Своевременная диагностика и ранняя коррекция речевыхнарушений - залог успешного обучения в школе
статья по логопедии
статья о важности ранней диагностики и коррекции речевыхнарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vazhnost_ranney_diagnostiki.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Правильная речь – залог успешного обучения в школе.
Все родители мечтают о том, чтобы учился ребёнок легко и с удовольствием. А это во многом зависит от того, как ребёнок подготовлен к школе.
Дошкольное образование – первая ступень общего образования ребенка. Вместе с ребёнком за семь лет дошкольной жизни мы строим фундамент из многих кирпичиков. И чем крепче этот фундамент, тем увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок в новой школьной жизни. Одним из важных кирпичиков в этой постройке является речевое развитие ребёнка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением.
Еще до начала школьного образования каждый ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением, приобрести достаточный словарный запас и научиться грамматически правильно строить фразы в устной речи. При отсутствии этих условий дети оказываются не готовыми к обучению в массовой школе, начиная с невозможности полноценно овладеть грамотой и заканчивая стойкими трудностями в применении на практике даже хорошо выученных грамматических правил. В норме овладение всеми компонентами речи у детей заканчивается к 5-реже 6 годам. Однако, по результатам обследования речи детей, с каждым годом выявляется все больше и больше детей с нарушениями речи. Речевые нарушения оказывают влияние на развитие ребёнка в целом.
Речь, как рука, состоит из пяти взаимосвязанных составляющих. Недоразвитие одной из них делает речь неполноценной.
1. звукопроизношение произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми.
Важное влияние особенности артикуляционного аппарата оказывают на темпо-ритмические характеристики чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.
2. фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. На фонематическом восприятии –обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).
3. словарный запас, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может порассуждать.
4. лексико - грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизмам.
5. связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого.
Речь имеет регулирующую функцию, благодаря которой мы способны подчинять своё действие речевой инструкции, выполнять просьбы, команды. Речь регулирует высшие психические функции человека: память, внимание, мышление. Неполноценная речевая деятельность, сопутствующие невротические отклонения оказывают негативное влияние на развитие внимания, логической и смысловой памяти, снижается продуктивность запоминания, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, тормозиться развитие игровой деятельности, дети не умеют довести начатое дело до конца.
Для того, чтобы у ребёнка был красивый, ровный почерк необходимо развивать мелкую моторику рук. У ребёнка 6-7 лет ещё недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев. Поэтому этот возраст является очень благоприятным для развития ручной умелости и графомоторных навыков.
В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе.
Речь - одна из важных видов деятельности человека. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, играет огромную роль в познании мира, в котором мы живём.
Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок, и прежде всего, зависит от нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако, речь - это и явление социальное, без общения взрослого и ребёнка она не возникает
Задача родителей – не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка. Посещайте вместе с ребёнком различные выставки, музеи, совершайте интересные поездки. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая интеллектуальная активность, рождается радость познания.
2. Важность ранней диагности речевых нарушений, значение речи для обучения детей в школе.
Еще до начала школьного образования каждый ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением, приобрести достаточный словарный запас и научиться грамматически правильно строить фразы в устной речи. При отсутствии этих условий дети оказываются не готовыми к обучению в массовой школе, начиная с невозможности полноценно овладеть грамотой и заканчивая стойкими трудностями в применении на практике даже хорошо выученных грамматических правил. В норме овладение всеми компонентами речи у детей заканчивается к 5-реже 6 годам. Однако, по результатам обследования речи детей, с каждым годом выявляется все больше и больше детей с нарушениями речи. Речевые нарушения оказывают влияние на развитие ребёнка в целом.
???Какое же влияние оказывают нарушения речи на развитие ребенка и на обучение его в школе.
Речь - одна из важных видов деятельности человека. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, играет огромную роль в познании мира, в котором мы живём.
Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок, и прежде всего, зависит от нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако, речь - это и явление социальное, без общения взрослого и ребёнка она не возникает. В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.
Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми. Плохо говорящие дети начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется общение с другими детьми, снижается познавательная активность. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит на формировании личности в целом. Речевым дефектам часто сопутствуют невротические проявления. У детей может наблюдаться повышенный уровень тревожности, агрессивность, гипервозбудимость, которая проявляется в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, в излишней двигательной активности, и наоборот, заторможенность, вялость, пассивность. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка.
Речь имеет регулирующую функцию, благодаря которой мы способны подчинять своё действие речевой инструкции, выполнять просьбы, команды. Речь регулирует высшие психические функции человека: память, внимание, мышление.
Неполноценная речевая деятельность, сопутствующие невротические отклонения оказывают негативное влияние на развитие внимания, логической и смысловой памяти, снижается продуктивность запоминания, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, тормозиться развитие игровой деятельности, дети не умеют довести начатое дело до конца.
Особенностью современной ситуации является более раннее овладение детьми письменной формой речи, чтением и письмом. Письменная речь в этом случае ложиться на неподготовленную речевую почву и в последующем часто приводит к расстройствам чтения и письма (дислексия, дисграфия). В свою очередь нарушения письменной речи оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, усугубляет речевой дефект и психическое развитие ребёнка. Устранять нарушения речи и последствия этих нарушений в период уже начавшегося школьного обучения очень сложно, а иногда и невозможно (отсутствие в школе логопеда или логопункта).
Хорошо подготовить ребёнка к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию устной речи дошкольника, что входит в содержание коррекционного курса в группе для детей с речевыми нарушениями.
Ранняя диагностика и своевременная коррекционная помощь, задачей которой является развитие всех компонентов речи и приведение речи ребёнка к норме, обеспечит ребёнку возможность в дальнейшем полноценно учиться, работать, жить.
Хорошо развитая устная речь - залог дальнейшего успешного обучения в школе и гармоничного развития личности в целом.
Подводя итог всему выше сказанному, хочу обратить ваше внимание, что ведущей фигурой в вопросе преодоления у детей неуспеваемости, связанной с нарушениями речи должен являться не школьный логопед, а логопед детского сада, способный выявить речевые нарушения, провести коррекцию нарушений и провести профилактику дальнейших нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование ценностного отношения к здоровью – залог успешного обучения в школе»
Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения к здоровью дошкольников. Автор рассматривает теоретический аспект вопроса и описывает опыт педагогического коллектива муниципального дошкол...
Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"
Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации-залог успешного обучения в школе.
Статья о способе диагностики зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, с целью планирования коррекционно-развивающей работы по данным направлениям. Также в статье описан...
Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков в дошкольном возрасте - залог успешного обучения в школе
развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков в дошкольном возрасте предупреждает оптическую дисграфию у детей в школе...
Родительское собрание"Грамотная речь-залог успешного обучения в школе"
Материал предназначен для учителей-логопедов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Основная цель родительского собрания: дать родителям необходимые теоретические и практичес...
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «Развитие графо-моторных навыков у детей 6-7 лет, как залог успешного обучения в школе»
Работа с родителями учителя-логопеда ДОУ....
"Нейропсихологическая коррекция в работе с детьми старшего дошкольного возраста, как залог успешного обучения в школе"
Тема формирования межполушарного взаимодействия особенно актуальна на сегодняшний день. Игры, упражнения, нейротренажеры в своей работе с детьми используют многие специалисты системы образования...