ООД "Как лебедь остался один"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Русанова Татьяна Викторовна

Общая тема: перелетные птицы.

Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников

Задачи: активизировать и актуализировать словарь по теме «Перелетные птицы». Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с помощью суффиксов - АТ -, - ЯТ-). Развивать связную речь. Совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза. Развивать координацию движений и мелкой моторики. Развивать зрительное и слуховое внимания. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать творческое воображение.

Оборудование: Презентация к сказке, магнитофон, аудиозапись «Осенней песни» П. И. Чайковского, мяч, предметные картинки с изображениями птиц, ребус «Гусь», природный материал для коллективного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_kak_lebed_ostalsya_odin.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Речевое развитие»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Путешествие в сказку

«Как лебедь остался один»

Русанова Т.В.

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №15»

г.Троицк

2015г.

Путешествие в сказку  «Как лебедь остался один»

Общая тема: перелетные птицы.

Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников

Задачи: активизировать и актуализировать словарь по теме «Перелетные птицы». Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с помощью суффиксов - АТ -, - ЯТ-). Развивать связную речь. Совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза. Развивать координацию движений и мелкой моторики. Развивать зрительное и слуховое внимания. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать творческое воображение.

Оборудование: Презентация к сказке, магнитофон, аудиозапись «Осенней песни» П. И. Чайковского, мяч, предметные картинки с изображениями птиц, ребус «Гусь», природный материал для коллективного труда.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

1. Организация начала занятия.

Упражнение «Кто лишний?»  (развитие связной речи - употребление в речи сложноподчиненных предложений, зрительного внимания, мышления).

Логопед открывает наборное полотно, на котором выставлены предметные картинки: ласточка, грач, лебедь, снегирь, журавль, кукушка.

Посмотрите внимательно и подумайте, какая картинка здесь лишняя? Почему? Постарайтесь ответить на мой вопрос, построив предложение со словами потому что.

Дети. Здесь лишняя картинка, на которой нарисован снегирь, потому что снегирь - зимующая птица, а все остальные — перелетные.

Логопед. А каких птиц мы называем перелетными?

Дети. Мы называем перелетными тех птиц, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.

2. Разгадывание ребуса (совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза)

Помещаю на наборное полотно карточку  с ребусом.

Что нарисовано на первой картинке?

Дети. Губы.

Сколько звуков надо убрать из конца этого  слова?

Какой слог останется?

Дети: ГУ.

Логопед. Кто нарисован на второй картинке?

Дети. Лось.

Логопед. Сколько звуков надо убрать из начала этого слова?

 Что осталось?

Какое слово спрятано в ребусе?

Дети. ГУСЬ.

Молодцы! Вы справились с этим заданием. Теперь садитесь поудобнее. Слушайте сказку.

3. Рассказывание логопедом сказки. «Как лебедь остался один»

 Наступила осень. По небу плыли рваные черные тучи. Листья на деревьях стали рыжими. В выходной день девочка пошла на прогулку  в летний сад. Под ногами шуршала опавшая листва. Большие кленовые листья кружились в воздухе.

Упражнение «Кленовые листья»

Представьте, что вы превратились в кленовые листья и кружитесь в воздухе под музыку.  

Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского.  Дети свободно кружатся в группе. Затем логопед  выключает магнитофон и приглашает детей занять места на ковре.

Логопед. Вдруг девочка увидела на зеркальной глади пруда прекрасного белого лебедя, он  плыл, печально опустив голову. Девочка вспомнила, что летом видела здесь двух \лебедей с целым выводком лебедят.

Упражнение «У кого — кто?»  

Логопед. Вставайте в круг, давайте вспомним, как называются птенцы других

перелётных птиц.

У скворца —  (скворчата).

У гусей  -   (гусята).

У утки – (утята).

Логопед снова приглашает детей на ковер. Сказка продолжается.

 «Что же случилось? — подумала девочка. — Почему лебедь остался один?

 - Да, все лебеди улетели, услышала она хриплый голос над головой. На ветке клена сидели две вороны и  мило разговаривали.

-  А почему остался этот красавец? — спросила ворона, которая была поменьше.

- Злые люди хотели поймать лебедят, а этот защищал их и сломал крыло. Все лебедята выросли и улетели на  юг  — ответила ей старая ворона.

Упражнение «Лебедята учатся летать»

Логопед  Представьте, что вы маленькие лебедята, вы учитесь летать.

Дети разводят руки в стороны и поднимают до уровня плеч, а затем выполняют взмахи  руками, двигаясь по кругу с высоким подниманием колена. Дети заканчивают выполнение упражнения  и садятся на ковер.

Логопед. «Теперь лебедь будет зимовать в Летнем саду, и ждать возвращения других — продолжала старая ворона. И действительно, девочка увидела на острове,  посреди пруда, маленький домик, где будет зимовать лебедь, и подумала, что обязательно будет приходить к нему зимой и приносить ему угощение. И,  все-таки,  девочке было грустно. Начинался нудный осенний дождь. Девочка раскрыла  зонт и пошла домой.  У ворот она обернулась и посмотрела на лебедя. Он все так же медленно кружил по пруду, печально опустив голову.

Логопед вновь включает магнитофон.

Звучит «Осенняя  песня»

В холодном парке,

Среди льдин,

Зимует лебедь.

Он один.

Не повредил ли он крыло?

Сломал, быть может?

Бедняга, вот не повезло!

Летать не может!

Я возле лебедя стою,

Я видел всю его семью.

С большим семействам лебедят Он плыл куда-то....

В холодном парке,

Среди льдин,

Остался лебедь – он один.

    А я все думаю о нем,

    Бегу к нему на водоем.

   Решил я притвориться:

    Я тоже лебедь-птица

    Я поднял руку,

    Как крыло,

   Но ничего не помогло.

   В холодном парке,

   Среди льдин,

   Скучает лебедь.

   Он один.

Беседа по сказке

Воспитатель. Какую сказку я вам рассказала?

Дети. Сказка называется «Как лебедь остался один».

Воспитатель.  Расскажите, как описана природа в начале сказки?

 Дети. Наступила осень. По небу плыли тучи. Листья на деревьях стали, желтыми.

 Воспитатель.   Куда пошла девочка?

 Дети. Девочка пошла на прогулку в Летний сад.

Логопед  Кто из вас был летом на прогулке в  саду? У озера?

Ответы детей

 Логопед  Вы видели лебедей в озере?

Ответы детей

Логопед  .  А почему в сказке лебедь был один?

 Дети. Он защищал своих лебедят от злых людей, сломал крыло и не смог улететь на юг. А другие  лебеди улетели.

Логопед  . А почему ворона назвала этих людей злыми?

Дети. Эти люди хотели поймать лебедят, а к природе надо относиться бережно. Пусть птицы

живут  на воле, не надо их ловить.

 Логопед  . Где же остался зимовать лебедь?

Дети. Он будет зимовать в домике посреди пруда. А девочка будет приносить ему угощение.

Логопед  .  Какое у вас было настроение, когда я вам рассказывала сказку,  а потом читала стихотворение А. Барто «Лебединое горе»?

Дети. Было грустно. Было очень жалко лебедя.

Логопед  . Чтобы вам было не так грустно, давайте сделаем поделку «Лебеди в пруду».  Положим ватман на центр стола  и представим, что это пруд.

Вопросы. Чем мы можем окружить пруд?  Что мы сделаем, чтобы было видно, что наступила осень? Из чего мы можем сделать туловища лебедей?  (дети выполняют коллективную  работу из природного материала).

По окончании работы все вместе рассматривают коллективную поделку. Воспитатель и дети оценивает работу.

Воспитатель.  Где мы побывали сегодня и чем занимались?

(ответы детей)

Логопед  . Если вам понравилась сказка, расскажите её маме и папе, а потом попробуйте нарисовать рисунок к сказке. Постарайтесь передать в рисунке свое настроение. Завтра мы устроим выставку ваших рисунков, а. затем, из них оформим авторскую книгу «Как лебедь остался один».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один".

Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один" по Нищевой по развитию речи с использованием музыкального сопровождения. Занятие интегрированное....

Конспект НОД "Как лебедь остался один"

Конспект занятия отражает систему работы по развитию интегративных качеств дошкольников, развитию речи....

Конспект совместного занятия учителя- логопеда Николаенко М.Ф. и воспитателя подготовительной логопедической группы Сидоровой Н.В. Путешествие в сказку «Как лебедь остался один»

Программное содержание:- Актуализация словаря по теме «Перелетные птицы».-Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов -АТ-, -ЯТ-).- Развитие связной р...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: "Путешествие в сказку. Как лебедь остался один".

После нашего путешествия в «Разноцветную сказку» наша знакомая девочка Оля приглашает нас в новое путешествие. Если  вы хотите попасть в новую сказку, выполните задание Ольги....

Интегрированное занятие «Как лебедь остался один»

Актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов -АТ-, -ЯТ-). Развитие связной речи. Развитие координации...