Конспект занятия "Весеннее путешествие
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кошечкина Елена Владимировна

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению элементам грамоты в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vesenniee_puteshestvie.docx192.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  

интегрированного занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению элементам грамоты

в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «Весеннее путешествие».

Учитель-логопед

Кошечкина

Елена Владимировна

МБДОУ «Детский сад №3»

г. Дзержинск

2018г.

Цель:

Развивать лексико-грамматический строй речи через формирование представлений о ранней весне. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.

Продолжать учить образовывать родственные слова к слову грач.

Продолжать учить составлять распространенные предложения по наглядно-графической модели.

Закреплять умение правильно употреблять предлоги В, НА, ПОД, НАД.

Закреплять понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».

Закреплять навык различения речевых звуков: гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой.

Закреплять навык звукового анализа прямого слога.

Коррекционно-развивающие: 

Закреплять правильное произношение звуков в самостоятельной речи.

Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Ранняя весна», «Перелетные птицы».

Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзом, потому что.

Упражнять в согласовании слов в предложении в роде, числе и падеже.

Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры.

Развивать оптико-пространственную ориентировку.

Развивать координацию движений, мелкую моторику, интонационную выразительность речи, чувство ритма.

Воспитательные:

Воспитывать у детей стремление к самостоятельности ответов.

Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

Наблюдение примет наступающей весны в природе.

Знакомство с названиями перелетных птиц.

Пересказа рассказа «Грачи открыли весну» (по мотивам статьи из «Жизни животных» А.Э.Брема).

Конструирование «Грачи».

С детьми со средним уровнем развития работа над слоговой структурой слов – названием перелетных птиц.

Оборудование:

Презентация к занятию, разработанная с помощью программного обеспечения интерактивной доски Smart Board. Раздаточный материал к заданию 5,6. Набор для составления схемы предложения.

Металлофон.

Методы и приемы:

Сюжетная основа занятия, вопросы, беседа, словесные игры, игровые упражнения, знаково-символическое моделирование, художественное слово, элементы логопедической ритмики, пальчиковая гимнастика, педагогическая оценка.

Дифференцированный подход:

Подгруппа с более или менее высоким уровнем развития (условное обозначение     ).

        Подгруппа со средним уровнем развития (условное обозначение      ).

        Дети со средним уровнем развития испытывают трудности в произношении слов сложной слоговой структуры, трудности в согласовании слов в предложении, редко изъявляют желание высказываться на фронтальном занятии.

Детям с более или менее высоким уровнем развития предлагаются более трудные слова по звуко-слоговому составу.

Для закрепления понятий используется определенная последовательность опроса детей: сначала дети из сильной подгруппы, затем из средней.

Вовлечение детей со средним уровнем в активную работу обеспечивается подбором вопросов и наглядного материала.

Для детей со средним уровнем увеличен объем подготовительной работы, количество тренировочных упражнений.

Ход занятия.

Деятельность логопеда

Дифференциро-

ванный подход

Деятельность детей

Ι. Вводная часть.

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там,

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал  постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?

- Наступила какая весна? (Слайд1)

- Наступила ранняя весна - это слово или предложение?

- Сколько слов в этом предложении?

- Назовите первое (второе, третье) слово?

- Составьте схему предложения?

- Предложения можно произносить с различной интонацией. Можно его произнести с вопросительной интонацией. А можно произнести и радостно.

Логопед дает образец.

- Почему вы решили, что это ранняя весна? (Слайд 2)

Игра «Почемучки».

Почему греет солнце?

Почему небо ясное?

Почему снег тает?

Почему появились проталины?

Почему бегут ручьи?

Почему набухают почки?

Почему прилетают птицы?

Почему ледоход на реке?

Почему цветут подснежники?

- Правильно, весной проталины, бегут ручьи, и солнце греет теплее, но наше солнышко закрыли тучи. Как же быть? Весне трудно без солнышка. (Слайд 3)

- Дети, давайте поможем весне и

Разгоним тучи. Эти тучи не простые, они с заданиями. Тучи уйдут и освободят солнышко, если вы выполните их задания. Задания тучек мы увидим на «волшебном экране».

ΙΙ. Основная часть.

1. Формирование фонематического слуха. Выделение заданного звука из состава слова.

- Первое задание тучки (кликнуть один раз на тучку под номером 1).

- Помогите скворцу долететь до скворечника. В этом вам поможет звук С.

- Определите, где звук в каждом слове и обозначьте на схеме.

(После выполнения задания кликнуть один раз на тучку).

- Молодцы, выполнили задание тучки. Одной тучки не стало.

2. Формирование фонематического слуха. Дифференциация твердого и мягкого согласного звука.

- Второе задание тучки (кликнуть один раз на тучку под номером 2).

- Помогите словам найти свой дом. В этом вам помогут твердый звук В и мягкий звук ВЬ.

(После выполнения задания кликнуть один раз на тучку).

- Задание выполнили и еще одной тучки не стало.

3. Образование родственных слов.

- Третье задание тучки (кликнуть один раз на тучку под номером 3).

- Тучка вас спрашивает, какая птица прилетает весной самая первая.

- Правильно, именно грачи возвращаются с зимовки первыми, как только начинает таять снег.

- Грачи дружные птицы. Они вместе строят гнезда на вершинных деревьев, по несколько гнезд на одном дереве.

- Тучка просит нас помочь свить гнезда грачу. Каждое гнездо – это слово.

Игра «Назови слово»

Птенец грача –

Птенцы грача –

Их мать –

Чьи следы –

Скопление гнезд –

- Повторим слова. Эти слова похожи на какое слово?

- Слова, которые похожи как родственники – называются родственные слова.

(После выполнения задания кликнуть один раз на тучку).

4. Развитие мелкой моторики руки.

Пальчиковая гимнастика

«Птенцы и птенчики».

- На дереве было гнездо с птенцами.

Птенцы были голодные, громко просили есть.

- Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице,

по две букашки,

по три мошки.

- Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала.

(После выполнения задания кликнуть один раз на тучку).

- Молодцы, выполнили задание тучки. Еще одной тучки не стало.

5. Развитие фонематического слуха. Звуковой анализ прямого слога.

-Четвертое задание тучки (кликнуть один раз на тучку под номером 4).

-Тучка просит отгадать чьи следы. В этом нам помогут наши друзья. Они вам говорят КУ.

- Сколько звуков они сказали?

- Назовите первый (второй) звук? Назовите звуки по порядку?

- Обозначьте нужным цветом на схеме.

- Обозначьте каждый звук нужной буквой?

-Следы какой птицы мы видим? Соедините с нужной птицей.

(После выполнения задания кликнуть один раз на тучку).

- Молодцы, выполнили задание тучки. Еще одной тучки не стало.

6. Составление предложений с предлогами.

Игра «Составь предложение».

- Пятое задание тучки (кликнуть один раз на тучку под номером 5).

- Тучка вас просит рассказать, где перелетные птицы. В этом вам помогут слова-предлоги.

- Составьте предложение, назовите слово-предлог и соедините с нужной схемой. 

(После выполнения задания кликнуть один раз на тучку).

- Задание выполнили и еще одной тучи не стало.

7. Закрепление раннее изученных букв.

- Шестое задание тучки (кликнуть один раз на тучку под номером 6).

- Весной начинается капель. А капельки не простые, а с буквами. Подарите тучке капельки с неправильно написанными буквами.

- Назовите правильно написанные буквы.

(После выполнения задания кликнуть один раз на синий кружок в нижнем левом углу).

8. Работа над слоговой структурой слова.

- Тучи мы прогнали, но солнышко светит, но не греет. Чего ему не хватает.

- Давайте подарим солнцу лучи.

- Луч появится, если правильно прохлопаете слово.

9. Координация речи с движением.

«Весеннее солнце»

Солнце, солнце, выходи

И всю землю освети!

Чтоб весна скорей настала

Чтобы нам теплее стало,

Чтобы капли звонко пели,

Чтоб весной ручьи звенели,

Чтоб цветочки распускались,

С юга птицы возвращались.

Солнце, солнце, землю грей!

Пусть весна идёт быстрей!

- Спасибо ребята, теперь солнце не только светит, но и греет. Возвращаются перелетные птицы и несут на своих крылышках весну.

ΙΙΙ. Заключительная часть.

- Что вам запомнилось?

- Какие задания были трудными для вас?

- Кому захочется  рассказать о нашем весеннем путешествии?

Дети отвечают.

Это весна.

Дети отвечают.

Наступила ранняя весна.

Это предложение.

Дети отвечают на вопросы и выкладывают схему предложения за столами.

Дети встают и все вместе произносят предложения с различной интонацией.

Дети отвечают на вопросы сложно-подчиненными предложениями с союзом потому что.

Хоровое проговаривание слов со звуком С.

Дети работают с доской Smart Board.

Хоровое проговаривание слов со звуками В, ВЬ.

Дети работают с доской Smart Board.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Повторяют ответ.

Хоровое проговаривание родственных слов.

Пальцы правой руки собирают в «щепоть» левой рукой  сбоку обхватывает пальцы.

Большой палец по одному разу прикасается поочередно ко всем пальцам.

Одновременное двукратное прикосновение большого пальца поочередно ко всем пальцам.

Большой палец прикасается по три раза поочередно ко всем пальцам.

Пальцы собираются в «щепоть» и  поочередно с силой «чистят» верхние края остальных пальцев, на обеих руках поочередно.

Дети работают за столами с раздаточным материалом.

Дети отвечают предложением с предлогами В, НА, ПОД, НАД.

Дети работают за столами с раздаточным материалом.

Дети работают с доской Smart Board.

Отхлопывают слово (название птицы) на металлофоне.

Грач, ле-бедь, жу-равль, ку-куш-ка, а-ист, скво-рец, со-ло-вей.

Дети на ковре.

Дети, взявшись за руки, идут в центр круга.

Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга.

Останавливаются и на слово весна поднимают руки вверх.

Перекрещивают руки на груди и трут плечи.

Движение кистей рук, имитирующее падение капель.

Волнообразно двигают руками перед грудью («ручей»).

Поднимают руки над головой и опускают их через стороны вниз, ладонями вверх, до уровня плеч.

Взмахивают руками.

Хлопают в ладоши на каждое слово.

Дети отвечают.

Приложение.

Раздаточный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа

Представлен конспект игры путешествия  Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...

Конспект игры-путешествия "Путешествие в Рим"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы "Путешествие в Рим", интеграция образовательных областей "Познание" и "Музыка"....

Конспект НОД - путешествия "Путешествие в осенний лес"

Систематизируем знания детей об осениСистематизируем знания детей про жизнь лесных зверей осеньюГоворим о том, что растет осенью в лесуРазвиваем сообразительность, воображениеРазвиваем зрительное вним...

План-конспект игры-путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»

Игра – путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»Цель: Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой»...

Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе

Cпособствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность....