Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями. Лексическая тема "Новый год"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Кузьмичева Ирина Александровна

Лексическая тема "Новый год"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.novyy_god.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Новый год.»

Лексика.

Существительные: праздник, ёлка, карнавал, игрушка, подарок, мишура, фейерверк,

веселье, Дед Мороз, декабрь, костюм, стих, хоровод, дети, песня, сценка, Снегурочка,

игра, конфеты, посох, нос, усы, борода, гирлянда, шарики, звезда.

Глаголы: играть, веселиться, водить, встречать, провожать, дарить, наряжать,

провожать, зажигать, рассказывать, готовиться, репетировать, конец,

танцевать, рассказывать, декламировать.

Прилагательные: нарядная, красивая, новогодняя, блестящая, игривый, добрый,

холодный, шаловливый, весёлый, праздничный, долгожданный, прошедший.

Наречия: весело, холодно, легко, быстро, нарядно.

•Игра «Подбери признак к предмету»

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных.

Ёлка (какая?) высокая, пушистая, нарядная.      Праздник(какой?) ...

Ёлочные игрушки (какие?) ...                               Дед Мороз(какой?) ...

Снегурочка (какая?) ...                                          Ребята (какие?) ...

Подарки (какие?)

...

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Старшая группа.

• Один — много

Праздник — много праздников.                      Снегурочка — много Снегурочек.

Игрушка — много игрушек.                               Мишура — много мишуры.

Хлопушка — много хлопушек.                         Гирлянда — много гирлянд.

Хоровод — много хороводов.                            Карнавал — много карнавалов.

• «Новогодние» слова

Назови со словом «новогодний» следующие слова: ёлка, песня, подарок, хоровод,

настроение.

Например. Праздник ( какой?) новогодний.

• Скажи какой, какая или какие?

Ёлка из пластмассы — пластмассовая.                  Маска из гипса — гипсовая.

Игрушка из стекла — стеклянная.                             Свечи из воска — восковые.

Мишура из бумаги — бумажная.                                Конфеты из шоколада — шоколадные.

Костюм из меха — меховой.                                          Пряник из муки — мучной.

• Скажи чей, чья, чьи*!

(С выделением окончания голосом.)

Хвост зайца ( чей хвост?) — заячий.                              Шкура лисы — лисья.

Шкурка зайца — заячья.                                                                      Лапы лисы — лисьи.

Ушки зайца — заячьи.                                                      Шкура медведя — медвежья.

Хвост лисы — лисий.                                                                              Хвост медведя — медвежий.

Глаза лисы — лисьи.                                                                               Лапы медведя — медвежьи.

 • Сосчитай до пяти

(С выделением окончания голосом.)

Один новогодний подарок, два новогодних подарка, три новогодних подарка, четыре новогодних подарка, пять новогодних подарков.

• Образуй новое слово

Добавьте к исходным словам подходящие по смыслу приставки: при-, на-, у-, вы-, за-, пере-, вы-, от-, по-.

Например: играть — наиграть, выиграть.

Встречать, провожать, заканчивается, танцевать, рассказывать, удивлять, дарить, морозить.

Подготовительная группа.

• Скажи чей, чья, чье?

Игрушка Тани ( чья?) — Танина.                       Маска зайца — заячья.

Подарок Вани — Ванин.                                     Стих Саши — Сашин.

Хвост лисы — лисий.                                          Платье Ирины — Иринино.

Костюм Оли — Олин.

• Сосчитай до десяти

Один новогодний подарок, два новогодних подарка, три новогодних подарка,

четыре новогодних подарка,., десять новогодних подарков.

Аналогично со словосочетаниями: ёлочные игрушки, сказочные герои, длинные

стихи, весёлые песни.

• Я, ты, мы, вы, они

(Составь словосочетание.)

Я читаю интересный стих, ты читаешь интересный стих, он читает интересный

стих, мы читаем интересный стих, вы читаете интересный стих, они читают

интересный стих.

Аналогично со словосочетаниями: я танцую возле ёлки, я получаю подарок, я

играю с Дедом Морозом.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

•Игра «Поможем Незнайке»

Цели: учить детей различать и правильно употреблять предлоги {на, под, за, в) в предложении, развивать зрительноевнимание.

Ход игры. Перед детьми ѐлка: на ѐлке шарики, под ѐлкой коробка, в коробке — подарки, за ѐлкой зайчик. Воспитатель обращается к детям: «Ребята, к нам в гости пришел Незнайка.Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, все ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку».

Воспитатель читает предложения, составленные Незнайкой.

Например: шарики висят под ѐлкой. — Неправильно! —

Какие слова перепутал Незнайка? — «На» и «под».

Подарки лежат на коробке. — Неправильно! Подарки лежат в коробке. — Какие слова перепутал Незнайка? — «В» и «на».

Аналогично проводится работа и с другими предложениями.

Игра «Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.

На, мальчик, санках, катается.

В, снежинки, воздухе, кружатся.

Самый, зимы, февраль, месяц, холодный.

Дому, к, тропинку, метель, замела.

Принѐс, детям, Дед Мороз, подарки, всем.

Мы, новогоднюю, на, ѐлку, пришли.

Катя, и, украшать, Миша, ѐлка, шары, разноцветный.

Старшая группа

• Составь по плану рассказ на тему

«Как ребята встречают Новый год»

1. Как называется праздник?

2. Почему его так назвали?

3. Кто приходит в гости к ребятам?

4. Как выглядят гости?

5. Что делают ребята на празднике?

6. Что вручает ребятам Дед Мороз?

• Послушай стихотворение и выучи понравившееся

Под Новый год

Говорят, под Новый год,

Что ни пожелается —

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

Могут даже у ребят

Сбыться все желания,

Нужно только, говорят,

Приложить старания.

Не лениться, не зевать

И иметь терпение,

И ученье не считать

За свое мучение.

Говорят, под Новый год,

Что ни пожелается —

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

С. Михалков

Дело было в январе

Дело было в январе.

Стояла ёлка на горе,

И возле этой ёлки

Бродили злые волки.

Вот как-то раз,

Ночной порой,

Когда в лесу так тихо,

Встречают волка под горой

Зайчата и зайчиха.

Кому охота в Новый год

Попасться в лапы волку!

Зайчата бросились вперёд

И прыгнули на ёлку.

Они прижали ушки,

Повисли, как игрушки.

Десять маленьких зайчат

Висят на ёлке и молчат —

Обманули волка.

Дело было в январе.

Подумал он, что на горе —

Украшенная ёлка.

А Барто

Подготовительная группа

• Письма Деду Морозу

Взрослый спрашивает дошкольников, о чём они мечтают под Новый год? Возможные

варианты ответов: Я мечтаю о новой красивой кукле. А я мечтаю о новом двухколесном

велосипеде. Я мечтаю об интересном сложном трансформере. Я мечтаю о быстром самокате. А я мечтаю о своём личном компьютере. А я мечтаю о поездке в Диснейленд.

Далее ребятам предлагается написать о своих желаниях Деду Морозу.

• Послушай стихотворения и выучи понравившееся

В защиту Деда Мороза

Мой брат (меня он перерос)

Доводит всех до слёз.

Он мне сказал, что Дед Мороз

Совсем не Дед Мороз!

Он мне сказал: — В него не верь!

И вдруг сама открылась дверь.

И вот я вижу — входит дед,

Он с бородой, в тулуп одет,

Тулуп до самых пят!

Он говорит: — А ёлка где?

А дети разве спят?

С большим серебряным мешком,

Стоит обсыпанный снежком.

В пушистой шапке дед.

А старший брат твердит тайком:

— Да это наш сосед!

Как ты не видишь: нос похож!

И руки, и спина.

Я отвечаю: — Ну и что ж!

А ты на бабушку похож,

Но ты же не она!

А. Барто

Новогоднее

Наступает Новый год.

Что он людям принесёт?

У каждого, кто трудится,

Кто честен, добр и смел,

Пускай желанья сбудутся,

Чего б он ни хотел.

Строитель хочет строить дом

На радость новосёлам,

Чтоб каждый становился в нём

Счастливым и весёлым.

О чём мечтает садовод?

В его мечтах весь мир цветёт,

И люди, глядя на цветы,

Становятся добрей.

Пусть эти славные мечты

Исполнятся скорей.

Е. Серова

• Послушай и перескажи сказку

«В гостях у Дедушки Мороза»

Спит Маша в постельке и видит сон. Шагает она в лесу и видит: сидит седой Дед Мороз. Сидит он и снежные комки ест.

— Здравствуй, Маша! Спасибо, что в гости пришла. Поможешь мне. Приготовь мне постель да перину хорошенько взбей.

Дом у деда ледяной, а по стенам снежные звёзды. Вместо перины лежит пушистый снег. Маша стала взбивать снежок, а под ним — зелёная травка.

— Зачем ты, Дедушка, зелёную травку под снежной периной держишь? —

спросила Маша.

— Нельзя её выпускать. Зима захватит и заморозит травку.

Вот я и прикрыл зелень снежком. Весной снежная перина растает. Травка вырастет и будет славная рожь.

Тут Маша и проснулась.

Вопросы по содержанию сказки

1. Кто прйснился Маше?

2. О чём попросил Машу Дед Мороз?

3. Как выглядит дом у Деда Мороза?

4. Что вместо перинки у Дедушки?

5. Зачем Дед Мороз прячет травку под снежком?

6. Чем тебе нравится зима?

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Старшая группа

•Пальчиковая гимнастика новогодняя

СЧИТАЛКА

Один, два, три, четыре,                                 (Ритмично соединяют

Пахнетѐлкою в квартире.                               каждый палец с большим

Три, четыре,пять и шесть —                         пальцем на правой руке.)

Не заставят кашу есть.                                  (Поочерѐдно ударяют

Пять, шесть, семь, восемь —                                   кулак о кулак и ладонь о

 На пирог сегодня просим, ладонь.)

Потому что — девять, десять —

Мама с папой тесто месят!

Соединяют пальцы левой руки.)

(Ритмично сжимают и разжимают кулаки.) (Соединяют

пальцы правой руки.)

(Делают манящие движения рук.) (Соединяют пальцы левой

руки.) («Месят тесто».)

Подготовительная группа

• Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»

Праздник приближается,                             Дети поднимают руки вверх,

Ёлка наряжается.                                 «к макушке ёлки».

Мы развешали игрушки:                             Опускают их вниз и разводят в стороны

Бусы, шарики, хлопушки.                           Поочередно соединяют большой палец

А здесь фонарики висят                               с остальными

Блеском радуют ребят.                       Крутят ладошками в воздухе.

• Динамическая пауза «С Новым годом»

С Новым годом! С Новым годом!                                   Дети стоят лицом в круг, кланяются

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Он из леса мимоходом,                                            Идут по кругу, изображают,

Ёлку нам уже принёс.                                                                  как несут елку на плече

На верхушке выше веток                                         Поворачиваются лицом в круг.

Загорелась, как всегда,                                             Опускают руки и снова их поднимав

Самым ярким, жарким светом

Пятикрылая звезда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема "Овощи. Огород"

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема "Овощи. Огород"...

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Семья.День матери".

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Семья.День матери"....

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Зима. Зимующие птицы".

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Зима. Зимующие птицы"....

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Транспорт. Виды транспорта".

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Транспорт. Виды транспорта"....

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Космос".

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Космос"....

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: «Наша Родина - Россия. Москва – столица»

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема:  «Наша Родина - Россия. Москва – столица»...