Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Путешествие по Звукограду»
план-конспект занятия по развитию речи
Цель: совершенствовать фонетический слух, навык звукового анализа слова, составления предложений (умение работать со схемами).
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;
-Упражнять в делении слов на слоги.
-Учить детей отгадывать загадки, отвечать на вопросы.
- Упражнять в определении места звука в словах, в определении количества слогов в слове.
- Закрепить умение составлять предложения из 2-х, 3-х слов.
Развивающие:
- Развивать связную речь.
- Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.
- Развивать грамматический строй речи.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к образовательной деятельности.
- Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.
- Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Методические приемы:
Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, загадывание загадок о сказках; вопросы, объяснения.
Наглядные: картинки с заданиями, схемами
Игровые: дидактические игры: «Из чего дом?», «Назови слово на заданный звук».
Практические: (упражнения в тетрадях, работа со схемами).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_puteshestvie_v_zvukograd.docx | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
по теме: «Путешествие по Звукограду»
Учитель-логопед:
Васильева Ольга Александровна
Цель: совершенствовать фонетический слух, навык звукового анализа слова, составления предложений (умение работать со схемами).
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;
-Упражнять в делении слов на слоги.
-Учить детей отгадывать загадки, отвечать на вопросы.
- Упражнять в определении места звука в словах, в определении количества слогов в слове.
- Закрепить умение составлять предложения из 2-х, 3-х слов.
Развивающие:
- Развивать связную речь.
- Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.
- Развивать грамматический строй речи.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к образовательной деятельности.
- Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.
- Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Методические приемы:
Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, загадывание загадок о сказках; вопросы, объяснения.
Наглядные: картинки с заданиями, схемами
Игровые: дидактические игры: «Из чего дом?», «Назови слово на заданный звук».
Практические: (упражнения в тетрадях, работа со схемами).
Материалы (оборудование):
Демонстрационный: картинки для составления предложений, коробочка с сюрпризом, аудиозапись телефонного звонка, плакат с изображением города Звукограда, картинки сказочных героев (Буратино, Красная Шапочка, Три поросенка), раскраски сказочных героев для детей 6-7 лет по количеству детей.
Раздаточный: карточки-схемы (деление слов на слоги), фишки для обозначения согласных звуков зеленого и синего цвета (весь раздаточный материал по количеству детей).
Предварительная работа: работа со схемами (состав слова, предложения); дидактические игры: «Звук потерялся», «Закончи предложение», «Назови братца»; чтение сказок, разгадывание загадок.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по Звукограду. Вспомним, кто живет в этом городе, какие звуки?
(Вдруг, речь Логопеда прерывает телефонный звонок. Звучит аудиозапись телефонного звонка. Логопед снимает трубку телефона и ведет с кем-то разговор)
Логопед: Ребята, это звонит мэр города Звукограда. Он сообщает, что в городе звуков переполох, к ним попали сказочные герои. Они кричат, плачут и требуют вернуть их в свои сказки. Мэр знает, что мы с вами знаем много сказок и надеется, что мы сможем помочь.
Логопед: - Ну, что поможем сказочным героям и мэру?
Ответы детей: Да, поможем.
( Логопед набирает номер телефона и имитирует разговор с мэром).
Логопед: Уважаемый мэр, мы согласны, но что нужно сделать, чтобы помочь сказочным героям?
Мэр: Нужно выполнить задания, которые я вам отправляю на электронную почту.
(Звучит аудиозапись смс – оповещения и логопед демонстрирует задания в пакете, пришедшие по электронной почте)
II. Основная часть.
Логопед: Кто же первый герой, попавший в Звукоград, отгадайте загадку:
Мальчишка деревянный,
Непоседа и проказник,
Карабаса наказал
И устроил куклам бал.
Ответы детей: Буратино
( Логопед выставляет картинку Буратино).
Логопед : Ребята, а из какой сказки этот герой?
Ответы детей: Этот герой из сказки А.Толстого «Приключения Буратино».
Воспитатель: Правильно, и чтобы вернуть Буратино в его сказку нам нужно выполнить задание.
( Логопед выставляет на доску картинку с изображением мальчиков, играющих в машинки).
– Ребята, рассмотрите картинку. Кто здесь нарисован?
Ответы детей.
Логопед: - А теперь придумайте предложения, состоящие из двух слов.
Дети: Дети играют. Мальчики играют.
Логопед : Сколько слов в первом предложении «Мальчики играют»?
Дети: Два.
Логопед: Давайте повторим, как мы обозначаем первое слово в предложении и что ставим в конце?
Дети: С заглавной буквы, а в конце ставим точку.
Логопед: Проверьте себя.
(на доске выставляется схема предложения).
Логопед: Зарисуйте схему предложения, состоящего из двух слов в свою рабочую тетрадь.
Логопед: Сколько слов в предложении «Мальчики играют машинками»?
Ответы детей: Три.
Логопед : Сколько нужно изобразить черточек для схемы предложения, состоящего из трех слов?
Ответы детей: Для предложения, состоящего из трех слов, нужно нарисовать три черточки. Первую черточку выложить вертикально – это заглавная буква.
Логопед : Зарисуйте получившуюся схему в свою тетрадь.
Логопед : Посмотрите, мы правильно справились с первым заданием, и наш герой Буратино отправляется в свою сказку. Молодцы!
Логопед : Кто же еще попал в Звукоград, мы узнаем, отгадав следующую загадку:
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её?
Дети: Красная Шапочка.
Логопед: А из какой сказки эта героиня?
Дети: Из сказки Ш.Пьеро «Красная Шапочка»
(На доску выставляется картинка с Красной Шапочкой)
Логопед : Давайте узнаем, ребята, что нам нужно выполнить, что бы Красная Шапочка вернулась в свою сказку.
( Логопедь показывает и прикрепляет на доске картинку с двумя мальчиками).
Логопед: - Ребята, когда нам нужно с кем – то познакомится, что мы делаем?
Дети: Здороваемся, спрашиваем имя.
Логопед: Правильно, давайте познакомимся и узнаем, как зовут этих мальчиков (появляется новая картинка с именами Рома и Сережа, воспитатель читает имена детей, интонационно выделяя звук «Р»).
Логопед : Какой звук я выделила голосом?
Дети: Звук «Р».
Логопед : Когда мы произносим звук «Р», нам мешает что-нибудь во рту?
Дети: Да, зубы.
Логопед: Значит это звук согласный или гласный?
Дети: Этот звук встречает во рту преграду, значит он согласный.
Логопед: Правильно. Одинаково «Р» звучит в именах мальчиков?
Дети: В имени «Рома» «Р» звучит твердо.
Логопед: Значит это большой братец звука «Р».
Логопед : А в имени «Сережа», как звучит звук «Р»?
Дети: В имени «Сережа» звук «Рь» звучит мягко.
Логопед: Правильно, это маленький братец звука «Р» - «Рь».
Логопед : Молодцы!
Логопед: Ребята, где находится звук «Р» в слове «Рома»?
Дети: В слове «Рома» звук «Р» находится в начале слова.
Логопед: Чтобы поселить звук на свое место в слове, нужно его проанализировать (разделить на слоги). Кто, определит, сколько слогов в слове «Рома»?
Дети: отхлопывают и называют количество слогов (Два).
Логопед : Правильно. Возьмите на столе полоску-схему с нужным количеством окошечек и положите перед собой (дети отбирают полоску - схему с двумя окошками и кладут перед собой на столах). Логопед проверяет правильность выполнения задания детьми, помогает детям, кто испытывает затруднения.
Логопед: Какой звук «Р» в слове «Рома»?
Дети: твердый.
Логопед: Значит, нам нужна фишка, какого цвета?
Дети: Звук «Р» твердый, значит, берем фишку синего цвета.
Логопед: Закройте выбранной фишкой место (окошечко) звука «Р» в слове «Рома».
Логопед: На каком месте вы поселили звук «Р» в слове «Рома»?
Дети: в начале слова.
Логопед: проверьте себя, воспитатель демонстрирует схему с обозначенным на первом месте звуком «Р» в слове «РОМА».
Логопед :А сейчас проанализируем слово «Сережа». Сколько слогов в этом слове?
Дети: отхлопывают три раза. Три.
Логопед : Правильно, найдите на своем столе полоску-схему, состоящую из трех окошечек. Где «живет» звук «Рь» в слове «Сережа»?
Дети: Звук «Рь» в слове «Сережа» находится в середине слова.
Логопед : Какую фишку мы возьмем для обозначения звука «Рь»?
Дети: Звук «Рь» мягкий, возьмем фишку зеленого цвета.
Логопед: Закройте фишкой место звука «Рь» на полоске-схеме и проверьте себя.
На доску выставляется схема с обозначенным в середине слова звуком «Рь» в слове СЕРЕЖА. Дети проверяют себя.
Логопед: Вот видите, какие вы молодцы, справились и с этим заданием, и Красная Шапочка отправляется в свою сказку.
Снова раздается телефонный звонок. Логопед отвечает по телефону и обращается к детям.
Логопед: Ребята, я ничего не поняла, там какие-то озорники визжат, плачут, хохочут, что делать? Попробуйте вы разобраться, кто это?
Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нем.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк.
Дети: Три поросенка.
Логопед : А из какой сказки эти герои?
Дети: Эти герои из английской народной сказки «Три поросенка».
Логопед: Поросята очень любят веселиться и играть, давайте и мы поиграем. Вставайте в круг.
Физкультминутка «Зарядка семи гномов».
Первый гном присел и встал (приседания),
А второй вдруг побежал (бег на месте),
Третий, плавно покружился (кружатся направо),
А четвёртый наклонился (наклоны).
Пятый вправо повернулся (поворот направо),
А шестой назад прогнулся (наклон назад),
Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго (прыжки),
Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».
Логопед : Передохнули. Но поросята не наигрались и хотят поиграть с нами еще. А вы, помните, из какого материала строили свои дома поросята в сказке?
Дети: один братец из соломы, второй из прутиков, а старший из кирпича.
Логопед: А из чего еще можно построить дома?
Игра «Из чего дом?»
Логопед : Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, будет называть, каким он будет: из соломы – соломенный; из камня – каменный; из дерева – деревянный; из стекла – стеклянный; из железа – железный; из резины – резиновый; из пластмассы – пластмассовый; из кирпича – кирпичный.
Логопед: Молодцы! Наши поросята наигрались, успокоились и отправились в свою сказку.
Логопед: А мы с вами поиграем еще в одну игру. С каким согласным звуком мы сегодня познакомились?
Дети: со звуком «Р».
Логопед : Что мы узнали о нем?
Дети: Что звук «Р» согласный и у него есть два братца. Большой (твердый) и маленький (мягкий).
Логопед: Молодцы. Давайте проверим, как вы научились распознавать, где «Р», а где в словах «Рь».
Игра «Кто больше»: Придумайте слова с большим братцем «Р».
(рама, рак, рыба, гром, краб, брат), а теперь с мягким «Рь» (Рита, рябина, ремень, грибок).
III. Заключительная часть:
Логопед : Ребята, (заглядывая в конверт), задания мэра закончились?
Дети: Да.
Логопед : Как вы думаете, мы помогли жителям Звукограда? Все герои вернулись в свои сказки?
Дети: Да.
Логопед: Какое задание мы выполнили, чтобы помочь Буратино?
Дети: Составляли предложения и делали схемы.
Логопед: Чем мы помогли Красной Шапочке?
Дети: Выучили согласный звук «Р». Искали его место в именах мальчиков. Определяли сколько слогов в слове «Рома» и в слове «Сережа».
Раздается звонок. Логопед имитирует разговор с мэром.
Логопед: Звонил мэр Звукограда, он благодарит нас за помощь. Благодаря нам все сказочные герои вернулись в свои сказки и в городе снова порядок. За доброе дело нас ждет сюрприз.
Раздается стук в дверь и младший воспитатель передает логопеду сюрпризную коробку, воспитатель открывает коробку и достает раскраски сказочных героев.
Логопед : Спасибо мэру за подарок, вы обязательно раскрасите сказочных героев и вспомните о наших сегодняшних заданиях.
Наши приключения закончились, а вы выберите себе смайликов, которые отражают ваше настроение после занятия.
Покажите, пожалуйста, свои смайлики. Благодарю вас за хорошую работу, вы были молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...
Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185» Опыт работыТема:Использование игровых техн...
Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
В конспекте представлены дидактические упражнения по закреплению знаний, полученных дтьми старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению грамоте....
МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "ТЕРЕМКОВ" ВОСКОБОВИЧА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Данный мастер-клас направлен на то, чтобы показать, как можно использовать "Теремки" Воскобовича в процессе подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
Самообразование на тему: "Использование игрового материала в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста" 2020-2021 уч.г
Требования начальной школы к будущим первоклассникам стали выше и многие родители заинтересованы в качественной подготовке детей к обучению грамоте.Появилось много трудностей в обучении детей письменн...