Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности по методической теме: «Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности» на 2020-2025 год.
материал

Лобанова Марина Анатольевна

индивидуальный план профессиональной компетентности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind_plan_na_2020-25.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад  №14  «Родничок»»

г.  Лениногорска муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Индивидуальный план повышения профессиональной

компетентности по методической теме:

«Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности»

на 2020-2025 год.

Воспитатель 1 кв. категории

Лобанова Марина Анатольевна

Организационно-просветительская работа с педагогами по теме:

«Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности»

Цель: Познакомить воспитателей с понятиями «речевая и моторная деятельность», доказать их взаимосвязь и взаимодействие, вызвать интерес у воспитателей в этом направлении и показать ряд практических примеров. Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.

Раздел плана

Форма работы

Сроки

1.

Подготовительный этап.

Изучение литературы, подбор материала, консультаций.

Октябрь 2020г.-Февраль 2021г.

2.

Основной этап.

1.Консультации для педагогов:

- Ознакомление воспитателей с перспективным планированием по 3-м направлениям: 1) с детьми, 2) с родителями, 3) с педагогами.

- «Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности»

- «Пальчиковые игры для детей старшего возраста»

-  «Развитие мелкой моторики рук, как фактор развития речи детей»

 

2. Мастер-класс с педагогами:

- «Приемы подготовки руки к письму у дошкольника»

3. Педагогические советы:

- «Рука взаимопомощи» - презентация для воспитателей

- «Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием темпо-ритмических особенностей музыки»

4. Семинар-практикум:

- «Мое хобби /увлечение, которому я могу научить детей»

- «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей»

 

5. Практические занятия для педагогов:

- «Мы творим»

6. Выставка дидактических игр:

- «Неделя развития мелкой моторики»

Март 2021г.-Март 2025г.

3.

Заключительный этап.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Апрель – Сентябрь 2025 г.

Организационно-просветительская работа с детьми по теме:

«Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности»

Цель: Формировать речевую деятельность детей через развитие мелкой моторики, формировать правильность звукопроизношения путем проведения специальных занятий, включающих в себя задания по развитию мелкой моторики рук. Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей. Развивать мелкую моторику рук; развивать точность и координацию движений, ритмичность и гибкость рук.

Раздел плана

Форма работы

Сроки

1.

Подготовительный этап.

Изучение методической литературы по теме «Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности».

Составление перспективного плана по теме самообразования.

Изготовление и пополнение дидактических игр, материалов для развития речевой и моторной деятельности.

Октябрь 2020г.-Февраль 2021г.

2.

Основной этап работы с детьми.

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.

- Упражнение № 1 «Ладошка-замри!»

Развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы.

- Упражнение № 2 «Привет-пока!»

Тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно.

- Игра № 3 «Путешествие пальцев»

Развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

- Игра № 4 «Клад»

Развитие и тренировка координации движений пальцев рук,  развитие кончиков пальцев рук, соотнесение формы, цвета, развитие внимания.

- Игра № 5 «Успевай-ка!»

Развитие динамической координации, чередование движений рук.

- Игра № 6 «Зайка и зеркало»

Совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.

- Упражнение № 7 «Скворечник»

Упражнение ладоней.

-Упражнение № 8 «Стул»

Развитие динамической координации, чередование движения.

- Упражнение № 9 «Стол»

Развитие динамической координации, чередование движения, развитие переключаемости.

- Упражнение № 10 «Барабанщик»

Выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.

- Упражнение № 11 «Усложненный барабанщик»

Выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов, удержание позы.

- Упражнение № 12 «Плоскогубцы»

Активизация и подготовка пальцев рук для работы с предметами (ручкой, карандашом, ножницами).

Индивидуальная работа с детьми на повышение уровня мелкой моторики рук с использованием дидактических игр с предметами.

- «Повтори узор»

- «Волшебный мешочек»

- «Тканевое лото»

- «Лабиринт»

- «Свойства предметов»

- «Собери по образцу»

- «Пазлы».

НОД:

Штриховка.

Подготовка руки к письму.

Виды штриховки:

раскрашивание короткими частыми штрихами;

раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);

штриховка длинными параллельными отрезками.

Графические упражнения.

Развитие ориентировки в условиях двумерного пространства листа бумаги и подготовка руки ребенка к обучению письму.

Рисование, раскрашивание.

Согласование действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепление двигательного аппарата пишущей руки.

Рисование различными материалами.

Развитие ручной умелости, развитие и укрепление  мелких мышц руки.

Использование различных нетрадиционных техник: монотипия, набрызг, кляксография, тампонирование, печать от руки, пальцев рук.

Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Познакомить с различными материалами для лепки. Знакомство с предметами для лепки, их особенностями, понимание форы, строения предметов. Развитие мелкой моторики пальцев, внимания, умение точно  изображать особенности предмета.

Аппликация. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитие точных движений и памяти.

Вырезание ножницами.

Усвоение и закрепление приемов вырезания, развитие мелкой моторики.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Оказание тонизирующего и оздоравливающего действия.

Пальчиковая гимнастика.

Развитие у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

Самомассаж «Минутки здоровья», мячики-ежики.

Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.

Под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Театрализованные представления.

Развитие у детей воображения, мышления и речи, мелкой моторики, при повторе движений взрослых идет активизация моторики рук. Выработка ловкости, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности; развитие умения слушать, умения  раскрыться, вырабатывается способность к концентрации внимания, тренируется память, развивается фантазия, обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым; развитие пространственного мышления; возможность самовыражения, приобретение уверенности и общительности.

Выставка поделок «Очумелые ручки».

Март 2021г.-Март 2025г.

3.

Заключительный этап.

Подведение итогов. Оформление выставки детских работ, поделок; оформление результатов работы по теме самообразования.

Апрель-Сентябрь 2025г.

Организационно-просветительская работа с родителями по теме:

«Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности»

Цель: Вести совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на речевую деятельность ребенка. Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта. Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.

Раздел плана

Форма работы

Сроки

1.

Подготовительный этап.

Изучение литературы, подбор материала, консультаций. Индивидуальная консультативная работа с родителями по теме.

Октябрь 2020г.-Февраль 2021г.

2

Основной этап.

1.Консультации для родителей:

- «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей»

- «Пальцы помогают говорить»

- «Развиваем мелкую моторику»

- «Пальчиковые игры в развитии речи детей»

- «Движение и речь»

- Индивидуальные консультации родителей по желанию в течение учебного года

- Индивидуальные консультации «Развиваем пальчики», «Движение-это жизнь», «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей».

2.Семинары-практикумы:

- «Развивающие игры с детьми с использованием подручных средств»

- «Игры с песком и водой».

3. Информационные ширмы:

- «Наши пальчики»

- «Пальчиковые игры»

- «Игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук»

- «Развитие различных видов восприятия»

- «Упражнения для подвижности»

- «Упражнения на развитие крупной моторики».

4. Анкетирование:

- «Выявление роли родителей в формировании речевой и моторной деятельности  детей дошкольного возраста».

5. Конкурс:

Конкурс на лучшую родительскую дидактическую игру на развитие моторики детей в домашних условиях. Вовлечение родителей в процесс развития моторики  и речи детей.

6. Выставки детских работ совместно с родителями на тему:

- «Фантазеры»

- Фоторепортаж «С мамой все сумею»

- «Однажды в сказке…».

7. Родительские собрания:

- «Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности»

- Мастер-класс «Умелые пальцы. Развиваем мелкую моторику и речь с помощью творчества».

8. Совместные праздники и развлечения с родителями.

- День открытых дверей, показ НОД с элементами пальчиковых игр, самомассажа, игра на мелкую моторику, театрализованных представлений, изготовление тематических рисунков и поделок.

Вовлечь родителей в образовательный процесс, продолжать совместную работу в развитии крупной и мелкой моторики, речи детей.

Март 2021 г. –Март 2025 г.

3.

Заключительный этап.

Подведение итогов. Обобщение опыта работы по теме самообразования.

Апрель – Сентябрь 2025 г.

Литература.

  1. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики, 2002г.;
  2. Ермакова И.А.Развиваем мелкую моторику у малышей; 2010г.;
  3. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004г.;
  4. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005г.;
  5. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.;
  6. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003г.;
  7. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2006г.;
  8. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика. – М., 2006г.;
  9. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готовимся к школе. М., 2007г.;
  10. Заикин М.С., Синицина Е.И. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе. – М., 2001.г.;
  11.  Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль. 2006г.;
  12. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001г.;
  13. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002г.;
  14. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. – М., 2003г.;
  15. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2003г.;
  16. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008г.;
  17. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006г.;
  18. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008г.;
  19. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009г.;
  20. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008г.;
  21. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006г.;
  22. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда на 2016-2020гг.

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда на 2016-2020гг....

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг.

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг....

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг.

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг....

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности музыкального-руководителя на 2016-2020гг.

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности музыкального-руководителя на 2016-2020гг....

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности по методической теме: «Лэпбук – как инновационная технология дошкольного обучения»

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать их начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в к...

Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности

Консультация Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности...