Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Зима. Зимующие птицы".
учебно-методический материал по логопедии на тему

Кузьмичева Ирина Александровна

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Зима. Зимующие птицы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Зима.Зимующие птицы.»

Лексика.

Существительные: время года, месяц, сезон, зима, декабрь, январь, февраль, стужа,

вьюга, иней, лёд, зимовка, изморозь, позёмка, метель, конец года, начало года,

снег, снежинки, бахрома, гололёд, стужа, кормушка, снегопад, птицы,  голод, холод,  рябина, снегирь, синичка, дятел, воробей, клёст, филин, сорока, ворона, тетерев, сова, клюв, туловище, крылья, шея.

Глаголы:  мёрзнуть, кружиться, заносить, морозить, засыпать, дует, спасаться, рыщут, зябнуть, сверкать, летать, питаться, добывать, лущить, клевать, лакомиться, мёрзнуть,

прятаться, ухать, охотиться, воркует, трещит, стрекочет.

Прилагательные:

день — морозный, ясный, холодный, короткий, снежный;

ночь — длинная, тёмная, страшная, морозная, звёздная;

снег — пушистый, блестящий, липкий, красивый, белый, искристый, мокрый,

хрустящий, рассыпчатый, холодный, рыхлый, серебристый, падающий;

зима — холодная, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная;

снежинки — белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные,

холодные;

лёд — прозрачный, скользкий, блестящий, гладкий.

зимующие, храбрые, морозостойкие, крупные, мелкие, шустрая, неповоротливая, белокрылая, красногрудая, остроклювая.

Наречия: бело, холодно, снежно, голодно, скользко, морозно, студёно.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Старшая группа        

• Скажи ласково

Снег — снежок.

Ветер — ветерок.

Мороз — морозец.

Лёд — ледок.

Зима — зимушка.

Птица — птичка.                                Снегирь — снегирёк.

Ворона — воронушка.                       Сова — совушка.

Воробей — воробушек.                     Кормушка — кормушечка.

Голубь — голубок.                             Клюв — клювик.

• Один — много.

Снег — снега — много снега.

Лёд — льды — много льда.

Вьюга — вьюги — много вьюг.

Птица — птицы — много птиц.

Дятел — дятлы — много дятлов.

Ворона — вороны — много ворон.

Воробей — воробьи — много воробьёв.

Голубь — голуби — много голубей.

Сорока — сороки — много сорок.

Снегирь — снегири — много снегирей.

Сова — совы — много сов.

Филин — филины — много филинов.

Клёст — клесты — много клестов.

Корм — корма — много кормов.

Грудка — грудки — много грудок.

• Подбери однокоренные слова

Снег — снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, подснежник, снегирь.

Зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка.

Мороз — морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое.

Лёд — ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололёд, ледовый.

• Образуй новое слово

Добавьте к исходным словам подходящие по смыслу приставки: пере-, на-, при-, с-,

под-, вы-, от-.

Например: зимовать — перезимовать.

Летать, клевать, скакать, порхать, прятаться, чирикать, каркать, ворковать,

кормить.

• Вставь пропущенный предлог

Воробей залетел ( куда?) ... гнездо (в).

Синица села ( куда?) ... рябину ( на).

Дятел вылетел ( откуда?) ... гнезда ( из).

Дети наблюдали ( за кем?) ... птицами ( за).

Подготовительная группа

• Подбери родственные слова к слову зима

День ( какой?) — зимний.

Погода ( какая?) — зимняя.

Скажи ласково — зимушка.

Пережить зиму — зимовать.

Сказочное место зимовки зверей — зимовье.

Птицы, не улетевшие в тёплые края, — зимующие.

Культуры, посеянные под зиму, — озимые.

• Сосчитай до десяти и обратно

Один красногрудый снегирь, два красногрудых снегиря, три красногрудых снегиря,..

десять красногрудых снегирей.

Обратно: десять красногрудых снегирей, девять красногрудых снегирей...

Аналогично со словосочетаниями: шустрая синичка, красноголовый дятел.

• Я, ты, мы, вы, они

(Составь словосочетание.)

Я делаю кормушку, ты делаешь кормушку, он делает кормушку, мы делаем

кормушку, вы делаете кормушку, они делают кормушку.

Аналогично с другими словосочетаниями: я кормлю снегиря, я вижу клеста, я

вешаю на нитке сало.

• Образуй новое слово

У дятла красная головка (значит, он какой?) —

красноголовый.

У синички жёлтая грудка — желтогрудая.

У вороны белые бока — белобокая.

У снегиря красная грудка — красногрудый.

У воробья серые крылья — серокрылый.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Старшая группа

• Отгадай загадки и выучи понравившуюся

Одеяло белое

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю спустилось.

(Снег.)

Какой мастер на окна нанёс

И листья, и травы, и заросли роз?

(Мороз.)

Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла —

И пропала.

( Снежинка.)

• Составь рассказ о зиме

Например. Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые.

Звери спрятались в свои жилища. Зайка сменил шубку с серой на белую. Медведь

заснул в своей берлоге до весны. Только волк и лиса не спят и ищут себе добычу.

(см. приложение)

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Занялась зима побелкой.

Побелить решила лес.

Помогать ей стали белки —

Известь брызжет до небес.

Тут и заинька несмело

Предложилдрузьям помочь —

 Он себя побелкой белой

В зиму выбелить не прочь.

Н.Антонова

ЛЕС И ПОЛЕ БЕЛЫЕ...

...Лес и поле белые,

Белые луга.

 У осин заснеженных

Ветки, как рога.

Подо льдами крепкими

Дремлют воды рек.

Белыми сугробами

Лѐг на крыши снег.

В небе звѐзды яркие

Водят хоровод.

Е. Трутнева

СНЕЖИНКИ

Лѐгкие, крылатые,

Как ночные бабочки,

Кружатся, кружатся

Над столом у лампочки.

Собрались на огонѐк.

А куда им деться?

Им ведь тоже, ледяным,

Хочется погреться.

И. Бурсов

• «Подружи» словечки

(Составь предложения по образцу.)

Сорока, суку, на, сидит. (Сорока сидит на суку.)

Дятел, кору, долбит, деревьях, на.

Ворона, с, дерева, слетела.

Снегирь, к, рябине, подлетел.

Крыша, на, голуби, сидеть.

Синица, на, кормушку, прилетела.

• Расскажи о зимующих птицах по плану

1. Назови птицу. Почему её относят к зимующим?

2. Назови части её тела, окрас, оперение, размер, строение (хвоста, головы).

3. Назови её жилище.

4. Как она зимует? Чем питается? Как добывает корм?

5. Как и чем можно помочь таким птицам зимой?

6. Какие у нее повадки?

7. Как она защищается от врагов?

Подготовительная группа.

• Отгадай загадки и выучи понравившуюся

Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня ... ( зима).

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(Зимой.)

Нет колёс у меня —

Я крылата и легка.

Громче всех постовых

Я свищу без свистка.

На лету, на лету, на лету

Всю Москву замету!

(Вьюга.)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады.

(Мороз.)

Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось.

С неба на землю свалилось.

( Снег.)

На землю упало пуховое одеяло.

Лето пришло — одеяло всё сошло.

( Снег.)

С неба звёзды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними

Скроется чёрная земля.

( Снег.)

Не снег, не лёд,

А серебром деревья уберёт.

(Иней.)

Зимой лежал, а весной

В реку побежал.

( Снег.)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан ... ( иней).

Детки сели на карниз

И растут все время вниз.

( Сосулька.)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт,

Заплачет она, потечёт.

(Сосулька.)

Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной.

( Сосульки.)

• Вставь пропущенный предлог

Дятел долбит кору ... деревьях (на). Синичка слетела ... ветки дерева (с ). Филин

охотится ... мышами (за). Сорока шныряет ... помойкам ... поисках еды ( по,в). Если птицам голодно, они прилетают ближе ... жилищу людей (к ). Снегиря можно часто увидеть ... веткой рябины (под). Клёст лущит шишки, отыскивая ...них ядра орехов (в ). А другие птицы скачут... деревьями, ... надежде на готовый корм ( под, в).

• «Подружи» словечки

(Составь предложение.)

Холодно, голодно, птица, зимующая, зима.

Они, кормушка, прилетать, на, поесть, чтобы.

Ворона, помойка, шнырять, по, найти, еда, чтобы.

Зима, в, лес, филин, мышами, за, охотится.

Синичка, лакомиться, сало, ветка, на, люди, повесили, которое, любит.

Снегирь, красногрудый, ягоды, рябина, ест.

• «Живые» слова

Используйте словарный материал предыдущей игры, раздайте детям по карточке-

слову и предложите им «выстроиться» в предложения.

Повернулись, покружились, Разбежались, поиграли

И в слова мы превратились. И снова все слова собрали.

• Логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой?»

Взрослый рассказывает дошкольникам историю.

Положили в кормушку ветку сушёной рябины. Прилетели маленькие серенькие

птички (вы много их видели зимой в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают.

Смотрю, сели на кормушку и другие птички. Грудка у них красная, хвост,

концы крыльев и голова тёмно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке

не осталось.

Вопрос: Что это были за птички?

• Прочитай пословицы и выучи понравившуюся

Декабрь — стужайло на всю зиму землю студит.

Холодная зима — жаркое лето.

На морозе и старик вприпрыжку идёт.

Новый год — к весне поворот.

Зима снежная — лето дождливое.

В феврале зима с весной встречаются впервой.

Февраль — месяц лютый, спрашивает: «Как обутый?»

Зимою вьюги — летом ненастье.

Не было бы снегу, не было бы и следу.

Много снега — много хлеба.

Снег на полях — хлеб в закромах.

(Какие ещё пословицы о зиме ты знаешь?)

• Проговори чистоговорки

Сорок сорочат

Сорок сорок

Для своих сорочат

Сорок сорочек,

Не ссорясь, строчат.

Сорок сорочек

Прострочены в срок —

Сразу поссорились

Сорок сорок.

Ю. Кушак

Арифметика

К серой цапле на урок

Прилетело семь сорок,

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на урок?

• Послушай и перескажи рассказ по плану

Наступила снежная морозная зима. Вся земля покрылась снежным белым покровом.

В декабре дни ещё длиннее, а ночи короче. Но к концу декабря ночи становятся все длиннее. Деревья стоят голые, покрыты снежной бахромой — инеем. Небо серое с тяжёлыми тёмными тучами. Все водоёмы покрылись блестящим прозрачным льдом. Природа застыла в сладком снежном плену. Животные тоже приготовились к зиме. Зайка сменил шубку с серой на белую. Белочка запаслась орешками, грибочками, утеплила свое дупло, да и шубка у неё стала теплее, оттого и потускнела. Бурый медведь впал в зимнюю спячку, сосёт себе лапку в берлоге. Лиса охотится за зайцами и мышами.

Зимующие птицы ищут себе корм в лесу или перебираются поближе к людскому жилью. Клёст лущит птитики, дятел долбит кору деревьев, снегирь клюет зимние ягоды.

План рассказа

1. Как ты узнал, что на улице зима?

2. Какие зимние месяцы ты знаешь?

3. Как ведут себя звери зимой?

4. Каких зимних птиц ты знаешь?

5. Как птицы выживают зимой?

6. Твоё отношение к этому времени года?

• Послушай и перескажи рассказы

Снегирь

Наряднее становится зимняя природа, когда прилетают к нам красавцы снегири.

Снегирь — красногрудая птичка с серой спинкой и чёрной головкой. Держатся

снегири небольшими стайками, питаются почками растений, семенами деревьев

и кустарников, ягодами. Снегири украшают нашу зимнюю природу.

По П. Соколову

Мы — ваши друзья

Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы — воробьи, синицы — остались с

вами в городе. Голодно нам. А еда под снегом. Не удивляйтесь, что мы ещё с осени начинаем носами в окна стучать. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни, осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черёд. Помогите нам!

А. Аксенов

• Послушай стихотворения и выучи понравившееся

Птичий домик

У нас такой обычай:

Лишь выпадет снежок,

Дощатый домик птичий

Повесим на сучок.

Ни зёрен, ни травинок —

Голодная пора!

Блестят иголки льдинок,

Исчезла мошкара.

Но здесь, в саду за школой,

Среди седых ветвей,

Готов обед весёлый

Для птичек у детей.

По М. Пожаровой

Снегири

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Это красные фонарики

Засветили снегири.

Чистят пёрышки пунцовые,

Воду пьют из родника.

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека.

Л. Татьяничева

Воробьи

Дождь со снегом пополам,

Холодно и сыро.

Плохо бедным воробьям,

Нет у них квартиры.

Очень плохо им в морозы,

На глазах замёрзли слёзы.

Солнце, выйди поскорей

И воробушков согрей!

В. Орлов

Сова

В небе месяц серебрится.

Спят в кустах тетерева.

Над поляной кружит птица -

Остроклювая сова.

У совы глаза, как плошки,

В темноте горят огнём,

Ночью видит, словно кошка,

Но совсем не видит днём.

 Е. Александрова

Лесная песенка

Лось сугроб копытом роет,

Спит в глухой норе барсук,

Дятел кузницу устроил:

Тук-тук-тук!

Тук-тук-тук!

Только солнце брызнет светом,

Дятел прыг верхом на сук,

Лущит шишки на обед он:

Тук-тук-тук!

Тук-тук-тук!

День сдаёт дежурство ночи,

Но не молкнет бодрый звук —

Дятел в кузнице хлопочет:

Тук-тук-тук!

Тук-тук-тук!

В. Лукша

Пёстрый дятел

В воскресенье пёстрый дятел

Деньги на базаре тратил.

По базару он ходил —

Красну шапочку купил.

По базару он летал —

Острый клюв себе достал.

Долго-долго торговался —

Серенький пиджак достался.

На цветастый не хватило —

Улетел домой унылый.

Не печалься, не сердись,

А на дерево садись.

Тук-тук-тук, туф-туф-туф!

Главное — хороший клюв!

О. Чернорицкая

* * *

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

Прилетают птицы в сад,

Посидят, поговорят,

Им бояться нечего:

Пусть мороз трещит сердито —

Их столовая открыта

От утра до вечера.

А Чепуров

Глухарь

Я был в тайге. Я мёрз не зря:

В тайге я видел глухаря.

Он весь — от клюва до хвоста —

Был в напряженье взлёта,

И снег летел, как от винта

Большого самолёта.

Т. Белозёров

Лесной доктор

Говорит ежу барсук:

— Снова дятел поднял стук.

Разбудил меня с утра

И сегодня, и вчера.

Но сказал на это ёж:

— Ты, барсук, его не трожь;

Он ведь доктор наш лесной

И стучит любой порой.

Все деревья осмотреть —

Это ведь не песни петь!

И. Билый

• Логическая задача «Белые страницы

(Придумывание окончания рассказа.)

Белым покрывалом укрыл снег землю. Поля и лесные поляны напоминают чистые

белые страницы огромной книги природы. Днём идёт снег. Закончится снег

и поле, словно чистая страница. Утром видишь — чистые страницы покрыты множеством

таинственных знаков и точек.

— Как вы думаете, что это за таинственные знаки?

— Кто их рисует в лесу?

— Расскажите, какие вы видели знаки в лесу?

Дети слушают и пересказывают текст.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Координация речи с движением «Первый снег»

Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение.

За окошком первый снег,                     (Разводят руки в стороны.)

Начала зима разбег.                               (Делают вращательные

На карнизе льдинки,                               движения рук перед грудью— «моталочку».)

А вокруг снежинки.                               (Делают «выбросы» пальцами в разные стороны.)

Во дворе они кружатся,                         (Кружатся, разводя руки в

Мягко на асфальт ложатся.                      стороны, и приседают.)    

Скоро всѐ здесь заметѐт,                         (Встают и делают махи руками.)

К нам зима уже идѐт.                              (Делают манящие движения руками.)

Завтра мы наверняка                               (Рисуют руками три вооб ражаемых круга.)

Сделаем снеговика

И в снежки мы поиграем,                       (Играют в снежки.)

Жаль, что первый снег растает.           (Пожимают плечами и разводят руки в стороны.)

О. Чусовитин

• Динамическая пауза

(Координация речи с движением.)

Вот на ветках, посмотри,                                Дети хлопают руками.

В красных майках снегири                             Наклоняют головы.

Распустили пёрышки,                                     Потряхивают руками

Греются на солнышке.                                    Помахивают руками.

Головой вертят,                                                Поворачивают голову вправо-влево.

Улететь хотят.                                                  Взмахи руками, разбегаются

— Кыш, кыш — улетели!                                в разные стороны.

За метелью! За метелью!

Н. Нищева

Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит,          Дети сгибают пальцы в кулак, начиная

                                                                 с мизинца.

Всю зиму до весны сопит.                    Показывают большой палец, вращая им.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится,

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов                       Пальчики обеих рук «здороваются».

Напетлял и был таков.

Штриховки, обводки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема "Овощи. Огород"

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема "Овощи. Огород"...

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Семья.День матери".

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Семья.День матери"....

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Транспорт. Виды транспорта".

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Транспорт. Виды транспорта"....

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Космос".

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Космос"....

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: «Наша Родина - Россия. Москва – столица»

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема:  «Наша Родина - Россия. Москва – столица»...