Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста с ОНР.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В данном конспекте занятия представлены материалы по знакомству со звуками [в]-[в'].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_obucheniyu_gramote_luneva.docx | 238.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 92 «Детский сад комбинированного вида». Учитель-логопед Лунева М.В.
Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте
детей старшего возраста с ОНР.
Тема: Звуки [в], [вь].
Цель: Знакомство со звуками [в], [вь].
Задачи: уточнить артикуляцию звуков [в], [вь]; учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; обучать анализу и синтезу прямого слога; развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос, логическое мышление.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, схемы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Задание «Разложи слог на ладошках». Руки в замке, логопед называет слог, а ребенок анализирует его: ам - [а], [м]; ма - [м], [а], размыкая замок и «укладывая» звуки на ладошки.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Показать верхние зубы».
«Покусать нижнюю губу».
«Забор» (поставить верхние зубы на нижнюю губу).
3. Знакомство со звуками [в], [вь].
а)У мороза есть подруга –
Хмурая седая вьюга.
Вьюга воет, завывает,
Все дороги заметает: в-в-в; вь-вь-вь.
- Покажем, как воет вьюга: верхнюю губу слегка приподнимите, верхние зубы поставьте на нижнюю губу.
Дети наблюдают за артикуляцией в зеркале.
- Как воет вьюга в трубе? Вращаем указательный палец правой руки в кулаке левой и произносим: в-в-в! вь-вь-вь!
б)Анализ артикуляции и звуковая характеристика звуков. Дети по схеме делают анализ артикуляции и характеризуют звуки [в], [вь].
4. Закрепление звуков [в], [вь].
- Посмотрите, как мчится вьюга по лесу. Как она воет? Вьюга воет: - в-в-в, вь-вь-вь
5. Дифференциация звуков [в] и [вь]. Игра «Сигнальщики».
У детей сигнальные фонарики (зеленые и синие кртачки).
- Посигнальте, каким звуком выла вьюга: [в] или [вь]?
вечер воет зовет | деревья свернул волк | ветер сова |
6. Упражнение в произношении звуков [в], [вь].
а) - Мчится вьюга по лесу. Видит впереди шесть дорожек к гласным звукам. Забежала она к каждому гласному звуку и спела с ним свою песенку. Что у них получилось?
Потом вдохнула поглубже и завыла на одном выдохе: ва-во-ву-вы-ви-вэ;
Покажите, как выла вьюга.
б) - Закончите чистоговорки про сову и повторите их.
ва, ва, ва — на дереве ... (сова).
во, во, во — большое ... (дерево).
ву, ву, ву — мы видели ... (сову).
вы, вы , вы — сидели две ... (совы).
ви, ви, ви — сову ... (лови).
7. Физминутка.
Имитация движений с речевым сопровождением.
В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг — как полетит.
Летит, кричит.
Совушка-сова,
Большая голова.
8. Выделение звуков [в], [вь] из состава слова.
а) - Улетела вьюга в холодные края, а звуки [в] и [вь] оставила в словах. Рассмотрите картинку «Ну, погоди». Назовите слова со звуком [в] ([вь]). Определите место звука [в] ([вь]) в словах. Что неправильно нарисовал художник?
Используя картинки, подберите рифмы к словам:
полк — ... (волк)
корона — ... (ворона)
слон — ... (вагон)
дрова — ... (трава)
боровик — ... (снеговик)
б) - А сейчас, ребятки, Загадаю вам загадки.
Вы картинки рассмотрите и отгадки в них найдите, Схему к слову подберите.
Не сеют, не сажают —
Сами вырастают. (Волосы)
Хохотун Егорка взялся за уборку.
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся — чистый пол. (Веник)
Кто приходит, кто уходит —
Все ее за руку водят. (Дверь)
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
9. Звуковой анализ.
Выделите второй слог в слове и составьте его схему:
сова заводы | ловушка сливы | клавиши. |
10. Итог занятия.
Отгадайте, что у меня в кармане со звуком [в] в начале слова. (Воздух.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте (старший возраст)
Пятый-шестой год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему дошкольников начинают вводить в звукову...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста "Лесная школа"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста "Лесная школа"....
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Путешествие по Звукограду»
Цель: совершенствовать фонетический слух, навык звукового анализа слова, составления предложений (умение работать со схемами).Задачи:Образовательные:- Совершенствовать умение детей в дифференциац...
Годовое перспективное планирование. Подготовка к обучению грамоты. Старший возраст. 5-6 лет
Годовое перспективное планирование. Подготовка к обучению грамоты. Старший возраст. 5-6 лет...
конспект НОД по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников «Приключение Муравьишки» (тема «Насекомые»).
конспект НОД по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников«Приключение Муравьишки» (тема «Насекомые»)....
Конспект НОД По подготовке к обучению грамоте старшая группа
Тема: Знакомство с термином «Слово»Цель: Рассказать детям о словарном составе речи, познакомить с термином «слово»; рассказать, что слов много, познакомить детей с линейн...
Звукобуквенный старт: образовательная программа по подготовке к обучению грамоте (старший дошкольный возраст)/ Сост. М.В. Дыбля, В.Г. Терзова., С.И. Луценко – Лутугино, 2021.
Ведущей целью образовательной программы является создание благоприятных условий для осуществления комплексного подхода к формированию базовых компетенций в речевом развитии детей старшего дошкольного ...