Создание условий для развития кинетического праксиса и подготовка руки к выполнению графических заданий на занятиях учителя-логопеда.
учебно-методический материал по логопедии

Разумова Наталья Владимировна

Создание условий для развития кинетического праксиса и подготовка руки к выполнению графических заданий

на занятиях учителя-логопеда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для развития кинетического праксиса и подготовка руки к выполнению графических заданий

на занятиях учителя-логопеда.

В последнее время явно видна тенденция к увеличению детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников образовательных отношений.

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками.
         Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности. Дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно со взрослым творчески решать образовательные проблемы.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

На практике, внедрение инклюзивного образования в ДОУ выявляет ряд проблем:

  • отсутствие необходимой методической литературы;
  • необходимость изменения образовательной среды, связанная с проблемой финансирования;
  • отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребенка с ОВЗ в обычной группе детского сада;
  • отношение родителей как нормативно развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ.

Моя работа, как учителя-логопеда, в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. Прежде чем приступить к коррекционной работе, путем тщательного специального обследования  

выясняется характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей ребенка и его потенциальных возможностей. На основе диагностики, совместно с другими специалистами, мы составляем план индивидуального развития, определяем образовательный маршрут. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные образовательные программы, инновационные технологии.  

В настоящее время, особую актуальность имеет, работа по преемственности между дошкольной и школьной ступенями образования. Период дошкольного возраста детей седьмого года жизни – это активная подготовка ребенка к школе.  По рекомендации специалистов школы я стала больше внимания уделять подготовке руки детей, и особенно детей с  ОВЗ, к выполнению графических заданий и развития кинетического праксиса.

В своей работе я использую методику учителя-логопеда, детского нейропсихолога Мазиной Вероники Дмитриевны.

Комплекс физических упражнений, направленных на развитие точности, координации и устойчивости к нагрузкам пальцев и кистей рук.

Обращаю внимание, что над скоростью выполнения работаем в последнюю очередь, когда движения не скованны и достаточно скоординированы.

Вначале необходимо разогреть руки, например, при помощи карандаша. Выполняем массаж ладоней. Следим за тем, чтобы карандаш прокатывался от кончиков пальцев до конца ладони, при этом пальцы направлены строго вверх.

Следующее упражнение – массаж пальцев. Его можно делать просто руками, а можно с помощью специального массажера Су Джок. Нас больше интересует массаж подушечек пальцев, поэтому более активные движения делаем на кончиках пальцев обеих рук. Если ребенок делает сам, это добавляет не только ловкости, но и осознанности, а значит будет более эффективным.

Кистевой эспандер – это тренажер для тренировки силы и выносливости к нагрузке. Ребенок сжимает эспандер каждой рукой по очереди столько раз, сколько ему лет, или пока не почувствует сильную усталость. Упражнение выполняется в несколько подходов. Нужно следить, чтобы рука, каждый раз после напряжения, расслаблялась.

Далее работаем над подвижностью запястья. Упражнение «Две змейки». Руки вытягиваем перед собой и не сгибаем в локтях. Пальцы собраны в кулак – это головы наших змей. Змейки смотрят вниз – вверх – наружу – внутрь. Далее – движения по кругу. Помимо улучшения подвижности суставов связок разнонаправленные движения руками улучшают связь между полушариями мозга.

Следующие упражнения направлены на развитие такого параметра движения, как переключение (кинетический праксис). При недостатке переключения страдают точность движений и координация, происходит застревание на одном движении. Эти упражнения направлены на тренировку переключения от движения к движению, развития связи между полушариями мозга, для более эффективного и быстрого обмена информации между ними.

Упражнений много, но для эффективности работы достаточно брать по одному и отрабатывать его постепенно повышая качество, скорость и сложность. Для этого требуется несколько дней.

Смысл заключается в ритмичной смене любых движений рук. Самое простое на два счета. Важно повторить последовательность несколько раз не сбившись, как скороговорку. Если трудно выполнять упражнение молча, можно включить речь, то есть выполнять упражнения под счет. Но в итоге упражнение выполняется молча.

В результате регулярных тренировок – меньше ошибок по невнимательности и меньше исправлений и помарок при выполнении графических заданий.

Таким образом, создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВЗ, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии, которая является одним из решающих и эффективных механизмов построения общества для всех и каждого конкретного человека.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки к письму. Графические задания.

Представленные графические задания выбраны из графических диктантов. Имеют разный уровень сложности. Не всегда дети справляются с диктантами, в свободной же деятельности с удовольствием копируют задан...

Памятка для родителей "Советы по выполнению рекомендаций учителя- дефектолога, учителя-логопеда"

Памятка для родителей воспитанников дошкольного возраста по выполнению рекомендаций специалиста...

Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Праксис - спосособность к воспроизведению произвольных движений. В данном документе представлен календарно-тематический план по развитию предпосылок к развитию праксиса....

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения и речи в старшем дошкольном возрасте.

ГБДОУ детский сад № 13 компенсирующего видаКировского района Санкт-Петербурга.       Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обуч...

Выполнение нейромоторных упражнений с использованием теневого театра на коррекционных занятиях учителя-логопеда

Работая с детьми с ОВЗ часто очень сложно удержать их внимание, теряется интерес, концентрация рассеивается. Поэтому, как часть коррекционного занятия выполняем нейромоторные упражнения с использовани...

Разработка и использование системы учебно-тренировочных упражнений на занятиях учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с ОНР в разделе «подготовка к обучению грамоте» на основе сервисной программы «конструктор урока»

Программно-методический комплекс «Учимся с Логошей» Автор Виктор Иванович Варченко, представляют собой компьютерную технологию, направленную на практическое закрепление, знаний, и навыков ...

Буклеты "Артикуляционная гимнастика по подготовки к сонорным звукам". "Формирование правильного речевого дыхания дошкольников на занятиях учителя-логопеда и дома".

Файл пдф содержит яркие буклеты для родителей и учителей-логопедов по подготовке артикуляционного апппарата к нескольким группам звуков.В этом же документе вложен буклет "Формирование правил...