи:
-развитие словаря ребёнка;
-работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);
-развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
-воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);
-подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);
-развитие мелкой моторики и графомоторной функции;
-знакомство с художественной литературой. Необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития (речевой уголок).Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию. Литературный центр
Возрастная группа Оснащение книжного уголка1 младшая В книжном уголке должно находиться немного книг –4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:1)книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более5 листов;2)книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);3)книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки –четвертушки, книжки –малышки;4)книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);5)музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);6)книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;7)предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами.2 младшая, средняя В уголке должно находиться 4 –5 наименований книг:1)книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;2)книги с обычной листовой структурой;3)эстампы на темы русских народных сказок. 4)сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям. Средняя В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные -в шкафу):
1)книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;
2)альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;
3)открытки для рассматривания по произведениям;
4)портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин;
5)тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);
6)материал для ремонта книг Старшая
1)10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);
2)портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов,К. Чуковский;3)книги, рекомендованные программой;
В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка книжками –малышками. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребѐнка, учѐтные карточки на каждую книгу и др.)Речевой центр Возрастная группа Наполняемость речевого уголка Младший дошкольный возраст
1. Наборы картинок и открыток по основным лексическим темами для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детѐнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода и др.2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).4)книги –самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;5)энциклопедии («умные» книжки), словари;6)«Толстые»книжки;7)альбомы или иллюстрации дополняются тематикой о Родине, технике, космосе и др.;8)наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;9)портреты художников –иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушини др.);10)тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему(1 раз в квартал).Подготовительная к школе Количество книг в уголке не регламентировано.1)книги на различную тематику (рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):2)2-3 сказочных произведения;3)стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребѐнка, знакомящие его с историей нашей родины, с еѐ сегодняшней жизнью;4)издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;5)весѐлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Э.Успенского и др.писателей с иллюстрациями наших лучших художников;6)книги, которые дети приносят из дома;7)книги на школьную тематику;8)портреты известных детских писателей, поэтов.
3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, -сказочной, социобытовой)7. Лото различного типа(«Домашние животные и птицы», «Дикие животные» и др.).8. Игрушки(дидактические, образные, наборы игрушек).9. Пособия и игры для формирования правильного речевого дыхания:«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинкии др.10. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; погремушки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.11.Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.Средний дошкольный возраст1. Наборы картинок по лексическим темам и для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).12. Набор кубиков с буквами.13. Набор карточек с изображением предмета и названием.14. Игрушки(дидактические, образные, наборы игрушек).15. Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности16. Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания:«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки —карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и др.17. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.18.Пособия для развитиемелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.Старший дошкольный возраст1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, «Листочки»; «Бабочки» и др.).2. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для автоматизации звуков и их; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); 3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.6. Наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте7. Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности8. Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания:«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки —карандаши; колокольчики из
фольги на ниточке; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.9.Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.10. Аудиозапись со звуковыми эффектами.10. Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для: режиссерских игр с пальчиковым театром, театра бибабо, настольного театра, плоскостного театра, костюмов для игр-драматизаций и др. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф.Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется в соответствие с тематикой недели (лексической темой).Атрибутом речевого уголка может быть игровой персонаж (мягкая игрушка, персонаж мультфильма и др.). Можно придумать название центра.Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируютсяигровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах доступных для детей младшего возраста, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями для детей старшего дошкольного возраста. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Веселый зоосад», «Аптека» и др.
Литература:1.Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. ФГОС ДО Методическое пособие" / Под ред. О.В. Дыбиной. –М.: ТЦ Сфера, 2015. –128 с. (Управление детским садом).2.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации:Методическое пособие для педагогов ДОУ.–СПб.:«Детство-Пресс», 2005. –192 с.3.Цквитария Т.А. В помощь старшему воспитателю. Книга2: Диагностика, предметно-пространственная среда. –М.: ТЦ Сфера, 2014. –128 с. (Управление детским садом).4.Интернет-ресурс: Леонтьева Е. В.Предметно –пространственная развивающая среда и речевая деятельность старших дошкольников с ОНР в свете введения ФГОС ДО.http://nsportal.ru/5.Интернет-ресурс: Новикова А. Предметно-развивающая среда для познавательно-речевого развития воспитанников http://www.maam.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации воспитателям по созданию развивающей среды в группах
Даются конкретные рекомендации по созданию развивающей среды, раскрываются принципы создания развивающей спеды, функции для каждой возрастной группы....
ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Технологии в создании развивающей среды для организации продуктивной деятельности детей старшего докольного возраста....
Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников» Подготовила воспитатель Ивченко Н.А.
Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процесс...
Рекомендации по созданию предметно – развивающей среды в группах для организации конструктивно- модельной деятельности детей дошкольного возраст
Конструкторы для детей помогут родителям развить у ребенка наглядно- действенное и образное мышление, воображение, память, понимание причинно-следственной связи, внимание и пространственную ориентацию...
Консультация для педагогов тема: «Организация предметно-развивающей среды в группе, способствующей сенсорно-математическому развитию дошкольников»
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так да...
Организация предметно-развивающей среды в группе, способствующей сенсорно-математическому развитию дошкольников (выступление на семинаре)
Развивать мышление детей не менее важно, чем способствовать их физическому или речевому развитию.Сенсорика – это освоение формы, цвета и величины предмета. Она является неотъемлемой частью матем...
«Создание оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей»
Представлен методический материал по организации образовательного пространства центров развивающей среды – речевой уголок. Освещены основные правила и технологии, которые используют при фор...