учебно методическое пособие "Игра фантазирование "
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
настольная игра для развития эмпатии, развития речи и коммуникационных способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-fantazirovanie.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ-ФАНТАЗИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В современной психологической литературе указывается на то, что основой эмпатии являются умения распознавать эмоциональные состояния человека по мимике и выразительным движениям, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. В старшем дошкольном возрасте освоение эмпатии происходит при общении со взрослым, которое должно носить внеситуативно-личностный характер, то есть направляться потребностью ребенка в познании внутреннего мира людей , их чувств. Здесь может прийти на помощь игра-фантазирование, которая по сути , является увлекательной формой общения взрослого и ребенка и может способствовать развитию эмпатии. Организуя такую игру, педагог может задать содержание, направленное на освоение ребенком эмоционально-чувственного опыта, развитие эмпатии. Для того чтобы обеспечить освоение ребенком эмпатии в игре-фантазировании, необходимо соблюдать закономерности этого вида деятельности .
Во-первых, для ребенка в игре-фантазировании ценным является процесс создания нового сюжета как творческого продукта деятельности; во-вторых, работа воображения проявляется преимущественно чрез общение участников в речевом плане, изобразительных действиях и выразительных движениях и , в-третьих, игра чаще всего разворачивается вокруг какого-либо вымышленного персонажа – игрушки, героя сказки или мультфильма. Для того чтобы легче было активизировать эмоциональный и жизненный опыт детей, я разработала игрушку, жнее соотносимая ни с одним из знакомых детям героев сказок или мультфильмов. Глаза брови и рот, выражающие основные эмоциональные состояния человека изготовлены на липучке и легко прикрепляются к голове-туловищу. Это дает возможность изменять мимику персонажа в соответствии с его чувствами, обусловленными сюжетными поворотами игры.
Началом игры стало «оживление» героя. Предлагается вместе подумать о том, какое ей придумать имя. У старших дошкольников уже есть определенные представления об именах сказочных героев. Это позволило подвести детей к установлению способов их образования. Важно обратить внимание детей на изменение настроения куклы: он доволен, рад своему имени.
Для того чтобы зафиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций, помочь осознать связанные с ними внутренние ощущения, научить подражательно воспроизводить рисунок эмоции, в игру-фантазирование включались игровые тренинги и игры-упражнения. Игровые тренинги позволили детям научиться понимать и проживать раз0личные эмоциональные состояния, способствовали становлению у детей интереса к внутреннему миру человека. При проведении игр-упражнений предполагалось, что осознанию эмоциональных состояний способствует их проговаривание, которое позволяет ввести в словарь ребенка необходимые слова и выражения для обозначения эмоций. При разыгрывании с детьми игр-упражнений вспоминаются их собственные изучения, связанные с эмоциональными состояниями. Соответствующие эмоции изображаются на игрушке как эталон для запоминания внешнего рисунка эмоции.
Основа игры-фантазирования – совместное придумывание взрослым и ребенком игровых событий, последовательно связанных между собой. Работа Н.А. Коротковой и Н.Я. Михайленко показали, что успешное обучение придумыванию может идти по пути трансформации известного сказочного сюжета , узловые точки которого облегчают участникам игры согласование и развертывание сюжета. Игра-фантазирование разворачивалась постепенно, а новизна разворачивающихся событий поддерживала интерес к ней. Именно длительная игра позволила решить задачи, связанные с развитием эмпатии у детей. В начале игры-фантазирования ее проведения большая активность в придумывании событий принадлежала взрослому, который называл сюжетное событие и помогал детям наполнить его содержанием. Постепенно освоение детьми эмоционального опыта позволило все больше привлекать их к придумыванию: описанию сказочных мест, в которые попадает персонаж, новых героев. Для развития эмпатии игра-фантазирование должна включать ситуации, которые эмоционально проживаются детьми вместе с героем, помогают встать на его позицию, включиться в борьбу со злыми. Активизации сопереживания во многом способствовало изменение выражения лица и позы игрушки. Постепенно подключали детей к придумыванию того, что переживал герой, как он выглядел в этот момент, как можно помочь ему выбраться из трудной ситуации, что чувствовали те, кому помог персонаж игрушки. Участие педагога в игре-фантазировании изменяется: сначала его активность в придумывании событий выше, чем активность детей, но постепенно участие взрослого и ребенка уравновешивается, а к концу игры активность детей в придумывании становится даже более высокой.
Таким образом, игра-фантазирование является хорошим приемом в развитии эмпатии у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал для работы с родителями подготовительной к школе группы на учебный год.
План работы с родителями на учебный год...
Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).
Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....
Учебно - методическое пособие "Проектирование учебно - образовательной деятельности в ДОУ".
Учебно - методическое пособие, для детей в ДОУ....
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...