Игра фантазирование
статья по логопедии (старшая группа)
Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-_fantazirovanie_docx.docx | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-фантазирование с использованием элементов ТРИЗ
Детская игра – это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт. В отличие от рисования и лепки в игре дети ничего не создают.
Потребность в игре заложена в человеке. Игра отличается от любой другой деятельности именно тем, что в основе ее лежит фантазия. Это особая жизнь, и каждый участник игры притворяется кем-то другим, кем не является.
В настоящее время в дошкольной педагогике выделяют несколько классификация игр дошкольника, множество видов детской игры. Каждый вид игры имеет свое содержание, свои особенности, выполняет свои функции в развитии ребенка и пр.
В последнее время в педагогической литературе и практике особо начал выделяться такой вид игры, как игры-фантазии.
Показателен опыт, который провели ученые: в детском саду поставили необычный железный предмет с кнопками и рычагами. Дети, увидев такой аппарат, сразу начали исследовать его возможности. Они нажимали на кнопки: аппарат то гудел, то звенел, то извергал пар, то брызгал водой. Такое изучение продолжалось 3-4 дня. Затем дети стали совершать с аппаратом различные повторяющиеся действия: возить, передвигать, садиться, вставать на него и т.д. Постепенно сформировались отдельные игровые действия и, наконец, родились сюжетно-ролевые игры: например, дети стали космонавтами, а аппарат превратили в луноход и т.д.
Через две недели массовый интерес к необычному содержанию стал угасать.
Этот пример показывает, что игра и творчество имеют много общего: требуют относительной свободы и независимости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процесса создания.
В игре развиваются творческие способности детей. Чтобы их совершенствовать, родителям и педагогам следует:
- Поощрять игровое экспериментирование с предметами (ковер может стать плотом, домиком или конем).
- Предлагать кроме игрушек коробки, картон, бруски, шарики и т.д.
- Поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов, игровых действий, правил.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои проблемы, развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, развитие поисковой активности, стремление к новизне, развитию речи.
Рассмотрим некоторые игровые приемы, способствующие развитию фантазии детей (начинаем использовать со средней группы детского сада).
1. Увеличение – уменьшение
- Вот тебе волшебная палочка. Можешь увеличить все, что хочешь.
- Кому бы стало хорошо? Плохо?
- Чтобы ты уменьшила?
- Я даю тебе волшебную палочку и на 15 минут увеличиваю нос (ноги). Что в этом хорошего?
2. Добавление одного или нескольких свойств одному человеку
Техника:
- выбираем несколько произвольных объектов живой или неживой природы (рыба, электрическая лампа, часы и т.д.)
- формируем 3 – 4 их свойства или качества
- этими качествами наделяем человека.
Например:
Человек-рыба – хорошо плавает, блестит, сверкает, молчит, может выполнять желания, пластичный.
Человек-карандаш – рисует, острый; черный, когда грустит; разноцветный, когда радуется.
Человек-книга – может быть мудрым, смешным, грустным, страшным.
3. Раскрашивание людей и цвета
Если в Санкт-Петербурге сделать людей разноцветными, то добрые люди какого цвета будут? Почему?
Умные? Здоровые? Грустные? Веселые?
4. Оживший рисунок
Все, что вы сейчас нарисуете, оживет. Что ты нарисуешь?
5. Исключение некоторых качеств человека
Человек не спит. Что хорошо? Что плохо? (может читать, работать; не отдыхает)
Человек потерял вес. (куда хочу – туда лечу)
Человек потерял боль. (бесстрашный, зайдет в горящий дом)
6. Превращение человека в любой объект
Превратить и посмотреть на мир его глазами.
Дуб
Что думает дуб? Что он чувствует? Что он мог увидеть?
- Я живу 300 лет и смотрю на вас, как вы суетитесь. Я видел кота, который ходит по цепи вокруг меня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебно методическое пособие "Игра фантазирование "
настольная игра для развития эмпатии, развития речи и коммуникационных способностей детей....
Методическая разработка игры – фантазирования по мотивам стихотворения К. И. Чуковского «Жил на свете человек скрюченные ножки»
В методической разработке представлен конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы. Игра-фантазирование разработана и прове...
Игра - фантазирование
в данном материалае предлагается найти ответ на вопрос "Как воспитывать и развивать малыша, чтобы это соответствовало его природе?"...
Конспект игры-фантазирования в подготовительной группе «Новые приключения Красной шапочки»
Цель данного занятия: Формирование интереса детей к совместному со сверстниками фантазированию....
Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...
Игра-фантазирование как средство развития речи
Консультация для воспитателей ДОУ...
Сценарий игры-фантазирования «Новогодние приключения»
Развитие игрового сюжета вокруг вымышленного персонажа...