проект "Домик звуков"
проект по логопедии
Пособие предназначено для логопедами на групповых и индивидуальных занятиях по развитию речи в дошкольных учреждениях с детьми 5-7лет, с детьми-логопатами, для использования учителями с целью развития звукопроизношения, фонематики и звуко-буквенного анализа дошкольников. А также карточки пособия могут использоваться для большого количества речевых игр людям от 3 до 99 лет.
Ограничений по включению в целевую группу нет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематика
Коррекция и развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Название проекта
«Домик звуков»
Целевая группа
Пособие предназначено для логопедами на групповых и индивидуальных занятиях по развитию речи в дошкольных учреждениях с детьми 5-7лет, с детьми-логопатами, для использования учителями с целью развития звукопроизношения, фонематики и звуко-буквенного анализа дошкольников. А также карточки пособия могут использоваться для большого количества речевых игр людям от 3 до 99 лет.
Ограничений по включению в целевую группу нет.
Содержание проекта
Актуальность данного пособия обусловлена вызовом времени: с каждым годом всё большее количество дошкольников нуждается в помощи учителя-логопеда для развития всех сторон речи (словарь, грамматический строй, словообразование, звукопроизношение, связная речь, фонематический слух).
Созданное мною игровое настенное пособие имеет вид красочного домика из двух этажей, размер 100 *50см. При создании пособия были использованы качественные материалы: пластиковые панели, деревянные рейки, самоклеющаяся пленка, картон, пластиковые карманы.
Пособие имеет два набора карточек: один с буквами, другой с картинками.
Методика использования: Этот домик - твой ротик. Первый этаж – это нижние зубки. Второй этаж – это верхние зубки. На первом этаже одна большая квартира. В ней живут звуки, которые умеют свистеть (С-СЬ-З-ЗЬ-Ц). Можно спросить малыша, сколько квартир на втором этаже? В первой квартире живут два брата с твердым и мягким характером (Л-ЛЬ), во-второй квартире тоже два брата с твердым и мягким характером (Р-РЬ), в третьей, большой квартире живет семейка шипящих. Их так назвали потому, что они любят шипеть. Нужно вставить в окошки - кармашки буквы и картинки с соответствующим звуком.
Пособие предназначено использования на логопедических занятиях с детьми дошкольного (5-7 лет) возраста для развития звукопроизношения, автоматизации в словах различных звуков (фонетическая сторона речи) и для развития фонематического слуха (фонематическое восприятие).
Эти аспекты составляют фонетико-фонематическую компетенцию, предполагающую безупречное продуцирование звуков и развитое звуковосприятие – способность дифференцировать звуки родного языка, выделять и характеризовать фонемы.
Именно поэтому одна из основных задач логопедической работы с детьми дошкольного возраста – развитие фонетико-фонематической компетенции, без которой не может быть достигнута высокая результативность в освоении школьной программы.
Задачи, решаемые данным пособием:
1. Развитие всех сторон речи (звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь, фонематический слух).
2. Развитие творческих способностей и креативности.
3. Формирование «чувства» родного языка.
4. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление) в играх с карточками.
Пособие «Домик звуков» является необходимым инструментом для учебной, коррекционной и игровой деятельности. Оно помогло сделать занятия интересными и успешными.
Условия реализации проекта
По данному проекту могут работать специалисты (психологи, логопеды, дефектологи).
Планируемые или полученные результаты
Главный результат использования пособия— полная автоматизация у ребенка всех поставленных звуков в речи.
Когда логопед поставил ребенку звук, при использовании пособия «Домик звуков» (хотя бы 3 раза в неделю) данный звук автоматизируется в речи через 1–3 месяца.
Пособие имеет ряд специфических особенностей:
1. Группы звуков для автоматизации идут в определенном порядке, соответствующем правильной последовательности их постановки: сначала свистящие звуки (с, сь, з, зь, ц); затем шипящие звуки (ш, ж, ч, щ); ротовые соноры (л, ль, р, рь) ставятся и автоматизируются параллельно с другими звуками.
2. Слова для автоматизации звуков специально подобраны таким образом, чтобы в них практически не встречались звуки из другой группы, которая на данном этапе может быть сложной для ребенка.
Например,
- в словах для автоматизации свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц) нет шипящих (ш, ж, ч, щ) и ротовых соноров (л, ль, р, рь);
- в словах для закрепления произношения шипящих звуков нет свистящих и ротовых соноров;
- для автоматизации звуков л, ль предлагаются слова без свистящих, шипящих и ротовых соноров р, рь;
- для отработки звуков р, рь слова подобраны без свистящих, шипящих и ротовых соноров л, ль.
Весь речевой материал, приведенный в данном пособии, использовался нами на логопедических занятиях и уже доказал свою эффективность в автоматизации звуков, развитии слухового восприятия.
Автор надеется, что пособие «Домик звуков» поможет педагогам в формировании у дошкольников фонетико-фонематической компетенции, восстановлении звукопроизношения. Это окажет положительное влияние на успешность усвоения ими школьной программы и формирование красивой грамотной речи.
Дальнейшая работа
Планирую познакомить с опытом изготовления и использования пособия учителей-логопедов нашего района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-305534-1380666605.jpg)
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/13/picture-802005-1468411058.jpg)
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-1033109-1524413358.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/11/picture-697862-1460401779.jpg)
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1227563-1584365187.jpg)
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...