Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности по методической теме: «Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности» на 2020-2025 год.
материал
индивидуальный план профессиональной компетентности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind_plan_na_2020-25.docx | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №14 «Родничок»»
г. Лениногорска муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Индивидуальный план повышения профессиональной
компетентности по методической теме:
«Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности»
на 2020-2025 год.
Воспитатель 1 кв. категории
Лобанова Марина Анатольевна
Организационно-просветительская работа с педагогами по теме:
«Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности»
Цель: Познакомить воспитателей с понятиями «речевая и моторная деятельность», доказать их взаимосвязь и взаимодействие, вызвать интерес у воспитателей в этом направлении и показать ряд практических примеров. Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.
№ | Раздел плана | Форма работы | Сроки |
1. | Подготовительный этап. | Изучение литературы, подбор материала, консультаций. | Октябрь 2020г.-Февраль 2021г. |
2. | Основной этап. | 1.Консультации для педагогов: - Ознакомление воспитателей с перспективным планированием по 3-м направлениям: 1) с детьми, 2) с родителями, 3) с педагогами. - «Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности» - «Пальчиковые игры для детей старшего возраста» - «Развитие мелкой моторики рук, как фактор развития речи детей»
2. Мастер-класс с педагогами: - «Приемы подготовки руки к письму у дошкольника» 3. Педагогические советы: - «Рука взаимопомощи» - презентация для воспитателей - «Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием темпо-ритмических особенностей музыки» 4. Семинар-практикум: - «Мое хобби /увлечение, которому я могу научить детей» - «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей»
5. Практические занятия для педагогов: - «Мы творим» 6. Выставка дидактических игр: - «Неделя развития мелкой моторики» | Март 2021г.-Март 2025г. |
3. | Заключительный этап. | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. | Апрель – Сентябрь 2025 г. |
Организационно-просветительская работа с детьми по теме:
«Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности»
Цель: Формировать речевую деятельность детей через развитие мелкой моторики, формировать правильность звукопроизношения путем проведения специальных занятий, включающих в себя задания по развитию мелкой моторики рук. Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей. Развивать мелкую моторику рук; развивать точность и координацию движений, ритмичность и гибкость рук.
№ | Раздел плана | Форма работы | Сроки |
1. | Подготовительный этап. | Изучение методической литературы по теме «Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности». Составление перспективного плана по теме самообразования. Изготовление и пополнение дидактических игр, материалов для развития речевой и моторной деятельности. | Октябрь 2020г.-Февраль 2021г. |
2. | Основной этап работы с детьми. | Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук. - Упражнение № 1 «Ладошка-замри!» Развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы. - Упражнение № 2 «Привет-пока!» Тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно. - Игра № 3 «Путешествие пальцев» Развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания. - Игра № 4 «Клад» Развитие и тренировка координации движений пальцев рук, развитие кончиков пальцев рук, соотнесение формы, цвета, развитие внимания. - Игра № 5 «Успевай-ка!» Развитие динамической координации, чередование движений рук. - Игра № 6 «Зайка и зеркало» Совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения. - Упражнение № 7 «Скворечник» Упражнение ладоней. -Упражнение № 8 «Стул» Развитие динамической координации, чередование движения. - Упражнение № 9 «Стол» Развитие динамической координации, чередование движения, развитие переключаемости. - Упражнение № 10 «Барабанщик» Выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов. - Упражнение № 11 «Усложненный барабанщик» Выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов, удержание позы. - Упражнение № 12 «Плоскогубцы» Активизация и подготовка пальцев рук для работы с предметами (ручкой, карандашом, ножницами). Индивидуальная работа с детьми на повышение уровня мелкой моторики рук с использованием дидактических игр с предметами. - «Повтори узор» - «Волшебный мешочек» - «Тканевое лото» - «Лабиринт» - «Свойства предметов» - «Собери по образцу» - «Пазлы». НОД: Штриховка. Подготовка руки к письму. Виды штриховки: раскрашивание короткими частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка); штриховка длинными параллельными отрезками. Графические упражнения. Развитие ориентировки в условиях двумерного пространства листа бумаги и подготовка руки ребенка к обучению письму. Рисование, раскрашивание. Согласование действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепление двигательного аппарата пишущей руки. Рисование различными материалами. Развитие ручной умелости, развитие и укрепление мелких мышц руки. Использование различных нетрадиционных техник: монотипия, набрызг, кляксография, тампонирование, печать от руки, пальцев рук. Лепка из пластилина, глины и соленого теста. Познакомить с различными материалами для лепки. Знакомство с предметами для лепки, их особенностями, понимание форы, строения предметов. Развитие мелкой моторики пальцев, внимания, умение точно изображать особенности предмета. Аппликация. Работа с бумагой. Оригами. Плетение. Развитие точных движений и памяти. Вырезание ножницами. Усвоение и закрепление приемов вырезания, развитие мелкой моторики. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Оказание тонизирующего и оздоравливающего действия. Пальчиковая гимнастика. Развитие у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией. Самомассаж «Минутки здоровья», мячики-ежики. Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения. Под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Театрализованные представления. Развитие у детей воображения, мышления и речи, мелкой моторики, при повторе движений взрослых идет активизация моторики рук. Выработка ловкости, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности; развитие умения слушать, умения раскрыться, вырабатывается способность к концентрации внимания, тренируется память, развивается фантазия, обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым; развитие пространственного мышления; возможность самовыражения, приобретение уверенности и общительности. Выставка поделок «Очумелые ручки». | Март 2021г.-Март 2025г. |
3. | Заключительный этап. | Подведение итогов. Оформление выставки детских работ, поделок; оформление результатов работы по теме самообразования. | Апрель-Сентябрь 2025г. |
Организационно-просветительская работа с родителями по теме:
«Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности»
Цель: Вести совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на речевую деятельность ребенка. Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта. Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.
№ | Раздел плана | Форма работы | Сроки |
1. | Подготовительный этап. | Изучение литературы, подбор материала, консультаций. Индивидуальная консультативная работа с родителями по теме. | Октябрь 2020г.-Февраль 2021г. |
2 | Основной этап. | 1.Консультации для родителей: - «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей» - «Пальцы помогают говорить» - «Развиваем мелкую моторику» - «Пальчиковые игры в развитии речи детей» - «Движение и речь» - Индивидуальные консультации родителей по желанию в течение учебного года - Индивидуальные консультации «Развиваем пальчики», «Движение-это жизнь», «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей». 2.Семинары-практикумы: - «Развивающие игры с детьми с использованием подручных средств» - «Игры с песком и водой». 3. Информационные ширмы: - «Наши пальчики» - «Пальчиковые игры» - «Игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук» - «Развитие различных видов восприятия» - «Упражнения для подвижности» - «Упражнения на развитие крупной моторики». 4. Анкетирование: - «Выявление роли родителей в формировании речевой и моторной деятельности детей дошкольного возраста». 5. Конкурс: Конкурс на лучшую родительскую дидактическую игру на развитие моторики детей в домашних условиях. Вовлечение родителей в процесс развития моторики и речи детей. 6. Выставки детских работ совместно с родителями на тему: - «Фантазеры» - Фоторепортаж «С мамой все сумею» - «Однажды в сказке…». 7. Родительские собрания: - «Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности» - Мастер-класс «Умелые пальцы. Развиваем мелкую моторику и речь с помощью творчества». 8. Совместные праздники и развлечения с родителями. - День открытых дверей, показ НОД с элементами пальчиковых игр, самомассажа, игра на мелкую моторику, театрализованных представлений, изготовление тематических рисунков и поделок. Вовлечь родителей в образовательный процесс, продолжать совместную работу в развитии крупной и мелкой моторики, речи детей. | Март 2021 г. –Март 2025 г. |
3. | Заключительный этап. | Подведение итогов. Обобщение опыта работы по теме самообразования. | Апрель – Сентябрь 2025 г. |
Литература.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики, 2002г.;
- Ермакова И.А.Развиваем мелкую моторику у малышей; 2010г.;
- Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004г.;
- Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005г.;
- Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.;
- Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003г.;
- Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2006г.;
- Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика. – М., 2006г.;
- Белова Т.В., Солнцева В.А. Готовимся к школе. М., 2007г.;
- Заикин М.С., Синицина Е.И. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе. – М., 2001.г.;
- Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль. 2006г.;
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001г.;
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002г.;
- Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. – М., 2003г.;
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2003г.;
- Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008г.;
- Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006г.;
- Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008г.;
- Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009г.;
- Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008г.;
- Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006г.;
- Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда на 2016-2020гг.
Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда на 2016-2020гг....
Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг.
Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг....
Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг.
Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг....
Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности музыкального-руководителя на 2016-2020гг.
Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности музыкального-руководителя на 2016-2020гг....
Индивидуальный план развития профессиональной компетентности по методической теме: «Лэпбук – как инновационная технология дошкольного обучения»
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать их начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в к...
Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности
Консультация Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности...