Организация предметно-развивающей среды в группе, способствующей сенсорно-математическому развитию дошкольников (выступление на семинаре)
консультация по математике

Вишнякова Светлана Леонидовна

Развивать мышление детей не менее важно, чем способствовать их физическому или речевому развитию.

Сенсорика – это освоение формы, цвета и величины предмета. Она является неотъемлемой частью математических представлений дошкольника.

Развивающая предметно-пространственная среда, направленная на развитие сенсорно-математических навыков, предусматривает:

  1. Обогащение развивающей среды группы материалами и оборудованием, необходимыми для формирования математических представлений.
  2. Систематизацию работы по формированию математических представлений, что позволяет целенаправленно работать с детьми и делиться опытом с коллегами.
  3. Качественный и количественный анализ (соответствие возрасту, потребностям, количеству детей) имеющегося наглядно – дидактического материала и оборудования, используемого при формировании математических представлений.
  4. Повышение интереса детей к познавательной деятельности. Яркое, занимательное наполнение уголка обязательно привлечёт внимание даже тех детей, которые не проявляют интереса к организованной деятельности по ФЭМП, и позволит развивать их математические способности опосредованно.
  5. Развитие одарённых детей, удовлетворение их повышенной потребности в познании нового. Для этого в уголке математики должны находиться материалы, которые определяют зону ближайшего развития ребенка.

          Например: в средней группе, где дети согласно программе знакомятся с цифрами и числами от 1 до 5, можно разместить карточки с занимательными изображениями цифр 0, 6–9, которые непременно заинтересуют самых любознательных «математиков». Воспитатель должен пояснить тем детям, кто проявит интерес, что это за цифры, какому количеству предметов они соответствуют (тут помогут математические пазлы, лото), похвалить детей за внимательность; в старшей группе опережающему развитию воспитанников будут способствовать подборки логических упражнений: задач-шуток, на сообразительность, на развитие памяти и внимания, а также всевозможные головоломки.

  1. Раскрытие потенциала робких детей. Иногда нерешительные дети не отвечают на занятии, потому что боятся ошибиться, не уверены в себе. В математической игре они проявляют себя и дают воспитателю возможность оценить их реальные знания и умения. Ответив правильно в ходе игры, получив поддержку педагога и товарищей, дошкольники (особенно старшие) нередко избавляются от боязни быть высмеянными за ошибку и начинают
     

Итак, какой же должна быть предметно – пространственная среда?

      • содержательно – насыщенной,

      • трансформируемой;

      • полуфункциональной;

      • вариативной;

          • доступной.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 62 комбинированного вида

Выступление на семинаре:

«Организация предметно-развивающей среды в группе, способствующей сенсорно-математическому развитию дошкольников»

картинки для математики в детском саду

Подготовила воспитатель

высшей категории

Вишнякова С. Л.

г. Голицыно

17.10.2018

"Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений, понятий

об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности".

В.А. Сухомлинский

Развивать мышление детей не менее важно, чем способствовать их физическому или речевому развитию.

Сенсорика – это освоение формы, цвета и величины предмета. Она является неотъемлемой частью математических представлений дошкольника.

Развивающая предметно-пространственная среда, направленная на развитие сенсорно-математических навыков, предусматривает:

  1. Обогащение развивающей среды группы материалами и оборудованием, необходимыми для формирования математических представлений.
  2. Систематизацию работы по формированию математических представлений, что позволяет целенаправленно работать с детьми и делиться опытом с коллегами.
  3. Качественный и количественный анализ (соответствие возрасту, потребностям, количеству детей) имеющегося наглядно – дидактического материала и оборудования, используемого при формировании математических представлений.
  4. Повышение интереса детей к познавательной деятельности. Яркое, занимательное наполнение уголка обязательно привлечёт внимание даже тех детей, которые не проявляют интереса к организованной деятельности по ФЭМП, и позволит развивать их математические способности опосредованно.
  5. Развитие одарённых детей, удовлетворение их повышенной потребности в познании нового. Для этого в уголке математики должны находиться материалы, которые определяют зону ближайшего развития ребенка.

         Например: в средней группе, где дети согласно программе знакомятся с цифрами и числами от 1 до 5, можно разместить карточки с занимательными изображениями цифр 0, 6–9, которые непременно заинтересуют самых любознательных «математиков». Воспитатель должен пояснить тем детям, кто проявит интерес, что это за цифры, какому количеству предметов они соответствуют (тут помогут математические пазлы, лото), похвалить детей за внимательность; в старшей группе опережающему развитию воспитанников будут способствовать подборки логических упражнений: задач-шуток, на сообразительность, на развитие памяти и внимания, а также всевозможные головоломки.

  1. Раскрытие потенциала робких детей. Иногда нерешительные дети не отвечают на занятии, потому что боятся ошибиться, не уверены в себе. В математической игре они проявляют себя и дают воспитателю возможность оценить их реальные знания и умения. Ответив правильно в ходе игры, получив поддержку педагога и товарищей, дошкольники (особенно старшие) нередко избавляются от боязни быть высмеянными за ошибку и начинают

Итак, какой же должна быть предметно – пространственная среда?

        • содержательно – насыщенной,

        • трансформируемой;

        • полуфункциональной;

        • вариативной;

        • доступной.

Интерактив:

А сейчас я предлагаю вам таблицы для анализа вашей развивающей среды (Приложение 1). Таблицы анализа останутся после семинара у вас и позволят улучшить свою среду в соответствии с требованиями по возвращению в группу. Сейчас я перечислю требования, предъявляемые к среде, а вы проставите галочки в окошках требований, которым ваша среда соответствует.

К среде предъявляются определённые требования:

  1. Среда должна быть безопасной (стоит исключить слишком острые или слишком мелкие предметы; все предметы должны располагаться на доступной высоте, чтобы детям не приходилось тянуться за ними; уголок должен располагаться в достаточно освещённом месте)
  2. Основное наполнение уголка должно соответствовать требованиям программы для той возрастной группы, где расположен уголок. Но чтобы обеспечить опережающее развитие и желание детей познавать новое, можно ввести одну-две игры или наглядный материал для более старшего возраста
  3. Разнообразие. Материалы и оборудование в математическом уголке должно охватывать различные понятия и представления: о свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, цифрах, геометрических фигурах и телах, закономерностях, зависимостях, последовательностях
  4. Связь умственной, практической и познавательной деятельности (ребёнок должен иметь возможность самостоятельно сравнить величину предметов, выложить из них фигуру и т.п.). Проведя свое исследование и получив результат, ребенок поверит в свои силы, а также получит массу тактильных и сенсорных ощущений, способствующих развитию интеллекта
  5. Создание условий для творческого самовыражения детей. Известно, что все дошкольники талантливы и стремятся проявить свои таланты в рисовании, лепке, аппликации, создании моделей, прочей изобразительной деятельности. (Добавьте в уголок раскраски, альбомы с наклейками и т.п.)

А теперь я предложу вам рекомендации по организации сенсорно-математического уголка для каждой возрастной группы.

Младший дошкольный возраст:

Дети четвёртого года жизни осваивают мир с помощью всех органов чувств, на основе практических действий, но их мышление от наглядно-действенного уже переходит к наглядно-образному, поэтому уголок должен содержать:

  1. Пирамидки разного размера, с кольцами круглой формы, в форме цветов, овалов, а также с «верхушками» в виде голов зверят, сказочных персонажей
  2. Игры со втулками, вкладышами (пластиковые или деревянные). Втулки могут быть сделаны в форме геометрических фигур разного цвета и размера.
  3. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. С их помощью дети закрепляют знания о форме и основных цветах (красный, синий, жёлтый), а палочки Кюизенера познакомят их с розовым, фиолетовым, оранжевым цветом, что является элементом опережающего развития, а также побуждают сравнивать и устанавливать последовательности предметов по признаку длины.
  4. Конструкторы пластиковый и деревянный с кубиками, конусами, цилиндрами, шарами.
  5. Мозаики: пазовые, коврики-пазлы, гвоздики.
  6. Чтобы развивать наглядное мышление, в уголок математики помещают настольно-печатные игры, плакаты, сюжетные картинки (о временах года, частях суток).

Средний дошкольный возраст:

Уголок математики в средней группе пополняется новыми материалами, направленными на развитие абстрактного восприятия, поскольку и мышление детей становится более абстрагированным, отвлечённым от определённого образа. Это печатные игры как промышленного производства, так и самодельные, плакаты, серии картин.


1. «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино», где из разных частей нужно сложить схематическое изображение предмета или животного.

2. Логические блоки Дьенеша. Игры с ними уже включают в себя разделение множества на подмножества по определённому признаку (блоки раскладывают в 1 или 2 обруча, причём множества пересекаются).

3. Палочки Кюизенера используют не просто как материал для сравнения длины, теперь уже детям рассказывают о соотношении длины, цвета и числа в пределах 5

4. Тетради с печатной основой для самостоятельной деятельности, картинки для раскрашивания и дорисовывания, схематические изображения улицы, квартиры, дома, на которых дети дорисовывают или выкладывают детали (дома, транспорт, мебель, цветы, людей).

5. Плоскостные макеты овощей, фруктов, грибов, цветов, а также изображения тарелок, ваз, корзинок с наклеенными цифрами.

6. Природный материал: шишки, каштаны, крупные орехи, камушки, ракушки.

7. Тесёмки, ленты разной длины, стаканчики, ведёрки, крупы и сухой песок в контейнерах.

8. Ростомер, картонные условные мерки, линейки из дерева длиной 15–20 см.

9. Для самостоятельного пересыпания, определения объёма малышам предлагают ведёрки, мисочки, каштаны, крупную мозаику, детали конструктора типа «Лего».

Старший дошкольный возраст:

У дошкольников старшего возраста начинает формироваться абстрактное вербальное мышление, дети становятся более организованными, умеют контролировать себя, стремятся к самовыражению, достижению результата не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности.

  1. Игры на смекалку и сообразительность: «Найди отличия», «В чём ошибся художник», «Бывает—не бывает», «Что лишнее?»
  2. Игры и пособия на классификацию по нескольким признакам, сопоставление групп, ориентировку по схеме или модели, установление последовательностей. Печатные, а не предметные, поскольку и работать с ними легче, и можно расширить сферы, затрагиваемые в играх: космос, экзотические животные, мир океана, гор, полюсов.
  3. Литература. Дети шестого года жизни учатся находить ответы на свои вопросы в книгах, поэтому воспитатель должен предоставить им энциклопедии, книги и тетради с занимательными заданиями, лабиринтами, головоломками.
  4. Головоломки-предметы: верёвочные, деревянные, на передвижение и поиск выхода, составление целого из частей.
  5. Тетради, в которых дети могут решать примеры, выполнять задания на сравнение чисел, причём дидактические игры такого плана они используют не только для самостоятельной математической деятельности, но и проверяют знания друг друга, устраивают маленькие соревнования, кто быстрее ответит, используют игровой материал и в сюжетно-ролевой игре «Школа».
  6. Карточки с примерами, цифрами и знаками должны быть в достаточном количестве, чтобы их хватило всем желающим.
  7. Модель часов или настоящие часы, обычный календарь помогут дошкольникам усвоить представление о времени, разбираться в единицах его измерения и самостоятельно определять время, что очень поможет им в школьной жизни.

Подготовительная к школе группа:

  1. Настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления:      
    «Сложи узор», « Найди недостающую фигуру», «Танграм», «Волшебный круг», головоломки, игры на составление целого из частей, игры на передвижение.
  2. Магнитная доска
  3. Наборы карточек на сопоставление цифры и количества
  4. Наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, домино,так и современные пазлы  и др.
  5. Игры для развития мелкой моторики.
  6. Развивающие игры Воскобовича, «Монгольские игры», Палочки Кюизенера, «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др.

Приложение 1

Раздаточный материал:


«Таблица анализа имеющейся  развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие сенсорно-математических навыков»

Проставьте галочки в окошках требований, которым соответствует ваш уголок, в нижней строке запишите примечания.

Безопасность

Соответствие возрастным требованиям (+1-2 игры, опережающих развитие)

Разнообразие

Умственная+

практическая+

познавательная деятельность

Возможность самовыражения детей

Приложение 2

Раздаточный материал: «Памятка педагога младшего дошкольного возраста для оформления сенсорно-математического уголка»

Малыши четвёртого года жизни осваивают мир с помощью всех органов чувств, на основе практических действий, но их мышление от наглядно-действенного уже переходит к наглядно-образному, поэтому уголок должен содержать:

  1. Пирамидки разного размера, с кольцами круглой формы, в форме цветов, овалов, а также с «верхушками» в виде голов зверят, сказочных персонажей
  2. Игры со втулками, вкладышами (пластиковые или деревянные). Втулки могут быть сделаны в форме геометрических фигур разного цвета и размера.
  3. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. С их помощью дети закрепляют знания о форме и основных цветах (красный, синий, жёлтый), а палочки Кюизенера познакомят их с розовым, фиолетовым, оранжевым цветом, что является элементом опережающего развития, а также побуждают сравнивать и устанавливать последовательности предметов по признаку длины.
  4. Конструкторы пластиковый и деревянный с кубиками, конусами, цилиндрами, шарами.
  5. Мозаики: пазовые, коврики-пазлы, гвоздики.
  6. Чтобы развивать наглядное мышление, в уголок математики помещают настольно-печатные игры, плакаты, сюжетные картинки (о временах года, частях суток).

Картотека настольно-печатных игр по математике для второй младшей группы, которые воспитатель может изготовить самостоятельноC:\Users\Коротковы\Desktop\Новый точечный рисунок.bmp


C:\Users\Коротковы\Desktop\Новый точечный рисунок.bmp

C:\Users\Коротковы\Desktop\Новый точечный рисунок.bmp

Приложение 3

Раздаточный материал: «Памятка педагога среднего дошкольного возраста для оформления сенсорно-математического уголка»

Уголок математики в средней группе пополняется новыми материалами, направленными на развитие абстрактного восприятия, поскольку и мышление детей становится более абстрагированным, отвлечённым от определённого образа. Это печатные игры как промышленного производства, так и самодельные, плакаты, серии картин

1. «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино», где из разных частей нужно сложить схематическое изображение предмета или животного.

2. Логические блоки Дьенеша. Игры с ними уже включают в себя разделение множества на подмножества по определённому признаку (блоки раскладывают в 1 или 2 обруча, причём множества пересекаются).

3. Палочки Кюизенера используют не просто как материал для сравнения длины, теперь уже детям рассказывают о соотношении длины, цвета и числа в пределах 5

4. Тетради с печатной основой для самостоятельной деятельности, картинки для раскрашивания и дорисовывания, схематические изображения улицы, квартиры, дома, на которых дети дорисовывают или выкладывают детали (дома, транспорт, мебель, цветы, людей).

5. Плоскостные макеты овощей, фруктов, грибов, цветов, а также изображения тарелок, ваз, корзинок с наклеенными цифрами.

6. Природный материал: шишки, каштаны, крупные орехи, камушки, ракушки.

7. Тесёмки, ленты разной длины, стаканчики, ведёрки, крупы и сухой песок в контейнерах.

8. Ростомер, картонные условные мерки, линейки из дерева длиной 15–20 см.

9. Для самостоятельного пересыпания, определения объёма малышам предлагают ведёрки, мисочки, каштаны, крупную мозаику, детали конструктора типа «Лего».

Приложение 4

Раздаточный материал: «Памятка педагога старшего дошкольного возраста для оформления сенсорно-математического уголка»

У дошкольников старшего возраста начинает формироваться абстрактное вербальное мышление, дети становятся более организованными, умеют контролировать себя, стремятся к самовыражению, достижению результата не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности.

  1. Игры на смекалку и сообразительность: «Найди отличия», «В чём ошибся художник», «Бывает—не бывает», «Что лишнее?»
  2. Игры и пособия на классификацию по нескольким признакам, сопоставление групп, ориентировку по схеме или модели, установление последовательностей. Печатные, а не предметные, поскольку и работать с ними легче, и можно расширить сферы, затрагиваемые в играх: космос, экзотические животные, мир океана, гор, полюсов.
  3. Литература. Дети шестого года жизни учатся находить ответы на свои вопросы в книгах, поэтому воспитатель должен предоставить им энциклопедии, книги и тетради с занимательными заданиями, лабиринтами, головоломками.
  4. Головоломки-предметы: верёвочные, деревянные, на передвижение и поиск выхода, составление целого из частей.
  5. Тетради, в которых дети могут решать примеры, выполнять задания на сравнение чисел, причём дидактические игры такого плана они используют не только для самостоятельной математической деятельности, но и проверяют знания друг друга, устраивают маленькие соревнования, кто быстрее ответит, используют игровой материал и в сюжетно-ролевой игре «Школа».
  6. Карточки с примерами, цифрами и знаками должны быть в достаточном количестве, чтобы их хватило всем желающим.
  7. Модель часов или настоящие часы, обычный календарь помогут дошкольникам усвоить представление о времени, разбираться в единицах его измерения и самостоятельно определять время, что очень поможет им в школьной жизни.


Картотека игр с блоками Дьенеша для старшей группы C:\Users\Коротковы\Desktop\Новый точечный рисунок.bmpC:\Users\Коротковы\Desktop\Новый точечный рисунок.bmp

Приложение 5

Раздаточный материал: «Памятка педагога подготовительного к возраста для оформления сенсорно-математического уголка»

Развитие мышления.

К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно - oбразного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

  1. Игры на смекалку и сообразительность: «Найди отличия», «В чём ошибся художник», «Бывает—не бывает», «Что лишнее?»
  2. Игры и пособия на классификацию по нескольким признакам, сопоставление групп, ориентировку по схеме или модели, установление последовательностей. Печатные, а не предметные, поскольку и работать с ними легче, и можно расширить сферы, затрагиваемые в играх: космос, экзотические животные, мир океана, гор, полюсов.
  3. Настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления:      
    «Сложи узор», « Найди недостающую фигуру», «Танграм», «Волшебный круг», головоломки, игры на составление целого из частей, игры на передвижение.
  4. Магнитная доска
  5. Наборы карточек на сопоставление цифры и количества
  6. Наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, домино,так и современные пазлы  и др.
  7. Игры для развития мелкой моторики.
  8. Развивающие игры Воскобовича, «Монгольские игры», Палочки Кюизенера, «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Консультация для педагогов тема: «Организация предметно-развивающей среды в группе, способствующей сенсорно-математическому развитию дошкольников»

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так да...

Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"

Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно – развивающейся, игровой среды в группе раннего возраста

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающейся среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и ма...