Взаимосвязь речевого и моторного развития.
статья по логопедии
Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано как специальными научными исследованиями ,так и многолетней практикой работы дефектологов).Поэтому развитые ,усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи ,тогда как неразвитая ручная моторика , наоборот ,тормозит такое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь речевого и моторного развития.
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий.
Необходимо знать ,что развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма ,но и для полноценного формирования у ребенка устной речи. Существование такой зависимости имеет свое историческое объяснение.
На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались различные ручные жесты – указующие ,призывающие, отталкивающие ,угрожающие ,оборонительные и другие .Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями .Появившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией ,что в остаточном виде сохраняется и до сих пор .А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще ,так и начавшаяся развиваться речь имели для первобытного человека жизненно важное значение ,то обе эти функции получили свое представительство и в коре головного мозга .При этом области коры ,управляющие движениями пальцев рук и области , «отвечающие» за движение органов речи ,по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве . А это значит ,что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук ) «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности .
Таким образом ,развитие функции рук и речевой функции человека шло параллельно и взаимосвязано .По мере совершенствования функции рук , выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу , увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки ) в коре головного мозга .Параллельно с этим ,не без
стимулирующего влияния активных движений рук ,развивалась и совершенствовалась и речевая функция человека .
Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано как специальными научными исследованиями ,так и многолетней практикой работы дефектологов).Поэтому развитые ,усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи ,тогда как неразвитая ручная моторика , наоборот ,тормозит такое развитие.
Многие игры и упражнения ,направленные на развитие у детей ручной умелости ,дошли к нам из глубины веков .И это не простая случайность . В те далекие времена ,когда еще не существовало письменности ,люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук» как одно из важнейших условий приспособленности человека к жизни .Это нашло свое отражение и в народных сказках ,преданиях ,пословицах и поговорках . Всем нам хорошо известны такие выражения ,как «мастер золотые руки» или наоборот «руки – крюки» , «не руками сшито» и т. п. А кто не знает таких детских игр ,как «Ладушки» или «Сорока кашу варила»?!
К сожалению в наш «машинный век» мы стали как - то больше надеяться на машины ,чем на собственные руки ,в связи с чем многие родители не стараются развивать у своих детей тонкую ручную моторику и вообще приучать их к «ручной работе».А ведь все начинается с детства .В приобретении любого навыка маленькому ребенку важнее всего в нужный момент лишь самый первый толчок .а дальше он уже прокладывает собственные пути и нередко приобретает такую ручную умелость ,которая потом далеко превосходит умения самих родителей.
Развитие мелкой ручной моторики ребенка должно начинаться с раннего детства . Уже начиная с полугода можно производить осторожное сгибание и разгибание пальчиков рук ребенка ,а также слегка поглаживать его руки в направлении от пальцев к запястью. Далее для развития мелкой моторики рук можно рекомендовать следующие упражнения и виды занятий :
- различные виды конструирования;
- упражнения с мозаикой;
- рисование;
- перевод картинок через копировальную бумагу(обведение контура);
- вырезание ножницами различных фигур;
- вязание ,вышивание;
- перебирание крупы ,гороха;
- обучение игре на пианино;
- лепка из пластилина. И т.д.
3. Особенности моторного развития детей с речевыми нарушениями.
Среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднениям в овладении ребенком предметным миром с раннего возраста, выступает двигательная недостаточность. У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой патологией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста. Эти дети при отсутствии у них неврологической двигательной симптоматики (парезы, гиперкинезы и др.) позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются такие функции как: лазание, ходьба, прыжки и др.Родители таких детей отмечают задержку у них формирования манипулятивных действий с игрушками, трудности в овладении навыками самообслуживания и др.
Моторная недостаточность некоторых детей с речевой патологией к концу дошкольного возраста несколько сглаживается и почти не проявляется в двигательном поведении ребенка. Это характерно в основном для детей с временной задержкой речевого развития, с фонетико – фонематическим недоразвитием (ФФН) и некоторыми другими недостатками речевого развития. В большинстве же случаев, что показательно, главным образом, для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), обусловленным алалическим синдромом, с другими сложными речевыми дефектами, отставание в развитии двигательной сферы наблюдается не только в дошкольном возрасте. Более того недостатки моторики без соответствующей коррекционной работы закрепляются и остаются на всю жизнь. Проводимое системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук. Несформированность крупной (грубой) моторики (движения рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений и трудовых операций как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, пользуются столовыми приборами и т.д. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазанности, невнятности речи.
Наличие особенностей в психомоторике большинства детей с речевой патологией свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между речевой системой (не только ее моторном компонентом) и двигательной системой организма в процессе их становления в онтогенезе ребенка. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм, но особенно велико влияние проприоцептивной афферентации на деятельность мозга, на его функциональное состояние. Выявлена роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребенка. Доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созревание ЦНС (М.М. Кольцова, 1973), одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика на ребенка раннего возраста с грубой задержкой психо-речевого и моторного развития.
Представленны образцы характеристик на детей младшего дошкольного возраста с грубой задержком психо-речевого и моторного развития....
Родительское собрание в младшей группе "Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребёнка"
Родительское собрание "Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребёнка"...
Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности
Консультация Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности...
Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности по методической теме : "Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности"
Перспективный план самообразования...
Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности по методической теме: «Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности» на 2020-2025 год.
индивидуальный план профессиональной компетентности...
Родительское собрание "Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребенка"
Родительское собрание....
Родительское собрание в первой младшей группе «Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребенка»
Познакомить родителей с основной задачей развития речи – всесторонним развитием личности ребенка....