Логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
статья по логопедии (подготовительная группа)
Данная статья посвящена одному из приоритетных направлений в области современной логопедии - проблеме формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры. Проблема целесообразного и адекватного применения дидактических игр, игровых приемов на различных этапах логопедической работы получает огромное практическое значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_s.yu_._levitskaya.docx | 34.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
В основу логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры положены такие принципы как: принцип комплексного подхода; принцип системности; принцип последовательного, поэтапного формирования навыков звукопроизношения; онтогенетический принцип; этиопатогенетический принцип; принцип дифференцированного подход; принцип опоры на сохранные анализаторы; принцип учета контекста; принцип коммуникативности.
При работе по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры используются методические приемы, описанные в работах Н.Н. Бутусовой[1], Т. Витчинскиной[2], А.С. Гавриловой, С.Ю. Ращупкиной, С.А. Шаниной[3], Л.Я. Грунской[4], Л.В. Сазоновой[5], Г.П. Шалаева[6], Г.С. Швайко[7].
Формирование правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры проводится с учетом ведущей деятельности. Работа осуществляется во время в процессе индивидуальных логопедических занятий, а также во время свободной деятельности детей. Продолжительность занятия по формированию правильного звукопроизношения 15-20 минут. Занятия могут проводиться 2 раза в неделю в течение трех месяцев. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Нами была предпринята попытка отбора дидактических игр, направленных на формирование правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста и апробация их. При отборе игр для логопедических занятий по коррекции звукопроизношения у детей с дислалией предъявлялись следующие требования:
- игровое занятие длилось не более 25 минут;
- при проведении игры мы учитывали возраст детей с дислалией;
- игра опиралась на программный материал по развитию речи;
- автоматизируемый звук произносится каждым ребенком в течение занятия не менее 10-20 раз;
- для закрепления речевого стереотипа одна и та же игра или упражнение проводятся многократно – на занятии во время режимных моментов;
- игра должна быть эмоционально окрашена, должна привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес;
- игра содержит обучающую, дидактическую задачу;
- назначение предметов, картинок, символов, пособий, смысл вопросов, условия игр были понятны детям;
- пособия для игры были внешне привлекательными;
- последовательность логопедической работы – главный принцип, которого мы придерживались при подготовке игр.
Приемы работы по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста:
1. Словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность логопеда, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец был доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец давался для подражания, он предъявлялся до начала речевой деятельности детей. Образец использовали и после речи детей, но при этом он служил не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применялсяся для решения всех задач.
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике использувались разные варианты повторения: за логопедом, за другими детьми, совместное повторение логопеда и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.
Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Объяснение широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата.
Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка имеет не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. В оценке подчеркиваются, прежде всего, положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделялись на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы были наводящими и подсказывающими.
2. Наглядные приемы: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста предлагаются небольшими дозами в течение всего дня, которые приучают детей контролировать свое произношение. Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, можно упражнять детей в произношении слов с этим звуком с помощью разнообразных дидактических игр и игровых упражнений. Если ребенок отстает от возрастных критериев, то откладывать занятия нельзя. Неправильное звукопроизношение приводит к трудностям в овладении письменной речью.
Таблица 1. Тематическое планирование системы использования дидактических игр в логопедической работе по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
№ п/п | Этапы работы | Направления | Игры |
1. | Подготовительный | Развитие артикуляционного аппарата | «Волшебный мешочек», «Логокуб», «Домик для язычка», «Медвежата мед едят», «На приеме у врача», «Подуем на шарик», «Дудочка и колокольчик», «Скажи, кто как кричит», «Кто топает?», «На барабане - барабанят, на дудочке – дудят», «Чей это голос?», «Найди звук», «Громко – шёпотом», «Быстро – медленно», «Как мяукает котёнок?», «Ветерок», «Оближем губы». |
2. | Развитие мелкой моторики рук | «Ладошка – замри!», «Привет – пока!», «Путешествие пальцев», «Клад», «Успевай-ка!», «Зайка и зеркало», «Скворечник», «Стул», «Стол», «Барабанщик», «Усложненный барабанщик», «Плоскогубцы», «Чет-нечет». | |
3. | Развитие речевого дыхания | «Подуем в трубочку», «Разноцветные листочки», «Отгадай, что за овощ», «Отгадай, что за фрукт», «Приятный запах», «Фокус», «Задуй ватку в ворота», «Кто дальше задует ватку в ворота», «Буря в стакане», «Погудим!», «Лодочки», «Лети, самолетик!», «Надуй игрушку», «Птички (бабочки)», «Вертушка», «Лети, одуванчик!», «Загадай желание», «Фокус с предметами», «Надувайся, шар!», «Кто дольше?», «Вьюга воет», «Лестница». | |
4. | Постановка звуков | «Улитка», «Лес шумит», «Мухи в паутине», «Пчелы», «Пчелки собирают мед», «Насос», «Сушим белье», «Холодный ветерок», «Вьюга», «Пильщики», «Цветные автомобили», «Поедем на машине», «Давай проверим», «Пальчики здороваются», «Маленькие ножки бежали по дорожке». | |
5. | Автоматизация звуков | Автоматизацию звуков в слогах | «Говорящие руки», «Ступеньки», «Ромашка», «Раз – шажок, два – шажок», «Телеграмма», «Добавляй слог», «Кнопочки». |
6. | Автоматизация звуков в словах | «Зима и весна», «Построй домик»,«Солнышко», «Слова вокруг нас», «Четвертый лишний», «Куча мала», «Лото», «Рыбаки», «Построй домик», «Собери цветочек», «Солнышко», «Украсим елочку», «Напои куклу чаем», «Кукла наряжается», «Украсим комнату флажками». | |
7. | Автоматизация звуков в предложениях | «Клей и пила», «Ну и ослик», «Соседи», «Путаница», «Артисты», «Загадка». | |
8. | Дифференциация звуков | «Собери яблочки», «Путаница», «Какой звук заблудился», «Собери цветок», «Найди тропинку». |
Курс логопедических занятий отражает завершенную, целостную по времени, задачам и содержанию систему работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. По времени проведения и общим задачам логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры может делиться на следующие этапы: подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация звуков.
Первый этап – подготовительный.
Цель этапа: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов. На этом этапе осуществляется тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно: вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков; развитие мелкой моторики; развитие физиологического и речевого дыхания; укрепление физического здоровья.
Развитие артикуляционной моторики
С этой целью мы рекомендуем проводить артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой. При отборе материала для артикуляционной гимнастики мы учитывали то, что выполнение упражнений требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не проводится по шаблону, скучно. Можно вовлекать ребенка в активный процесс, создавать соответствующий эмоциональный настрой, вызывать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого можно использовать игру как основную деятельность детей, а, следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. Для красочного и забавного оформления игры подбираются картинки, игрушки, сказочные герои, привлекаются стихотворные тексты.
С целью создания игровой мотивации, показа движений органов артикуляционного аппарата используются следующие игры: «Волшебный мешочек», «Логокуб», «Домик для язычка», «Медвежата мед едят», «На приеме у врача», «Подуем на шарик», «Дудочка и колокольчик», «Скажи, кто как кричит», «Кто топает?», «На барабане – барабанят, на дудочке – дудят», «Чей это голос?», «Найди звук», «Громко – шепотом», «Быстро – медленно», «Как мяукает котенок?», «Ветерок», «Оближем губы».
Развитие мелкой моторики рук
Мелкая моторика неразрывно связана с артикуляционной моторикой, поэтому ускорить подготовку артикуляционного аппарата необходимо с развитием мелкой моторики. Для развития мелкой моторики рук используются такие игры как: «Ладошка – замри!», «Привет – пока!», «Путешествие пальцев», «Клад», «Успевай-ка!», «Зайка и зеркало», «Скворечник», «Стул», «Стол», «Барабанщик», «Усложненный барабанщик», «Плоскогубцы», «Чет – нечет». Работу по развитию движений пальцев и кисти рук можно проводить систематически, включая ее в разные виды деятельности детей в течение дня. В результате целенаправленной, систематической и планомерной работы по развитию мелкой моторики рук у детей с дислалией формируются интеллектуальные способности, происходит положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – сохраняется физическое и психическое здоровье ребенка.
Развитие речевого дыхания
Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. При работе над развитием речевого дыхания можно придерживаться следующих правил:
• Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком.
• Занятия должныпроводиться только в проветренном помещении, до еды, 3 раза в день по 5-8 минут.
• В начале обучения осваивается одно упражнение, в каждый следующий день добавляется еще по одному.
• Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.
• Не делать слишком большой вдох.
• Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.
• Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.
• Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно;
• Переход от данного этапа работы к другому осуществляется в то случае, если ребенок правильно, точно выполняет все упражнения данного этапа.
• Каждый ротовой выдох контролируется движением ваты, положенной на ладонь, или листом бумаги, поднесенным ко рту ребенка так , чтобы выдыхаемая воздушная струя не рассеивалась, а строго попадала на него, или запотеванием зеркала в момент выдоха.
С целью перестройки на диафрагмальный тип дыхания, выработки умения делать короткий вдох и длинный выдох, с целью обучения распределять этот выдох на нужное количество текста использовалось множество игр: «Подуем в трубочку», «Разноцветные листочки», «Отгадай, что за овощ», «Отгадай, что за фрукт», «Приятный запах», «Фокус», «Задуй ватку в ворота», «Кто дальше задует ватку в ворота», «Буря в стакане», «Погудим!», «Лодочки», «Лети, самолетик!», «Надуй игрушку», «Птички (бабочки)», «Вертушка», «Лети, одуванчик!», «Загадай желание», «Фокус с предметами», «Надувайся, шар!», «Кто дольше?», «Вьюга воет», «Лестница».
Второй этап – постановка звука
Цель: добиться правильного звучания изолированного звука. Содержание работы на данном этапе включает в себя: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка произношения изолированного звука. На втором этапе используются все возможные приемы, чтобы добиться правильного звучания того или иного звука: первый способ – основан на подражании; второй способ – состоит в механическом воздействии на артикуляционные органы при помощи специальных приспособлений таких как шпатель, зонд; третий способ – совмещение первых двух.
С целью постановки звуков могут использоваться следующие игры с детьми, имеющими дислалию: «Улитка», «Лес шумит», «Мухи в паутине», «Пчелы», «Пчелки собирают мед», «Насос», «Сушим белье», «Холодный ветерок», «Вьюга», «Пильщики», «Цветные автомобили», «Поедем на машине», «Давай проверим», «Пальчики здороваются», «Маленькие ножки бежали по дорожке».
Третий этап – автоматизация звука.
Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи. Содержание работы по данном этапе включает в себя: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребёнка. К новому материалу нужно подходить, если усвоен предыдущий.
На этапе автоматизации вводится включение поставленных звуков в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка. Сначала соединяются изолированно поставленный согласный с гласными: [а], [о], [у], [ы], [э] в прямые слоги (са, со, су, сы, сэ), в обратные (ас, ос, ус, ыс, эс) и со стечением согласных (ста, сто, слу, слы). На данном этапе реализовываются следующие игры: «Говорящие руки», «Ступеньки», «Ромашка», «Раз – шажок, два – шажок», «Телеграмма», «Добавляй слог».
От закрепления звука в слогах рекомендуется перейти к его отработке в словах. Порядок автоматизации звука в слова: в начале слова, в конце слова, в середине слова, в словах со стечением согласных. При этом применяются следующие игры: «Построй домик», «Собери цветочек», «Солнышко», «Украсим елочку», «Напои куклу чаем», «Кукла наряжается», «Украсим комнату флажками».
Работая над автоматизацией звука в предложениях, может использоваться эффективная и полезная игра «Живое предложение», когда дети сами становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». На этом этапе автоматизации звуков в предложении используются также игры: «Клей и пила», «Ну и ослик», «Соседи», «Путаница», «Артисты», «Загадка».
Четвертый этап – дифференциация звуков.
Цель: учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.
С целью дифференциации формируемого и смешиваемого звука в произношении могут использоваться такие игры как: «Собери яблочки», «Путаница», «Какой звук заблудился», «Собери цветок», «Найди тропинку»
Таким образом, поэтапность и систематичность использования обучающих дидактических игр способствует формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста и повышению результативности логопедической работы.
[1] Бутусоваܖ Н.Н.ܖ Речевыеܖ игрыܖ какܖ средствоܖ коррекцииܖ звукопроизношенияܖ иܖ формированияܖ лексико-грамматическихܖ категорийܖ уܖ детейܖ дошкольногоܖ возрастаܖ /ܖ Н.Н.ܖ Бутусоваܖ //ܖ Логопед.ܖ –ܖ 2011.ܖ –ܖ №ܖ 6.ܖ –ܖ С.ܖ 67-71.
[2] Витчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника / Т. Витчинкина // Учитель. – 2009. – № 3. – С. 14-15. 292.
[3] Гавриловаܖ А.С.ܖ Логопедическиеܖ игрыܖ /ܖ А.С.ܖ Гаврилова,ܖ С.Ю.ܖ Ращупкина,ܖ С.А.ܖ Шанина.ܖ –ܖ М.:ܖ ЛАДА,ܖ 2010.ܖ –ܖ 166ܖ с.ܖ
[4] Грунскаяܖ Л.Я.ܖ Речевыеܖ игрыܖ /ܖ Л.Я.ܖ Грунскаяܖ //ܖ Логопед.ܖ –ܖ 2009.ܖ –ܖ №ܖ 1.ܖ –ܖ С.ܖ 54-58.ܖ
[5] Сазонова Л.В. Игровые приемы автоматизации звуков в слогах / Л.В. Сазонова // Логопед. – 2009. – № 4. – С. 92-96.
[6] Шалаева Г. П. Логопедические игры / Г.П. Шалаева. – М.: АСТ : Слово, 2010. – 175 с.
[7] Швайкоܖ Г.С.ܖ Игрыܖ иܖ игровыеܖ упражненияܖ поܖ развитиюܖ речи:ܖ пособиеܖ дляܖ практ.ܖ работниковܖ ДОУܖ /ܖ Г.С.ܖ Швайко.ܖ –ܖ М.:ܖ Айрис-пресс,ܖ 2008.ܖ –ܖ 143ܖ с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются природные спосо...
Опыт работы по формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности.
Данный опыт работы будет полезен для воспитателей старших, подготовительных групп....
Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру
Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...
Опыт работы "«Формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности»
Опыт работы "«Формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности»Представляю свой опыт раб...
Дидактическое пособие для воспитателей ДОО «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры с цифрами и числами»
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития»В.А. СухомлинскийДля ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для ни...
Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру
Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового и учеб...