Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Космос".
учебно-методический материал по логопедии
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Космос".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika_kosmos.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповые задания
С ______________по______________
Тема: «Космос»
ЛЕКСИКА.
Существительные: Земля, Луна, Солнце, Марс, космос, планета, звезда, корабль, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, скафандр, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, орбита.
Глаголы: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать.
Прилагательные: солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.
«Подбери слово-признак»
Космонавт – выносливый, смелый, бесстрашный и т.д.
Звезда – маленькая, яркая, желтая, красивая…
Солнце - …
Космос - …
Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
Например:
далёкий — близкий тесный — ...
большой — ... улетать — ...
высокий — ... взлетать — ...
известный — ... включать — ...
тёмный — ... подниматься — ...
яркий — ...
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.
«Сосчитай до пяти»:
Один искусственный спутник, два искусственных спутника,три искусственных спутника, четыре искусственных спутника, пять искусственных спутников.
Одна большая звезда
Одно яркое созвездие
Одна космическая станция…
Один – много (множественное число):
спутник – спутники
корабль — …
космонавт — …
звезда – …
планета — …
скафандр — …
ракета — …
«Где какой?»
На Земле – земной
На Луне – (лунный)
На Солнце - солнечный
На планете – планетный
Между звезд – межзвездный
Между планет – межпланетный
Есть – нет (родительный падеж):
космонавт – нет космонавта спутник – …
корабль — … звезда – …
планета — … скафандр — …
ракета — … связь – …
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Игра «Собери слово»
Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно-пространственные представления.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем воспитатель задаёт вопросы наориентировку.
Например:
Назови букву, которая находится справа от буквы М (слева от С, между буквами А и Т и т. д.).
Затем воспитатель называет только цифры, а ребёнок должен соотнести их с буквами и назвать, какое слово получилось. После чего ребёнок выполняет полный анализ получившихся СЛОЕ (звуковой и слоговой).
Например:
6, 3, 1, 2 —МАРС
2, 3, 5, 7, 1, 4-САТУРН
7, 1, 3, 4 —УРАН
Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы под ними и только после этого читает получившееся слово.
Р С А Н Т М У
1 2 3 4 5 6 7
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ.
Предложите ребенку внимательно послушать сказку и постараться ее запомнить.
"Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду - Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. "Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!" - решил он. "Что ты, что ты, - заскрипела карета, - мне не выдержать такого длинного путешествия - развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!"
Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: "Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не делаю!"
Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: "Отнеси меня, пожалуйста, к Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?"
"10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве".
Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: "Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?"
Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз..."
Вопросы после прочтения:
- Что наблюдал Звездочет ночью?
- Что он наблюдал днем?
- Куда решил полететь Звездочет?
- Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою
мечту?
- Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца?
- Сколько времени понадобилось солнечному лучу?
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
«Собери предложения»:
Луна, это, Земля, спутник.
Луна, Земля, меньше.
Луна, вращаться, Земля, вокруг.
Словесная игра «Подскажи словечко».
Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу,
предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом,
подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля).
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).
Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе … (звездочёт).
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: “астронавт”,
А по-русски … (космонавт).
Стихи для чтения и заучивания наизусть
КОСМОНАВТ
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.
В. Степанов
ЗЕМЛЯ
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Я. Аким
Текст для пересказа
ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?
— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но
ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли
упасть». Но ты тоже не верь. Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват
большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне
кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.
— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.
Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.
Г. Цыферов
Вопросы:
О чём спросил кузнечик однажды?
Что сказал лягушонок?
Что говорили большие слоны о звёздах?
Что думали о звёздах большие медведи ?
Что рассказал о звёздах лягушонок?
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Пальчиковая гимнастика
Планеты солнечной системы
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ - раз,
ВЕНЕРА - два-с,
Три - ЗЕМЛЯ,
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
Восемь - НЕПТУН,
Девять - дальше всех ПЛУТОН,
Кто не видит - выйди вон!
Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения «Заботливое солнышко»
Солнце с неба посылает (Дети ритмично скрещивают руки над головой. плавно покачивают руками вверху.)
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. (Ритмично потирают щеки.)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки. (Ритмично постукивают пальцем по носу.)
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это! (Ритмично постукивают руками по плечам.)
Пальчиковая гимнастика «Космонавт»
В звёздном небе звёзды светят
(показываем звёзды, пальчики переплетаются)
Космонавт летит в ракете
(изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)
День летит, ночь летит (загибаем пальцы)
И на землю вниз глядит (изображаем иллюминатор)
Физминутка «Полет»
А сейчас мы с вами, дети, (маршировать)
Улетаем на ракете. (потянуться, подняв руки над головой)
На носки поднимись, (подняться на носки, руки сомкнуть над головой)
А теперь руки вниз. (опустить руки вниз)
Раз, два, три, потянись (потянуться)
Вот летит ракета ввысь. (кружиться на месте)
Психогимнастика «Солнце и тучка»
Вдох
За тучку солнышко зашло, (съежиться, обнимая себя за плечи)
Стало зябко и темно (выдох)
Солнце вышло из-за тучки, (расправить плечи)
Мы теперь погреем ручки. (задержать дыхание, выдох, расслабиться)
Этюд на выразительность жестов «Я не знаю!»
Незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел». Выразительные движения: брови приподняты, уголки рта опущены, плечи на миг приподнимаются, руки слегка разведены, ладони раскрыты.
Пальчиковая гимнастика «Космический отряд»
Раз, два, три, четыре, пять -
По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд.
Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит
Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы,
Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну.
Подвижная игра «Космонавты»
На полу раскладывают обручи-ракеты (обручей на 1 меньше, чем детей в парах). Встать в обруч могут не более 2 человек. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим –
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
После последних слов все разбегаются и стараются быстрее занять ракету-обруч по двое. В паре повернуться спиной друг к другу, плотно прижавшись спинами и затылками, принять красивую позу с правильной осанкой.
Подвижная игра «Звездные ловишки»
Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки, в руках у него объемная звездочка. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его звездочкой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся звездочкой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3—4 ребёнка, то выбирается новый ловишка.
Подвижная игра «Выше ноги от земли!»
Игра проводится так же, но с условием: нельзя ловить тех детей, которые вовремя успели встать на какой-нибудь возвышающийся предмет — стул, доску и другие предметы.
Подвижная игра «Космонавты»
Игра проводится под музыкальное сопровождение.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету «У-У-У!»: руки над головой в форме конуса
- Завели моторы «Р – р – р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели –руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
Подвижная игра «Космические спасатели или Собери космический мусор» (средний возраст)
Дети делятся на 2 команды с равным количеством человек за линией на одной стороне площадки. У детей в руках пустые ведерки разного цвета, а на полу небольшие мячи (кубики) такого же цвета, как и ведёрки.
По сигналу воспитателя дети собирают мячи (кубики) в своё ведёрко в соответствии с его цветом.
Усложнение:
-передвигаться только гигантскими шагами;
-передвигаться только прыжками на 2-х ногах.
Игровое упражнение * «Невесомость» (равновесие)
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема "Овощи. Огород"
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема "Овощи. Огород"...
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями. Лексическая тема "Новый год"
Лексическая тема "Новый год"...
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема:"Знакомство с творчеством С.Я.Маршака".
Знакомство с творчеством С.Я.Маршака. ...
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Семья.День матери".
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Семья.День матери"....
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Зима. Зимующие птицы".
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Зима. Зимующие птицы"....
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Транспорт. Виды транспорта".
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Транспорт. Виды транспорта"....
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: «Наша Родина - Россия. Москва – столица»
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: «Наша Родина - Россия. Москва – столица»...