Допонительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности для детей 5 - 6 лет "Звуковичок"
рабочая программа по логопедии
Кружковая работа направлена на преодоление речевых нарушений путем артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, упражнений для развития речевого аппарата с одновременным развитием дыхания и фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komitet_po_obrazovaniyu_administratsii_gorodskogo_okruga.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-
ДЕТСКИЙ САД № 87
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности для детей 5 - 6лет
«ЗВУКОВИЧОК»
Срок реализации программы – 1 год
Возраст детей – 5 - 6 лет
Разработчик программы:
учитель – логопед Чухина М.А.
г. Калининград,
2018 г.
1. Пояснительная записка.
Данная дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014г. №41 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.09.2013г. №30038).
Актуальность
Воспитание речи у детей дошкольного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, является необходимым условием полноценного развития личности.
Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями. Физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А.Бернштейн придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Основным средством для развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это система упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Новизна
- Кружковая работа направлена на преодоление речевых нарушений путем артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, упражнений для развития речевого аппарата с одновременным развитием дыхания и фонематического слуха. Занятия детей 5 – 6 лет в кружке являются подготовительным этапом для коррекции звукопроизношения в подготовительной группе, появляется возможность увеличить количество времени на автоматизацию исправленных звуков, охватить занятиями большее количество детей с нарушением звукопроизношения.
Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения
Год обучения | Кол-во занятий в неделю | Длительность занятий | Кол-во недель | Кол-во часов (академ) в год | Кол-во детей | Кол-во часов (астроном) |
5 - 6 лет | 1 занятие | 25 минут | 32 | 800 мин | от набора | 13 ч 20 мин |
Цель программы:
профилактика и коррекция нарушений звукопроизношения у детей 5 – 6 лет посредством проведения специальных артикуляционных упражнений, направленных на укрепление и развитие мышц артикуляционного аппарата, выработку точных артикуляционных укладов звуков русского языка.
Задачи:
1. Увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений.
2. Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
3. Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
4. Нормализация тонуса мышц артикуляционной мускулатуры.
5. Подготовка речевого аппарата для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
Условия реализации программы:
- занятия организуются на базе детского сада в течение всего учебного года;
- временная структура - 1 раз в неделю с 25 минутными занятиями.
Планируемые результаты:
В конце учебного года у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба), максимально достаточная для постановки звуков у детей.
2. Календарный учебный график
Наименование | Период |
Начало учебного года | 01.10.2018 |
Окончание учебного года | 31.05.2019 |
Каникулы | 01 – 08.01.2019 |
Всего недель | 32 |
Продолжительность рабочей недели | 5 дней |
Дни занятий | среда |
Время проведения | 15.00 - 15.25 (1 подгруппа) 15.30 – 15.55 (2 подгруппа) |
Недельная нагрузка | 25 минут |
Длительность условного учебного часа | Не более 25 минут |
3. Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
Время проведения | Тема занятий | Количество часов |
Октябрь | Занятие 1. Знакомство с домиком Язычка. Занятие 2. Закрепление названий органов артикуляционного аппарата. Занятие 3. Тренировка нижнереберного диафрагмального дыхания. Занятие 4. Тренировка плавного выдоха. | 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут |
Ноябрь | Занятие 1. Тренировка сильного выдоха. Занятие 2. Тренировка сильного и плавного выдоха. Занятие 3. Тренировка сильного и плавного выдоха. Занятие 4. Работа над голосом. | 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут |
Декабрь | Занятие 1. В гостях у Язычка. Занятие 2. В гостях у Язычка. Занятие 3. Прогулка Язычка. Занятие 4. Друзья Язычка. Возвращение домой. | 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут |
Январь | Занятие 1. Язычок в гостях у Свистящей семейки. Занятие 2. Язычок в гостях у Свистящей семейки. Занятие 3. Комплекс упражнений для свистящих звуков. Занятие 4. Комплекс упражнений для свистящих звуков. | 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут |
Февраль | Занятие 1. Язычок в гостях у Шипящей семейки. Занятие 2. Язычок в гостях у Шипящей семейки. Занятие 3. Комплекс упражнений для шипящих звуков. Занятие 4. Комплекс упражнений для шипящих звуков. | 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут |
Март | Занятие 1. В гостях у братьев Л, Ль. Занятие 2. В гостях у братьев Л, Ль. Занятие 3. Комплекс упражнений для звуков Л.Ль. Занятие 4. Комплекс упражнений для звуков Л.Ль. | 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут |
Апрель | Занятие 1. В гостях у братьев Р, Рь. Занятие 2. В гостях у братьев Р, Рь. Занятие 3. Комплекс упражнений для звуков Р, Рь. Занятие 4. Комплекс упражнений для звуков Р, Рь. | 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут |
Май | Занятие 1. Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить. Занятие 2. Пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастики. Занятие 3. Игры на развитие фонематического слуха. Занятие 4. Язычок на поляне скороговорок. | 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут |
Всего | 32 занятия | 800 минут |
4. Содержание программы
Номер занятия | Тема | Цели |
1. | Знакомство с домиком Язычка. | Познакомить детей с артикуляционными упражнениями; рассказать о звуках речи; познакомить детей с пальчиковыми упражнениями и массажными приемами; начать работу над просодическими компонентами речи. |
2. | Закрепление названий органов артикуляционного аппарата. | Уточнить и закрепить знания детей о строении артикуляционного аппарата. |
3. | Тренировка нижнереберного диафрагмального дыхания. | Развитие речевого дыхания. |
4. | Тренировка плавного выдоха. | Формирование у детей умения бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе. |
5. | Тренировка сильного выдоха. | Формирование у детей умения бесшумно производить вдох и порционно расходовать воздух на выдохе. |
6, 7. | Тренировка сильного и плавного выдоха. | Учить дифференцировать сильный и плавный выдох. |
8. | Работа над голосом. | Формирование звонкого, сильного голоса, развитие мелодико – интонационной выразительности речи, формирование навыка владения голосовыми модуляциями и развитие слухового контроля. |
9,10 | В гостях у Язычка. | Продолжать работу по развитию артикуляционной и мелкой моторики. Развивать слуховое внимание и память. |
11, 12 | Прогулка Язычка. | Закрепить понятия «гласные» и «согласные» звуки, «Домик звуков», совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику; работать над просодическими компонентами речи, речевым дыханием. |
13, 14 | Друзья Язычка. Возвращение домой. | Совершенствовать артикуляционную и пальчиковую моторику; работать над просодическими компонентами речи; познакомить детей с понятиями «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук». |
15, 16 | Язычок в гостях у Свистящей семейки. | Отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки и правильного произнесения свистящих звуков; продолжать работу по совершенствованию мелкой моторики пальцев, добиваясь легкости и быстроты в выполнении выученных упражнений. |
17, 18 | Комплекс упражнений для свистящих звуков. | Закрепление укладов свистящих звуков. |
19, 20 | Язычок в гостях у Шипящей семейки. | Отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки и правильного произнесения шипящих звуков; развивать фонематический слух |
21, 22 | Комплекс упражнений для шипящих звуков. | Уточнить артикуляционный уклад шипящих звуков. |
23, 24 | В гостях у братьев Л, Ль. | Вырабатывать правильную артикуляцию звуков Л, Ль; совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, слуховое внимание, память. |
25, 26 | Комплекс упражнений для звуков Л, Ль. | Закрепление укладов звуков Л, Ль. Развитие фонематического слуха. |
27, 28 | В гостях у братьев Р, Рь. | Уточнение артикуляции звуков Р, Рь; учить находить эти звуки в словах. Дать понятие о слоге; работать над мелкой моторикой пальцев рук. |
29, 30 | Комплекс упражнений для звуков Р, Рь. | Отрабатывать артикуляционные упражнения, добиваясь легкости, точности, быстрой переключаемости. |
31 | Игры на развитие фонематического слуха. | Дифференциация звуков. |
32 | Язычок на поляне скороговорок. | Отработка навыков речевого дыхания, работа над темпом и ритмом речи. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха. Дать понятие об ударении. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях. |
5. Материально-техническое обеспечение программы:
Наименование оборудования | Количество |
Зеркала индивидуальные | 8 |
Речевые палочки | 100 |
Шарики Су - джок | 8 |
Карандаши с гранями | 10 |
Прищепки | 20 |
Шнуровки | 10 |
Колокольчики | 5 |
Набор звучащих баночек | 1 |
Набор музыкальных инструментов | 1 |
Набор трубочек | 1 |
Набор мелких игрушек для определения наличия звука в названии | 1 |
Комплект карточек с изображением профилей звуков | 1 |
Комплект карточек с упражнениями артикуляционной гимнастики | 1 |
Аудиозапись динамической паузы | 6 |
Поддувалочки (листочки, птички, фонтанчики и др.) | 20 |
Эспандеры | 5 |
Пальчиковый бассейн | 1 |
Набор бусинок | 3 |
Набор символов гласных и согласных звуков | 1 |
Набор картинок (для свистящих, шипящих, сонорных звуков) | 1 |
6. Список литературы
1.Архипова Е.Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. – М., 2008.
2. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. – СПБ., 2012.
3. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодолений нарушения звукопроизношения. //Логопед в детском саду. – 2005, № 2 (5).
4. Иванова Ю.Л. Дошкольный логопедический пункт. М., 2008.
5. Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М., 2006.
6. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб., 2003.
7. Писарева Л.Ю. Система работы по развитию общих речевых навыков у детей 5 – 7 лет. – СПб., 2016.
8. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков: С, Ш, Л, Р. – СПб., 2006.
9. Репина З.А, Буйко В.И. «Уроки логопедии» - Екатеринбург, ЛИТУР,1999.
10. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду». – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2004.
11. Сухих И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль, АКАДЕМИЯ ХОЛДИНГ, 2004.
12. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М.: 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет, не посещающих группу компенсирующей направленности «Весёлый язычок»
Программа кружка "Весёлый язычок". (Платный логопункт)....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности для детей подготовительной к школе группы «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ»
Главный инструмент нашего разума - это память. Память - это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для развития и эфф...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Шахматы-детям"
Рабочая программа подготовительной группы №2 (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Мини...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей 6-7 лет «Предшкольная подготовка»
Цель программы: развитие познавательных процессов при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.Задачи программы: Организация пр...