Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР.
Конспект разработала учитель-логопед
МДОУ « Одуванчик» г.о. Восход
Орешкина Мария Викторовна.
Цель: Учить детей различать звуки [Д], [Д'].
Задачи:
1. Учить детей правильно произносить и различать звуки [Д], [Д'], давать им характеристику, опираясь на звуковой профиль.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Упражнять в преобразовании слогов, слов: Да – дя, слов: сом – дом, душ – де – ка (дедушка).
4. Развитие речевого дыхания с разной высотой голоса.
5.Закрепить умение определять место звуков [Д], [Д'] в словах..
6. Закрепить умение подбирать к слову «лес» прилагательные и причастия.
7. Упражнять в преобразовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (домок, домик, домочек, домишко, домовой).
8. Воспитывать желание работать в командах, сообща, развивать коммуникативные навыки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР.
Конспект разработала учитель-логопед
МДОУ « Одуванчик» г.о. Восход
Орешкина Мария Викторовна.
Цель: Учить детей различать звуки [Д], [Д'].
Задачи:
1. Учить детей правильно произносить и различать звуки [Д], [Д'], давать им характеристику, опираясь на звуковой профиль.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Упражнять в преобразовании слогов, слов: Да – дя, слов: сом – дом, душ – де – ка (дедушка).
4. Развитие речевого дыхания с разной высотой голоса.
5.Закрепить умение определять место звуков [Д], [Д'] в словах..
6. Закрепить умение подбирать к слову «лес» прилагательные и причастия.
7. Упражнять в преобразовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (домок, домик, домочек, домишко, домовой).
8. Воспитывать желание работать в командах, сообща, развивать коммуникативные навыки.
Оборудование:
В группе размещены: 2 стола для детей с поставленными стульчиками, на одном столе синий кружок, на другом – зеленый. Стол для логопеда, на котором находится сундучок, разложенные и перевернутые картинки по количеству детей со звуками [Д], [Д']; доска, на доске звуковой профиль звуков [Д], [Д'], буква Д с картинкой, буква Д, изображенная в виде домика.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Дети стоят вокруг стола логопеда. Логопед: «Дети, за правильные ответы вы будете получать фишки. Посмотрим, какая команда получит больше фишек. Сейчас вы будете получать фишки за правильные ответы индивидуально, а потом, когда разделитесь по командам, вы фишки сложите в общую копилку. Угадайте, кто у меня спрятался в сундучке.
- Разгадайте ребус: первый звук в слове замените на звук «Д». (на картинке сом)
Сом, а получится… - (дом). (Логопед достает из сундучка игрушечный домик. Тот из детей, кто правильно разгадал слово ставит «дом» на доску). Ласково назовите слово дом (домик, домочек, домишко).
- Догадайтесь, кто еще спрятался в сундучке? – выйти не может из сундучка – слоги перепутались: душ – де – ка. (Дети отгадывают «дедушка», логопед достает из сундучка игрушку дедушки, дети ставят его на доску).
2. Вместе с логопедом дети подходят к доске. Логопед: «Дом – с какого звука начинается слово? Со звука «Д». Посмотрите, дети, на звуковой профиль: что происходит с губами, когда мы произносим звук «Д», с кончиком языка, со спинкой языка?».
3. Характеристика звука [Д]. Логопед: «Дети, расскажите, что вы знаете о звуке [Д]? (Согласный, твердый, звонкий.). Превратите его в мягкий звук. Что получится? (Дь – дь – дь). Чем отличаются звук [Д] от звука [Д']? Посмотрите на звуковой профиль звука [Д']. Дети, расскажите, что вы знаете о звуке [Д']? (Согласный, мягкий, звонкий.). С этими звуками мы будем сегодня работать. Посмотрите на букву Д. На что она похожа? (на дом с крышей; логопед показывает букву). Дети покажите на себе букву Д (дети пальцами изображают букву Д)».
Указательные и средние пальцы под углом соединились,
Ну а безымянные под ними перекладиной сложились.
Мизинцы вниз под углом загнули,
Большие к указательным рядышком прильнули.
4. Выделение заданного звука в слове.
Логопед: «У меня на столе – картинки со звуками [Д] и [Д']. Вы возьмете одну картинку. У кого окажутся картинки, в названии которых есть звуки Д и Дь. Если звук твердый – куда сядут? (где синий кружочек), у кого картинки, в названии которых мягкий звук – куда сядут? (где зеленый кружочек).
5. Команды приветствуют друг друга: радостно, удивленно, вопросительно (при этом нужно менять голоса, как «медведи» и как «птицы»).
Да – да - да дя – дя – дя ды-ды – ды ди –ди – ди
Ду- ду - ду дю – дю – дю до – до- до дё – дё - дё
Глазки закрыли. (логопед меняет местами у детей синий и зеленый кружочек). Что случилось? (Звуки перепутались). Поприветствуйте друг друга наоборот.
дя – дя – дя да – да да
7. Игра « Топни-хлопни»
Логопед просит детей встать и объявляет о следующей игре: «Топни, если услышите звук [Д] и хлопни, если услышите звук [Д'].
Д, т, п, м, дь, да, то, дя, пу, ди. Дом , дыня, Таня, Данил, Дима, доска, дуб, диван.
8. Упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса: «Заведем моторчик»: [Д ] - [Д']. ДДДД ДьДьДь…- заглох моторчик, сломался.
- Ребята, я слышу моторчик «ДДДД ДьДьДь…» А вы слышите? Повторите. ( дети повторяют). Похоже моторчик заглох, сломался. Дети, это у инопланетян моторчик сломался на их космическом карабле. А где же они?
1) – здравствуйте ребята, я-Дуадея.
2) – А я-Диадея.
Логопед – Давайте повторим их имена.
1) – Наш космический корабль сломался .И мы не знаем где очутились.
Как называется ваша планета? ( Земля)
2) – А куда именно мы попали? ( В детский сад)
Логопед - Ребята давайте расскажем и покажем, как нам весело живется в детском саду.
Физминутка.
« На прогулке» (авторская разработка М.Ю. Картушиной)
Педагог:
Сели дети на качели,
Держись, держись!
И качели полетели-
(Дети встают в пары. Один ребенок приседает, второй-встает; затем первый выпрямляется, а второй приседает)
Вверх-вниз, вверх-вниз.
А потом на каруселях –
Вот так! Вот так!
( Кружатся, держась за руки)
Наши дети завертелись-
Вот так! Вот так!
А потом на горку дети
Поднялись, поднялись.
( медленно поднимают сцепленные руки и резко приседают)
И поехали ребята
Быстро вниз, быстро вниз.
10. Звуковой анализ слова.
Логопед: «Дети, пока мы были на прогулке, Дуадея и Диадея проголодались, но они питаются необыкновенной пищей: звуками. Дуадея питается предметами со звуками [Д] в середине слова, а Диадея с удовольствием полакомится предметами, в которых звук [Д'] в начале слова. Пожалуйста, накормите их». Дети расставляют свои картинки по заданию логопеда, проверяют друг друга.
11. Деление слова на слоги.
1) –А еще мы любим десерт!
Логопед – И что вы хотите на десерт?
1) – Я слова с2-мя слогами.
2) – А я слова с 3-мя слогами.
Логопед - Посмотрите на картинки которые вы расставили. Делите название картинок на слоги и кормите десертом наших новых друзей.
12. Логопед – Наши гости подкрепились. Хорошо. Но в детском саду мы еще и занимаемся, например рисованием.
Пальчиковая игра « Я-художник»
Я взял бумагу, карандаш,
Нарисовал дорогу.
( Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - « лист бумаги». Указательный палец правой руки –« карандаш». Провести пальцем по левой руке линию - «дорога»)
На ней быка изобразил
А рядом с ним корову.
(руки сжаты в кулак, большой палец и мизинец каждого из них слегка оттопыривается в сторону, показывая рога быка и коровы. Дети произносят
« Му-у»…)
Направо дом,
( пальцы складываются домиком.
Налево сад…
( Кисти рук скрещиваются в запястьях « деревья», шевелить раздвинутыми пальцами « ветер раскачивает ветки»)
В лесу двенадцать кочек.
( Указательный палец правой руки рисует 12 точек на левой ладони.)
На ветках яблочки висят,
( встряхивание кистей – имитация капель дождя.)
И дождичек их мочит.
Поставил стул на стол,
( левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой.)
Тянусь как можно выше.
( левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением вытянуты вверх.)
Уф! Свой рисунок приколол-
Совсем неплохо вышел!
13. Инопланетяне прощаются.
1) Спасибо вам ребята за гостеприимство. Нам очень понравилось! Но нам пора домой. Сейчас мы попробуем завести мотор своего инопланетноготкарабля: Дь- дь-дь-дь, Д-д-д-д –
2) – Помогите нам! ( дети заводят мотор)
Мотор завелся. Инопланетяне улетают.
- Досвидания ребята, всего вам самого хорошего и успехов в учебе!!!
14. Подводится итог - подсчет фишек, устанавливается победитель. Логопед спрашивает, о каких звуках говорили на занятии, если дети сами себе понравились на занятии - поднимают руки вверх, если нет, то присаживаются. Логопед благодарит детей за хорошее занятие.
Использованная литература.
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.- 160с + цв. Вкл. 48 с.
2. Базисная программа развития ребенка – дошкольника «Истоки». Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. – М.: 2001. – Издательство дом «Карапуз», 303 с.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 – 6 1992 г, стр. 9 – 13.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.II период. Пособие для логопедов. – 2-е изд. – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 1999. – 96 с.
5. Нищева Н.В.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.–528с.
6. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». Пособие для логопедов. – М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 224 с.
7.Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. М., ТЦ Сфера, 2004- 192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по формированию правильного произношения и обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Дифференциация звуков «К–Г»
Тема: «Дифференциация звуков «К – Г».Цели: коррекционно – образовательные: учить различать звуки « К » и « Г » в слогах, словах и фразах; различать звонкие и глухие согласные; опреде...
Конспект индивидуального занятия по формированию правильного звукопроизношения.
Конспект занятия для ребенка старшего дошкольного возраста....
Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения
Цель занятия: автоматизация звука [л] изолированно, в слогах, в словах и фразах....
Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ЗПР "Звук а"
Тема: «Звук [а]» Образовательная область: речевое развитие.Деятельность: коммуникативная.Цель: Уточнять четкое произношение звука[а]Задачи:Коррекционно – образовательные:- познакомит...
Конспект индивидуальной НОД по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация звуков [З] – [С] в слогах, словах и фразах".
Цель: закреплять навык дифференциации звуков [з] – [с] в слогах, словах и фразах, навыки согласования слов в предложении.Задачи: развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух,...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации
Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи с применением ИКТ. Целью методической разработки ...