Интегрированное занятие «Как лебедь остался один»
методическая разработка по логопедии

Ишкина Менира Каримовна

Актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов -АТ-, -ЯТ-). Развитие связной речи. Развитие координации движений и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие творческого воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ishkina_m.k.metodicheskaya_razrabotka.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Методическая разработка интегрированного занятия «Как лебедь остался один»

                                                                           

                                                                            Подготовила учитель-логопед

                                                                    высшей квалификационной

                                     категории

                                                                    Ишкина Менира Каримовна

 

г. Пролетарск

2016г.

Интегрированное занятие «Как лебедь остался один»  из цикла «Новые развивающие сказки»

Лексическая тема: Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников.

Задачи: Актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов -АТ-, -ЯТ-). Развитие связной речи. Развитие координации движений и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие творческого воображения.

Оборудование. Иллюстрации к сказке, компьютер, аудиозапись «Осенней песни» П. И.Чайковского, предметные картинки с изображениями птиц, природные материалы для поделки.

Ход занятия

1. Организация начала занятия.

Логопед. Сегодня  наша знакомая девочка Аришка из «Разноцветной сказки» вновь приглашает нас в путешествие в сказку. Если вы хотите попасть в новую сказку, выполните мои задания.

2. Упражнение «Кто лишний?». Развитие синтаксической стороны речи (употребление в речи сложноподчиненных предложений), зрительного внимания, мышления.

Логопед открывает наборное полотно, на котором выставлены предметные картинки: ласточка, грач, лебедь, кукушка, снегирь, журавль.

Логопед. Посмотрите внимательно и подумайте, какая картинка здесь лишняя? Почему? Постарайтесь ответить на мой вопрос не одним словом, а предложением.

Дети. Здесь лишняя картинка, на которой нарисован снегирь, потому что снегирь — зимующая птица, а все остальные — перелетные.

Логопед. А каких птиц мы называем перелетными?

Дети. Мы называем перелетными тех птиц, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.

Логопед. Молодцы! Вы справились с моими заданиями. Рассаживайтесь     поудобнее на ковре и слушайте сказку «Как лебедь остался один».

3. Рассказывание логопедом сказки. Развитие слухового внимания, творческого воображения.

Логопед. Наступила осень. По небу плыли рваные черные тучи. Листья на деревьях стали рыжими. В выходной день девочка пошла на прогулку в Летний сад. Под ногами шуршала опавшая листва. Большие кленовые листья кружились в воздухе.

Упражнение «Кленовые листья». Развитие умения двигаться в соответствии с характером музыки.

Логопед. Представьте, что вы превратились в кленовые листья и кружитесь в воздухе под музыку.

Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского. Дети свободно кружатся под музыку. Затем логопед выключает проигрыватель и приглашает детей занять места на ковре.

Логопед. Вдруг девочка увидела на зеркальной глади пруда прекрасного белого лебедя. Он медленно плыл, печально опустив голову. Девочка вспомнила, что летом видела здесь двух лебедей с целым выводком лебедят.

Упражнение «У кого — кто?». Совершенствование грамматического строя речи, образование существительных с суффиксами -АТ-, -ЯТ-.

Логопед. Вставайте в круг, давайте вспомним, как называются птенцы других перелетных птиц.

У скворца — ... (скворчата).

У гуся — ... (гусята).

У утки — ... (утята). И т. п.

Логопед снова приглашает детей на ковер.

Логопед. «Что же случилось? — подумала девочка. — Почему лебедь остался один?»

— Да, все лебеди улетели, — услышала она хриплый голос над головой. На ветке клена сидели две вороны и беседовали.

— А почему остался этот красавец? — спросила ворона, которая была поменьше.

— Злые люди хотели поймать лебедят, а этот защищал их и сломал крыло. Все лебедята выросли и улетели на юг, — ответила ей старая ворона.

Упражнение «Лебедята учатся летать». Развитие координации движений.

Логопед. Представьте, что вы маленькие лебедята, вы учитесь летать.

Дети разводят руки в стороны и поднимают до уровня плеч, а затем выполняют взмахи руками, двигаясь по кругу с высоким подниманием колена. Дети заканчивают выполнение упражнения и садятся на ковер

Логопед.  «Теперь лебедь будет зимовать в зимнем саду и ждать возвращения других лебедей,» -продолжала старая ворона.

И действительно, девочка увидела на острове посреди пруда маленький домик, где будет зимовать лебедь, и подумала, что обязательно будет приходить к нему зимой и приносить ему угощение. И все-таки девочке было грустно. Начинался нудный осенний дождь. Девочка раскрыла зонт и пошла домой. У ворот она обернулась и посмотрела на лебедя. Он все так же медленно кружил по пруду, печально опустив голову.

Логопед вновь включает магнитофон. Звучит «Осенняя песня».

Логопед.

В холодном парке,

Среди льдин,

Зимует лебедь.

Он один.

Не повредил ли он крыло?

Сломал, быть может?

Бедняга, вот не повезло,

Летать не может!

Я возле лебедя стою,

Я видел всю его семью.

С большим семейством лебедят

Он плыл куда-то...

И вдруг над парком

Как взлетят

Все лебедята.

В холодном парке,

Среди льдин,

Остался лебедь.

Он один.

А я все думаю о нем,

Бегу к нему на водоем.

Решил я притвориться:

Я тоже лебедь-птица.

Я поднял руку,

Как крыло.

Но ничего не помогло.

В холодном парке,

Среди льдин,

Скучает лебедь.

Он один.

Логопед выключает магнитофон.

4. Беседа по сказке. Развитие диалогической речи. Воспитание бережного отношения к природе.

Логопед приглашает детей занять места за столами.

Логопед. Какую сказку я вам рассказала?

Дети. Сказка называется «Как лебедь остался один».

Логопед. Расскажите, как описана природа в начале сказки?

Дети. Наступила осень. По небу плыли тучи. Листья на деревьях стали желтыми.

Логопед. Куда пошла девочка?

Дети. Девочка пошла на прогулку в Летний сад.

Логопед. Кто из вас был в Летнем саду?

Дети. Я! Я! Я!

Логопед. Вы видели пруд и лебедей в нем?

Дети. Да!

Логопед. А почему в сказке лебедь был один?

Дети. Он защищал своих лебедят от злых людей, сломал крыло и не смог улететь на юг. А другие лебеди улетели.

Логопед. А почему ворона назвала этих людей злыми?

Дети. Эти люди хотели поймать лебедят, а к природе надо относиться бережно. Пусть птицы живут на воле, не надо их ловить.

Логопед. Где же остался зимовать лебедь?

Дети. Он будет зимовать в домике посреди пруда. А девочка будет приносить ему угощение.

Логопед. Какое у вас было настроение, когда я вам рассказывала сказку, а потом читала стихотворение А. Барто «Лебединое горе»?

Дети. Было грустно. Было очень жалко лебедя.

Логопед. Чтобы вам было не так грустно, давайте сделаем поделку «Лебеди в пруду».

5. Коллективная работа над поделкой из природного материала. Развитие творческой фантазии, конструктивного праксиса, мелкой моторики.

Логопед. Рассмотрите все, что я приготовила для поделки. Давайте

положим  ватман  на  центр  стола  и представим, что это пруд.

Чем мы можем окружить пруд?  Что мы сделаем, чтобы было видно, что наступила осень? Из чего мы можем сделать туловища лебедей?  (дети выполняют коллективную  работу из природного материала).

По окончании работы все вместе  рассматривают  коллективную поделку. Логопед и дети оценивают работу.

6. Организация окончания занятия. Развитие диалогической речи.

Логопед. Где мы побывали сегодня?

Дети. Мы побывали в сказке «Как лебедь остался один».

Логопед. Чем мы занимались сегодня?

Дети. Мы играли в игру «Кто лишний?», слушали музыку и стихи, играли в игру «У кого — кто?», делали поделки.

Логопед. Если вам понравилась сказка, расскажите маме и папе, а потом попробуйте нарисовать картинку к сказке. Постарайтесь передать в картинке свое настроение. Завтра мы устроим выставку, будем рассматривать и обсуждать ваши работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один".

Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один" по Нищевой по развитию речи с использованием музыкального сопровождения. Занятие интегрированное....

Конспект НОД "Как лебедь остался один"

Конспект занятия отражает систему работы по развитию интегративных качеств дошкольников, развитию речи....

Конспект совместного занятия учителя- логопеда Николаенко М.Ф. и воспитателя подготовительной логопедической группы Сидоровой Н.В. Путешествие в сказку «Как лебедь остался один»

Программное содержание:- Актуализация словаря по теме «Перелетные птицы».-Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов -АТ-, -ЯТ-).- Развитие связной р...

ООД "Как лебедь остался один"

Общая тема: перелетные птицы.Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольниковЗадачи: активизировать и актуализировать словарь по теме «Перелетные птицы». Совершенствовать грамматический строй речи ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: "Путешествие в сказку. Как лебедь остался один".

После нашего путешествия в «Разноцветную сказку» наша знакомая девочка Оля приглашает нас в новое путешествие. Если  вы хотите попасть в новую сказку, выполните задание Ольги....

Интегрированное занятие «Как лебедь остался один»  из цикла «Новые развивающие сказки»

Лексическая тема: Осень. Признаки осени. Деревья осенью.Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников.Задачи: Актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование г...