Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Орешкина Мария Викторовна

Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР.

Конспект разработала учитель-логопед

МДОУ « Одуванчик» г.о. Восход

Орешкина Мария Викторовна.

 

 

Цель: Учить детей различать звуки [Д], [Д'].

 

Задачи:

1. Учить детей правильно произносить и различать звуки [Д], [Д'], давать им характеристику, опираясь на звуковой профиль.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Упражнять в преобразовании слогов, слов: Да – дя, слов: сом – дом, душ – де – ка (дедушка).

4. Развитие речевого дыхания с разной высотой голоса.

5.Закрепить умение  определять место звуков [Д], [Д'] в словах..

6. Закрепить умение  подбирать к слову «лес» прилагательные и причастия.

7. Упражнять в преобразовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (домок, домик, домочек, домишко, домовой).

8. Воспитывать желание работать в командах, сообща, развивать коммуникативные навыки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР.

Конспект разработала учитель-логопед

МДОУ « Одуванчик» г.о. Восход

Орешкина Мария Викторовна.

Цель: Учить детей различать звуки [Д], [Д'].

Задачи:

1. Учить детей правильно произносить и различать звуки [Д], [Д'], давать им характеристику, опираясь на звуковой профиль.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Упражнять в преобразовании слогов, слов: Да – дя, слов: сом – дом, душ – де – ка (дедушка).

4. Развитие речевого дыхания с разной высотой голоса.

5.Закрепить умение  определять место звуков [Д], [Д'] в словах..

6. Закрепить умение  подбирать к слову «лес» прилагательные и причастия.

7. Упражнять в преобразовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (домок, домик, домочек, домишко, домовой).

8. Воспитывать желание работать в командах, сообща, развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:

В группе размещены: 2 стола для детей с поставленными стульчиками, на одном столе синий кружок, на другом – зеленый. Стол для логопеда, на котором находится сундучок, разложенные и перевернутые картинки по количеству детей со звуками [Д], [Д']; доска, на доске звуковой профиль звуков [Д], [Д'], буква Д с картинкой, буква Д, изображенная в виде домика.

Ход занятия.

1.Организационный момент. 

Дети стоят вокруг стола логопеда. Логопед: «Дети, за правильные ответы вы будете получать фишки. Посмотрим, какая команда получит больше фишек.  Сейчас вы будете получать фишки за правильные ответы индивидуально, а потом, когда разделитесь по командам, вы фишки сложите в общую копилку. Угадайте, кто у меня спрятался в сундучке.

  • Разгадайте ребус: первый звук в слове замените на звук «Д». (на картинке сом)

Сом, а получится…   - (дом).  (Логопед достает из сундучка игрушечный домик. Тот из детей, кто правильно разгадал слово ставит «дом» на доску). Ласково назовите слово дом (домик, домочек, домишко).

  • Догадайтесь, кто еще спрятался в сундучке? – выйти не  может  из сундучка – слоги перепутались:   душ – де – ка. (Дети отгадывают «дедушка», логопед достает из сундучка игрушку дедушки, дети ставят его на доску).

2. Вместе с логопедом дети подходят к доске. Логопед: «Дом – с какого звука начинается слово? Со звука  «Д». Посмотрите, дети, на звуковой профиль: что происходит с губами, когда мы произносим звук «Д», с кончиком языка, со спинкой языка?».

3. Характеристика звука [Д]. Логопед: «Дети, расскажите, что вы знаете о звуке [Д]? (Согласный, твердый, звонкий.). Превратите его в мягкий звук. Что получится?  (Дь – дь – дь). Чем отличаются звук [Д] от звука [Д']? Посмотрите на звуковой профиль звука [Д'].  Дети, расскажите, что вы знаете о звуке [Д']? (Согласный, мягкий, звонкий.). С этими звуками мы будем сегодня работать. Посмотрите на букву Д. На что она похожа? (на дом с крышей; логопед показывает букву). Дети покажите на себе букву Д (дети пальцами изображают букву Д)».

Указательные и средние пальцы под углом соединились,

Ну а безымянные под ними перекладиной сложились.

Мизинцы вниз под углом загнули,

Большие к указательным рядышком прильнули.

4. Выделение заданного звука в слове.

Логопед: «У меня на столе – картинки со звуками [Д] и  [Д']. Вы возьмете одну картинку. У кого окажутся картинки, в названии которых есть звуки Д и Дь. Если звук твердый – куда сядут? (где синий кружочек), у кого картинки, в названии которых мягкий звук – куда сядут? (где зеленый кружочек).

5. Команды приветствуют друг друга: радостно, удивленно, вопросительно (при этом нужно менять голоса,  как «медведи» и как «птицы»).

Да – да - да              дя – дя – дя                  ды-ды – ды         ди –ди – ди

Ду- ду - ду                дю – дю – дю               до – до- до         дё – дё - дё

Глазки закрыли. (логопед меняет местами у детей синий и зеленый кружочек). Что случилось?  (Звуки перепутались). Поприветствуйте друг друга наоборот.  

дя – дя – дя              да – да да              

7.  Игра « Топни-хлопни»

Логопед просит детей встать и объявляет о следующей игре: «Топни, если услышите звук [Д]  и хлопни, если услышите звук [Д'].  

Д, т, п, м, дь, да, то, дя, пу, ди. Дом , дыня, Таня, Данил, Дима, доска, дуб, диван.

8. Упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса: «Заведем    моторчик»: [Д ] -  [Д'].    ДДДД  ДьДьДь…- заглох моторчик, сломался.

- Ребята, я слышу моторчик «ДДДД  ДьДьДь…» А вы слышите? Повторите. ( дети повторяют). Похоже моторчик заглох, сломался. Дети, это у инопланетян моторчик сломался на их космическом карабле. А где же они?

1) – здравствуйте ребята, я-Дуадея.

2) – А я-Диадея.

Логопед – Давайте повторим их имена.

1) – Наш космический корабль сломался .И мы не знаем где очутились.

Как называется ваша планета? ( Земля)

2) – А куда именно мы попали? ( В детский сад)

Логопед - Ребята давайте расскажем и покажем, как нам весело живется в  детском саду.

Физминутка.

« На прогулке» (авторская разработка М.Ю. Картушиной)

Педагог:

 Сели дети на качели,

Держись, держись!

И качели полетели-

(Дети встают в пары. Один ребенок приседает, второй-встает; затем первый выпрямляется, а второй приседает)

Вверх-вниз, вверх-вниз.

А потом на каруселях –

Вот так! Вот так!

( Кружатся, держась за руки)

Наши дети завертелись-

Вот так! Вот так!

А потом на горку дети

 Поднялись, поднялись.

( медленно поднимают сцепленные руки и резко приседают)

И поехали ребята

Быстро вниз, быстро вниз.

 

10. Звуковой анализ слова.

Логопед: «Дети, пока мы были на прогулке, Дуадея и Диадея проголодались, но они питаются необыкновенной пищей: звуками.  Дуадея  питается предметами со звуками [Д]  в середине слова, а  Диадея с удовольствием полакомится предметами, в которых звук [Д'] в начале слова. Пожалуйста, накормите их». Дети расставляют свои картинки по заданию логопеда, проверяют друг друга.

11. Деление слова на слоги.

1) –А еще мы любим десерт!

Логопед – И что вы хотите на десерт?

1) – Я слова с2-мя слогами.

2) – А я слова с 3-мя слогами.

Логопед - Посмотрите на картинки которые вы расставили. Делите название картинок на слоги и кормите десертом  наших новых друзей.

12.  Логопед – Наши гости подкрепились. Хорошо. Но в детском саду мы еще и занимаемся, например рисованием.

Пальчиковая игра « Я-художник»

Я взял бумагу, карандаш,

Нарисовал дорогу.

( Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - « лист бумаги». Указательный палец правой руки –«         карандаш». Провести пальцем по левой руке линию - «дорога»)

На ней быка изобразил

А рядом с ним корову.

(руки сжаты в кулак, большой палец и мизинец каждого из них слегка оттопыривается в сторону, показывая рога быка и коровы. Дети произносят

« Му-у»…)

Направо дом,

( пальцы складываются домиком.

Налево сад…

( Кисти рук скрещиваются в запястьях « деревья», шевелить раздвинутыми пальцами « ветер раскачивает ветки»)

В лесу двенадцать кочек.

( Указательный палец правой руки рисует 12 точек на левой ладони.)

На ветках яблочки висят,

( встряхивание кистей – имитация капель дождя.)

И дождичек их мочит.

 Поставил стул на стол,

( левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой.)

Тянусь как можно выше.

( левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением вытянуты вверх.)

Уф! Свой рисунок приколол-

Совсем неплохо вышел!

13. Инопланетяне прощаются.

1) Спасибо вам ребята за гостеприимство. Нам очень понравилось! Но нам пора домой. Сейчас мы попробуем завести мотор своего инопланетноготкарабля: Дь- дь-дь-дь,    Д-д-д-д –

2) – Помогите нам! ( дети заводят мотор)

Мотор завелся. Инопланетяне улетают.

- Досвидания ребята, всего вам самого хорошего и успехов в учебе!!!

14. Подводится итог - подсчет фишек, устанавливается победитель. Логопед спрашивает, о каких звуках говорили на занятии, если дети сами себе понравились на занятии  - поднимают руки вверх, если нет, то присаживаются. Логопед благодарит детей за хорошее занятие.

Использованная литература.

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.- 160с + цв. Вкл. 48 с.

2. Базисная программа развития ребенка – дошкольника «Истоки». Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. – М.: 2001. – Издательство дом «Карапуз», 303 с.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 – 6 1992 г, стр. 9 – 13.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.II период. Пособие для логопедов. – 2-е изд. – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 1999. – 96 с.

5. Нищева Н.В.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.–528с.

6. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». Пособие для логопедов. – М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 224 с.

7.Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. М., ТЦ Сфера, 2004- 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию правильного произношения и обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Дифференциация звуков «К–Г»

Тема:   «Дифференциация звуков «К – Г».Цели: коррекционно – образовательные: учить различать звуки « К » и « Г » в слогах, словах и фразах;  различать звонкие и глухие согласные; опреде...

Конспект индивидуального занятия по формированию правильного звукопроизношения.

Конспект занятия для ребенка старшего дошкольного возраста....

Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения

       Цель занятия: автоматизация звука [л] изолированно, в слогах, в словах и фразах....

Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ЗПР "Звук а"

Тема: «Звук [а]» Образовательная область: речевое развитие.Деятельность: коммуникативная.Цель: Уточнять четкое произношение звука[а]Задачи:Коррекционно – образовательные:- познакомит...

Конспект индивидуальной НОД по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация звуков [З] – [С] в слогах, словах и фразах".

Цель: закреплять навык дифференциации звуков [з] – [с] в слогах, словах и фразах, навыки согласования слов в предложении.Задачи: развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух,...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации

Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи с применением ИКТ.  Целью методической разработки ...