конспект логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№16
с. Дуван муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Зима»
Тема: «Машины рассказы о зиме».
Составитель:
учитель- логопед
высшей квалификационной категории
Газимуллина Галина Сергеевна
Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Зима»
Тема: «Машины рассказы о зиме».
Цель: Закрепить умение детей составлять распространенные предложения по теме «Зима»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить умение детей составлять распространенные предложения;
- уточнить знания детей о зимних месяцах и признаках зимы;
- составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы;
- закреплять правильное звукопроизношения звуков
- составление минирассказа с помощью методического приема – синквейн; - активизировать словарь детей по теме «Зима».
- совершенствование грамматического строя речи , согласования существительного с прилагательными ;
- составление предложения по выполненому ранее действию.
Коррекционно - развивающие:
- развивать психологические особенности детей: зрительную и слуховую память; устойчивое внимание; словесно-логическое мышление.
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- развивать фонетико-фонематический слух.
- развивать словотворчество у детей.
- развитие общих речевых навыков: голоса, темпа, ритма, выразительности речи;
- совершенствование навыков и умений работать со схемой, моделью;
- совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья
- развитие двигательной активности.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к живой природе и любовь к родному краю.
- воспитывать уважительное отношение друг к другу и взрослым.
- воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.
- воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений
Методы и приемы:
- Наглядный (презентация);
- Словесный (совместная речевая деятельность);
- Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы,);
- Практический (, выполнение заданий, упражнений).
-Технический (компьютер, проектор.)
Словарная работа:
закрепление в речи детей слов: мороз, лед, сугроб, ветер, снег, снежинка, снеговик
Оборудование:
«волшебный мешочек»; фигурки животных; мяч; проектор; компьютер; альбом с распечатанной презентацией .
Предварительная работа:
разучивание стихов и загадок; лепка из пластилина по теме «Зимние забавы»;
работа с помощью мнемотаблиц и таблиц синквейна. Просмотр мультфильма «Маша и Медведь».
Ожидаемый результат:
Дети смогут употреблять распространенные предложения в речи, самостоятельно составлять рассказы по теме «Зима» .
Ход занятия:
1.Орг. момент
Логопед.
Я рада вас видеть сегодня на занятии. Давайте поприветствуем друг друга.
Логопед Дети.
Здравствуйте, ладошки Дети хлопают в ладошки: хлоп-хлоп-хлоп.
Здравствуйте, сапожки Дети топают: топ-топ-топ.
Здравствуй, шустрый ветерок Дети дуют.
Звонкий детский голосок Болтают языком : бл-бл-бл.
Добрый день ручным часам кивают головой: тик-так , тик-так
Громким детским голосам.
А теперь тихонько сели
На меня все посмотрели.
2.Введение в тему.
(Цель: сообщение темы и задач. )
Я хочу рассказать вам одну историю про девочку и ее друга . А вот и они….
Слайд 2.
Я думаю, все узнали героев мультфильма «Маша и Медведь»
Опекает в лесу Машу
Добрый увалень медведь,
Про девчонку – забияку
Мультфильм нам нравится смотреть.
Маша девочка смешная
Шкода, Мишку достает
Только он ей все прощает
От досады не ревет.
Если Маша в лес шагает,
Косолапый ,вслед за ней
От беды оберегает
И от хищников зверей.
Ну, Маша хулиганит
Мишке жизни не дает
То рыбачить помешает
То мячом в лоб попадет.
Как, положено, медведям Мишка зимой спит, а Маше жаль, что ее друг пропускает много веселого и интересного в такое замечательное время года как – зима. И решила она, что все о зиме будет запоминать, записывать, фотографировать, а потом расскажет Мишке. А вас, ребята, просит ей помочь. Если вы согласны давайте, сегодня на занятии расскажем Маше все, что мы знаем о зиме, а она перескажет Мишке.
3.Вводная беседа о зиме.
(Цель: уточнить знания детей о зимних месяцах и признаках зимы. )
Слайд 3
Логопед: | Предполагаемые ответы детей: |
Назовите зимние месяцы. | Зимние месяцы - это декабрь, январь, февраль. |
Что мы можем сказать о декабре? | Декабрь- год кончает, зиму- начинает. |
Что мы знаем об январе? | Январь- году начало, зиме- середина. |
Чем славится февраль? | Февраль славится метелями и вьюгами. |
Слайд 4
Логопед:
С помощью мнемотаблицы расскажите о признаках зимы.
Логопед: | Предполагаемые ответы детей: |
О каком времени года мы рассказываем? | Сегодня мы рассказываем о зиме. |
Какое небо и солнце зимой? | Зимой солнце светит не ярко. Небо часто покрыто снеговыми тучами. |
Какую одежду носят люди? | Люди носят тёплую, зимнюю одежду. |
Как люди помогают животным и птицам зимой | Люди кормят птиц . лесники кормят лосей сеном. |
Как зимуют дикие животные. | Медведь спит в берлоге. |
Какие зимние забавы вы знаете? | Зимой дети любят кататься на коньках и санках. |
Логопед.
Молодцы! Мы очень хорошо рассказали о признаках зимы.
4. Игра с мячом «Без чего не бывает зимы?
( Цель: закрепление согласования существительного в родительном падеже)
Логопед.
Я предлагаю вам сесть в круг на ковер, и, перекатывая, мячик ответить без чего не бывает зимы.
Предполагаемые ответы детей:
Зимы не бывает без морозов. Зимы не бывает без снег. т.д.,
Логопед:
А теперь давайте вспомним, что Маша очень любит сочинять. Я хочу предложить вам вместе с Машей сочинить чистоговорку о зиме.
5. Придумай чистоговорку.
(Цель: сочинить чистоговорку; развивать чувства ритма и творческие способности детей; закреплять правильное звукопроизношения.)
Я начну – вы продолжайте
Дружно рифму сочиняйте.
Дети отбивают ритм по коленям.
Логопед: | Предполагаемые ответы детей: |
Слайд 5 МА-ма-ма | Пришла в гости к нам зима. |
Слайд 6 Да-да-да | Наступили холода |
Слайд 7 Ду-ду-ду- | Вот на лыжах я иду |
Слайд 8 Усь-усь-усь | Вот на санках я качусь. |
Логопед.
Зима принесла нам много радости . Вспомните, как весело было нам вчера на прогулке! Об этом мы составим предложения по фотографиям, а Маша, обязательно, расскажет и покажет Мишке .
6. Составьте предложение по теме «На прогулке»
(Цель: составить вопросительное, восклицательное и повествовательное предложения, опираясь на личный опыт детей)
Логопед: | Предполагаемые ответы детей: |
Слайд 9 Составьте предложения, в котором вы задаете вопрос? | Глеб, ты покормил птиц? |
Слайд 10 Составьте предложение, в котором вы будете выражать радость и восхищение. | Мы очень любим кататься с горки! |
Слайд11 Составьте предложение, в котором мы почувствуем спокойствие. | Денис скатился с горки. |
Логопед:
Коля выучил замечательное стихотворение о зимних забавах детей.
Послушаем его.
Очень я люблю когда,
Снова к нам идет зима.
Можно много чем заняться,
И на саночках кататься.
Бегать быстро по лыжне,
И кататься по лыжне.
Можно всем играть в снежки.
Все довольны и дружны.
Логопед:
Молодец! Я знаю, на одном из занятий вы лепили из пластилина композицию «Зимние забавы детей ». Расскажите, пожалуйста, о том кто, что слепил.
7. Составление предложений по теме «Зимние забавы»
(Цель: составление предложений по выполненному ранее действию, закрепление употребление глаголов прошедшего времени)
Слайд 12
Логопед: | Предполагаемые ответы детей: |
Яна, кого слепила ты? | Я слепила лыжника. |
Саша, кого слепил ты? | Я слепил мальчика на коньках. |
Логопед:
После прогулки на варежках осталось много снега, а потом он начал таять, таять и совсем исчез. Вот об этом мы расскажем в нашей пальчиковой гимнастике.
8.Пальчиковая гимнастика « Снежинки».
(Цель: развивать мелкую моторику, выразительность речи, )
Слайд 13
Текст пальчиковой гимнастики. | Движения по тексту. |
Стою и снежинки в ладошку ловлю. Я зиму и снег, и снежинки люблю. Но где же снежинки? В ладошке вода! Куда же исчезли снежинки? Куда? Растаяли хрупкие льдинки – лучи. Как видно ладошки мои горячи! | имитировать движения ритмичные удары по ладони сжать кулаки разжать кулаки пожимать плечами потряхивание расслабленными ладонями. |
Логопед:
Мы знаем много зимних загадок. Давайте вспомним некоторые из них. Яна расскажет нам первую загадку, а на отгадку мы составим минирассказ – синквейн.
Следующую загадку выучила Полина.
9. Составления синквейна.
(Цель: составление минирассказа с помощью методического приема – синквейн; активизировать словарь детей по данной теме.)
Отгадайте загадку и придумайте синквейн к данной отгадке.
Дети загадывают загадки | Составления синквейна. Предполагаемые ответы детей: |
1.Мухи белые хотят Замести тропинки Эти мухи не жужжат Ведь они…. (Снежинки) Слайд 14 | Синквейн к слову снежинка: Снежинка Белая, хрупкая. Летает, кружится падает. Мне нравятся пушистые снежинки. Снегопад. |
2. Мы слепили снежный ком, Получился …..(снеговик) Слайд 15 | Синквейн к слову снеговик: Снеговик. Снежный, круглый. Стоит, тает , улыбается. Мы слепили снеговика. Снежный друг. |
У Маши в лесу много друзей: животных и птиц, о них она знает много интересного. Машенька хочет знать, а вы, ребята , сможете подобрать признаки к тем животным , которые она загадает? В «волшебном мешочке» угадайте фигурку животного и подберите ему признак.
10.Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
(Цель: подобрать признак к животному, согласование существительного с прилагательным.)
Слайд 16
Фигурки в мешочке. | Предполагаемые ответы детей: |
Лиса | рыжая, хитрая. |
Заяц | трусливый, робкий. |
Медведь | неуклюжий, косолапый |
Белка | проворная, быстрая |
Волк | серый, страшный. |
Лось | рогатый, сильный |
Ёж | колючий, хитрый. |
Логопед.
Маша любит загадывать загадки, и предлагает поиграть в игру «верю- не верю», а также проверить как вы знаете птиц.
11.Игра «Верю - не верю»
(Цель: закрепить у детей знание о внешних признаках птиц; развитие общей моторики.)
Слайд 17
Логопед:
Если мое утверждение верное – вы поднимаете руки вверх и кричите «верю», а если утверждение неверное - вы приседаете и кричите «не верю».
Логопед:
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У свиристели на голове большой хохолок
- У сороки длинный чёрный хвост.
- Поползень – это длинноносая птица.
-Для птиц самое страшное зимой – это голод.
-Клесты любят семена шишек.
- Клесты выводят птенцов зимой.
Логопед:
Молодцы! Замечательно поиграли. В конце нашего занятия я предлагаю вам, вместе с Машей спеть замечательную песню «Про следы».
Слайд 18
12. Дети поют песню «Про следы».
(Цель: развивать творческие способности, чувство ритмы, такта.)
Текст песни.
Зверя по следам любого
Узнавать умею я
И жирафа и корову
И жука и воробья.
Чьи это следы петляют
Около лесных дорог ?
Это по лесу гуляет
Нособраз и диклрог.
Нет, не то! Постойте, что-то..
Не другой ли зверь ходил?
А! Это след от крокомота!
Или это бегедил?
Нет, конечно, Да, конечно!
Будь уверен, не гадай!
Попукан и пелигай!
Зверя по следам любого
Узнавать умею я
И ,жукафа, и ворову
И ,конечно, коробья!
Логопед:
Пришло время нам попрощаться с нашими героями.
«До свиданья»- скажем Маше.
Завтра встретимся опять.
Над проказницею нашей
Снова будем хохотать.
13.Подведение итогов.
На прощанье мы дарим Маше альбом с фотографиями и рисунками, с теми, что мы использовали сегодня на занятии. Давайте, еще раз вспомним о том, чем мы занимались и о чем Маша расскажет Мишке.
(По распечатанным слайдам презентация дети подводят итог.)
Слайд 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЛОГОПЕДУ».
МДОУ г.БалашоваСаратовской области д/с «Зёрнышко»...
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.
Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...