Самообразование
материал по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №57 «Ладушки»
Тема самообразования:
«Фольклор как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста ОВЗ»
Подготовил: учитель-логопед
Хромова Мария Игоревна
2018г.
Цель: использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей дошкольного возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Задачи:
1. Развивающие задачи:
-Развивать речевые способности детей дошкольного возраста;
- Расширять словарный запас;
- Формировать связную речь;
2. Образовательные задачи:
-Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни, театры);
- Расширить представления о русской избе;
-Учить детей интонационно передавать характер героев в театрализованной деятельности;
3. Воспитательные задачи:
-Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
-Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
-Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.
4. Коррекционные задачи:
-Развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;
- Формирование умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности;
-Развитие способности удерживать смысловую программу в памяти
-Развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;
-Формирование умения располагать предложения в определенной последовательности;
-Развитие умения связывать предложения в тексте.
Актуальность темы:
Тема «Фольклор как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста ОВЗ» выбрана мной не случайно. Занимаясь с детьми ОВЗ, имеющими логопедическое заключение ОНР, в логопедической группе, сразу замечаешь, что одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.
Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Сегодня на наших детей со всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас, взрослых, совсем не предназначенное для детей! Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор. Фольклор — это устное народное творчество. Он играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста, является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
Перспективный план работы на 2018-2019 учебный год
№ п/п | Содержание работы | Период |
1 | Подбор и изучение литературы по теме. Памятка для родителей по обучению связной речи детей с ОНР: «Развитие речи дошкольников дома». | Сентябрь 2018г. |
2. | Подбор народных игр для детей. Подбор загадок. Консультация для родителей «Народный фольклор как одна из форм работы по развитию связной речи». | Октябрь 2018г. |
3. | Групповое занятие на развитие связной речи «Милости просим в нашу избу», которое проходит в музеи ДОУ «Русская изба». Цель: Закрепление знаний о жилище русской старины. Консультация для родителей «Удивительные загадки». | Ноябрь 2018г. |
4. | Знакомство с пословицами и поговорками. Проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Цель: развитие звуковой стороны речи. | Декабрь 2018г. |
5. | Знакомство с небылицами. Цель: развитие умения у ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль на занятиях. | Январь 2019г. |
6. | Постановка русской народной сказки «Колобок» (театр Би-ба-бо). Цель: развитие артистических способностей; развитие речи (расширение и обогащение словарного запаса, эмоциональное окрашивания речи). Консультация для родителей «О роли сказок для детей» | Февраль 2019г. |
7. | Знакомимся со скороговорками. Цель: Использование скороговорок для выработки чёткой и правильной дикции. Показ поставленной сказки «Колобок» детям младшего возраста. Цель: развитие артистических способностей; развитие речи (расширение и обогащение словарного запаса, эмоциональное окрашивания речи). | Март 2019г. |
8. | Постановка русской народной сказки «Репка» (театр Би-ба-бо). Цель: развитие артистических способностей; развитие речи (расширение и обогащение словарного запаса, эмоциональное окрашивания речи). Консультация для воспитателей «Фольклор как одна из форм работы по развитию речи» | Апрель 2019г. |
9. | Заключительная экскурсия в музей ДОУ «Русская изба». Цель: знакомство детей с русским фольклором. Открытый просмотр народной сказки «Репка» родителями. | Май 2019г. |
Ожидаемые результаты:
У воспитанников:
-сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;
-повысится уровень связной речи;
-словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями,
-обобщение и распространение опыта.
У родителей:
-взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;
-поощрение использования фольклора в играх детей дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...