Методическая разработка игры – фантазирования по мотивам стихотворения К. И. Чуковского «Жил на свете человек скрюченные ножки»
методическая разработка по теме

Олейник Оксана Павловна

В методической разработке представлен конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы. Игра-фантазирование разработана и проведена Олейник Оксаной Павловной воспитателем ГБДОУ детского сада № 1 Выборгского района Санкт-Петербурга. Игра проведена с целью развития фантазии, воображения, речевых творческих способностей. В ходе совместной деятельности реализуются задачи развития игрового сюжета вокруг вымышленного персонажа, развития творческого мышления, умения находить собственных решений, выдвигать гипотезы, воспитывать готовность к взаимодействию друг с другом. В занятии интегрируются следующие образовательные области: социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра-фантазирование22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка игры – фантазирования  по мотивам стихотворения К. И. Чуковского «Жил на свете человек скрюченные ножки»

                                                                                                           Автор – составитель:

                                                                                                        Олейник Оксана Павловна .                                                          

                                                                                                                   Воспитатель.

Санкт – Петербург

2012г.

Введение.

Мир детской фантазии многообразен и бесконечен. Именно из мечтателей вырастают великие писатели, скульпторы, художники, дизайнеры. Если бы не было фантазии и воображения, то не развивалась бы наука. Без воображения ни один школьник не мог бы усвоить ни одного предмета, так как не умел бы в своей голове оперировать абстрактными понятиями и конструировать образы.

 Когда ребёнок рождается, у него ещё нет воображения. Чем старше становится ребёнок, тем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие воображения, тем больше развивается умения фантазировать, способность творить.

При фантазирование ребёнок сам создаёт какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает её как угодно. При решении реальных задач ребёнок  ищет не любое, а реальное, серьёзное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов, со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим – сюжеты игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создаёт новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям ещё трудно фантазировать, не действуя при этом. Чтобы фантазировать, детям надо действовать.

В пять лет ребёнок уже может фантазировать мысленно – придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения.

Как помочь дошкольнику развить своё творческое воображение. Существует множество разнообразных способов. Одно из них игра.

 Игра лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение. Дети должны , как можно больше играть. Игра – особая форма активности, занимающая в жизни ребёнка главное место. Игра отличается от другой любой деятельности именно тем, что в её основе лежит фантазия.

Игры-фантазии содержат в себе элементы других игр. Характерной особенностью игр-фантазий является умение приспосабливать для игр любой предмет: катушку ниток, палочки, верёвочки, носовой платок, ленточка и пр. В играх-фантазиях всякий предмет мгновенно меняет значение: носовой платочек или верёвочка превращается в человечка, обыкновенная бумажная лодочка – в фантастический транспорт, который может передвигаться без воды.

Игра-фантазирование по мотивам стихотворения К. И. Чуковского «Жил на свете человек скрюченные ножки».

Цель: Развитие фантазии, воображения, речевых творческих способностей, побуждение к самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

  1. Способствовать развитию игрового сюжета вокруг вымышленного персонажа, развитие воображения.
  2. Развивать у детей творческое мышление, умение находить собственное решение, выдвигать гипотезы.
  3. Активизировать в деятельности пояснительную, оценивающую речь детей
  4. Воспитывать эмоциональную готовность участвовать в различных видах деятельности, готовность к взаимодействию друг с другом, стремление довести начатое до конца.

Реализуемые образовательные области:                                                                   Социализация, коммуникация.

Интеграция образовательных областей: 

Чтение художественной литературы, познание , художественное творчество, труд .                                                                        

Используемые материалы:                                                                                                                                                     Коробочка с надписью «Сюрприз» (внутри  носовой платок), аудио запись песенки «Сюрприз»,  д\и «Построй дорожку», несколько соединённых вместе листов бумаги формата А4 , краски, вода, кисти для рисования, бумажная лодка, перья, колёса, парус, пряники, подносы, зубочистки, верёвочки.

Предварительная работа:

Чтение произведений К. И. Чуковского и других детских писателей; инсценировка сказок, стихов, диалогов; д/и «Придумай конец истории», «Что было бы, если..»

Этапы формирования совместной деятельности:

  1. Введение в игру.
  2. Появление персонажа.
  3. Путешествие с человечком.
  1. Д/и «Построй дорожку».
  2. Рисование речки.
  3. Конструирование транспортного средства.
  4. Строительство пряничного домика.
  1. Изготовление верёвочных человечков.

             

                           Примерный ход игры-фантазирования.

С потолка свешивается коробочка с надписью «Сюрприз»,звучит аудиозапись детской песенки «Сюрприз».

- Дети, сегодня у нас необычный день. Потому что нас ожидает…

Дети читают слово, написанное на коробочке.

- Что такое сюрприз?                                                                                                                                                  - Как вы думаете, какой сюрприз ожидает нас?

Воспитатель снимает коробочку и с детьми рассматривает её содержание – носовой платочек.

- Вот наш сюрприз! Вам он нравится? Почему?                                                                                         - Вот если бы мы могли этот платочек оживить, если бы мы с вами были волшебниками. В кого бы мы могли превратить платочек?                                                                                                   - Давайте мы его как будто оживим,  и у нас получится… (воспитатель делает человечка)         - Кто это?                                                                                                                                                            - Жил на свете человек                                                                                                                           Скрюченные ножки.                                                                                                                                                      И гулял он целый день                                                                                                                                                                                      По скрюченной дорожке  .                                                                                                                         - Давайте, ребята, проложим  человечку дорожку. Какая она должна быть?

Дидактическая игра «Построй дорожку». Перед детьми таблица, состоящая из одноцветных геометрических фигур. Детям предлагается фишками закрыть только определённые фигуры (например, трапеции).

- У нас получилась хорошая скрюченная дорожка, по которой пройдёт наш человечек, а мы ему поможем.

Жил на свете человек                                                                                                                       Скрюченные ножки.                                                                                                                                                               И гулял он целый день                                                                                                                                            По скрюченной дорожке.                                                                                                                                        А за скрюченной рекой…  

- Что должно быть у нас после скрюченной дорожки? Как сделать скрюченную речку?

Дети в конце дорожки замечают краски, кисти, бумагу. Начинают рисовать реку.

- Чудесная у нас получилась река. Но мне показалось, что наш человечек взгрустнул. Как вы думаете почему?                                                                                                                                           - Как же ему перебраться через реку?                                                                                                        - Для постройки моста у нас ничего нет. Что можно ещё придумать?

Дети замечают у речки мешок с надписью «Возьми меня», достают из него бумажную лодку, перья, колёса, парус. Выслушать предложения детей.

- На лодке перебраться через реку – это слишком просто. Мы сегодня с вами немножко волшебники. А у волшебников лодки могут не только плавать, но и…(летать)                            - Как сделать летающую лодку?                                                                                                     Прикрепляем перья.                                                                                                                                               - Получилась летающая лодка. А вдруг погода нелётная? А если, после засухи, река  обмелела или её вообще не стало?                                                                                                  Прикрепляем колёса.  

-У нас получился настоящий летающий транспорт, очень необычный. А если к нему прикрепить парус (крепим парус), да всем дружно на парус подуть (все дуют на парус), то лодка у нас ещё и двигаться сама будет.

- У необычного транспорта и название должно быть необычное. Это у нас и лодка, и автомобиль, и парусник, да ещё и летать может. Какое название мы придумаем нашему транспортному средству.

Выслушать варианты детей.

- Теперь наш автолодолёт готов отправиться в путь через реку. Дружно подуем, ещё раз и переправимся. «А за скрюченной рекой..» Что же может быть за скрюченной рекой? Куда спешит наш человечек?

- Конечно, всем на свете нужен дом и нашему человечку тоже. Но дома, то нет. Что  же делать?

- Правильно, дом нужно построить. Но из чего? Человечек у нас  необыкновенный и домик у него должен быть необычный. Из чего может быть дом ?

Дети замечают сюрпризную коробку с надписью «открой меня» и находят в ней пряники и зубочистки.

- Из чего мы построим дом?

Дети моют руки, а затем начинают строить домик, скрепляя пряники между собой с помощью зубочисток.

- У нас получился великолепный, необыкновенный и вкусный домик для скрюченного человечка. Как вы думаете ,ему в нём понравится?

- Что хорошего в этом домике?

- А что плохого?

- Ребята, мы всё предусмотрели, но забыли что-то очень важное, без чего нашему человечку будет грустно. О чём мы забыли ?

- Каждому человеку, даже необычному, нужны друзья. А какие друзья могут быть у нашего человечка?

- Давайте, мы их смастерим из верёвочек.

Дети по показу воспитателя мастерят человечков, затем придумывают им имена, рассказывают об их характере, увлечениях, разыгрывают диалоги между человечками.        

Список литературы:

Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте».

Кравцова Е. Е. «Разбудим в ребёнке волшебника».

Симановский А. Э. «Развитие творческого мышления детей».

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи в старшей группе: "Составление сказки по мотивам стихотворения К.И. Чуковского "Мойдодыр" с использованием метода ТРИЗ символическая аналогия с использованием ЭОР ".

Занятие посвящено знакомству детей через творчество К.И. Чуковского,  с навыками ЗОЖ и культуре гигиены с использованием методов ТРИЗ-РТВ. Приурочено к 100 летю со дня рождения писателя в 2016 го...

Сценарий в переработке П.В.Щербакова по мотивам стихотворения К.И.Чуковского "Федорино горе"

В помощь педагогам дополнительного образования и воспитателям ДОУ....

Стихи К.И. Чуковского "Жил на свете человек" для разучивания с опорой на картинки

Разучивание наизусть стихов:•Развивает память ребёнка•Развивает связную речь•Развивает образное и словесно-логическое мышление•Совершенствует  грамматический строй речи•П...

Игра - импровизация по мотивам стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Цель: закрепить знания детей о личной гигиене. Задачи: 1.Формировать умения и навыки в области личной гигиены. 2.Развивать внимание, память, мышление детей. Способствовать развитию у де...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Придумывание сказки по мотивам стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр»

Программное содержание:1. Формировать у детей осознанное отношение к чистоте одежды и тела, закрепить правила личной гигиены.2.Развивать связную речь, творческое воображение, упражнять детей в умении ...

"Доктор Айболит" сценарий театральной постановки по мотивам стихотворения К. И. Чуковского для детей средней группы

Сценарий для театральной постановки с детьми среднего возраста в стихах. Сценарий предполагает участие небольшой подгруппы или всей группы детей. Дети разучивают роли в игровой форме. Для каждого перс...


 

Комментарии

Арсеньева Ольга Юрьевна

Мне понравилась игра. Беру себе на заметку. Спасибо.