Развитие связной речи дошкольников
статья по логопедии

Долганова Виктория Геннадьевна
Практикум для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с 63

Развитие связной речи

дошкольников

Подготовила: учитель-логопед

Долганова В.Г.

Таганрог

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению речи.

         Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
        Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.

Этапы формирования связной речи.

Подготовительный этап:

  • Развитие восприятия и понимания речи
  • Создание ситуации общения
  • Развитие экспрессивной речи
  • Расширение пассивного и активного словарного запаса
  • Формирование лексико-грамматического строя
  • Формирование фразовой речи

Начальный этап (формирование диалогической речи):

  • Обучение умению отвечать на вопросы
  • Репродуктивные Кто? Что? Что делает?
  • Поисковые Где? Куда: как? откуда? какой?
  • Проблемные Почему? Зачем?
  • Обучение умению задавать вопросы
  • Беседа

Основной этап (формирование монологической речи):

  • Пересказ
  • Составление рассказов
  • По восприятию
  • По представлению
  • По воображению.

Технология обучения связной речи:
(Ткаченко Т.А)
1. Пересказ рассказа по демонстрируемому действию.
2. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия.
3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.
4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин (образец рассказа педагога).
5. Составление рассказа по серии сюжетных картин (отсутствие образца рассказа педагога).
6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины (использование образца педагога и его вопросного плана).
7. Составление рассказа по одной сюжетной картине (самый сложный вид).

Литература:

  • В.В Коноваленко, С.В Коноваленко «Формирование связной речи и развитие логического мышления  у детей»
  • Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи  у дошкольников 4-6 лет»
  • Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...

Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...

Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...