Творческий проект: «Сочиняем сами»
проект по логопедии (старшая группа)
Данный проект направлен на обогащение речи дошкольников, формирование желания у них к самостоятельному творчеству, умению составлять загадки, небольшие по содержанию сказки и рассказы, овладение навыком публичных выступлений; повышение профессионализма педагогов в использовании метода проектов в образовательной деятельности.
Он реализуется через серию комплексно-тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с педагогами и родителями, обмен опытом за «круглым столом», творческие медиапрезентации.
Особое внимание уделяется знакомству детей с речевыми играми и формирование у них способов словообразования и словотворчества, созданию собственных мини-сочинений разных жанров. Готовые работы дети представляют на различных мероприятиях: праздниках, родительских собраниях, днях открытых дверей и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №32»
Творческий проект:
«Сочиняем сами»
Автор: Мозалева Елена Николаевна, учитель-логопед
Рязань
Краткая аннотация проекта.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №32»
Автор и руководитель проекта:
учитель-логопед Е.Н. Мозалева
Проект «Сочиняем сами»
Данный проект направлен на обогащение речи дошкольников, формирование желания у них к самостоятельному творчеству, умению составлять загадки, небольшие по содержанию сказки и рассказы, овладение навыком публичных выступлений; повышение профессионализма педагогов в использовании метода проектов в образовательной деятельности.
Он реализуется через серию комплексно-тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с педагогами и родителями, обмен опытом за «круглым столом», творческие медиапрезентации.
Особое внимание уделяется знакомству детей с речевыми играми и формирование у них способов словообразования и словотворчества, созданию собственных мини-сочинений разных жанров. Готовые работы дети представляют на различных мероприятиях: праздниках, родительских собраниях, днях открытых дверей и т.д.
Проект «Сочиняем сами»
- по доминирующей деятельности: творческий;
- по количеству участников: коллективный;
- по продолжительности: долгосрочный (1 год).
Содержание проекта
- Введение
- Необходимость проекта.
- Актуальность и новизна проекта.
- Цель проекта.
- Задачи проекта.
- Участники проекта.
- Сроки реализации проекта.
- Механизм реализации проекта
- Этапы реализации проекта
3.1. Организационно-подготовительный
3.2. Реализация системы педагогических мероприятий
3.3. Аналитический
- Ожидаемый результат
- Приложения
1. Введение
1.1. Необходимость проекта
Ни для кого не секрет, что одной из главных проблем дошкольного образования становится тенденция увеличения детей с различными нарушениями речи. К числу важнейших задач логопедической работы относится формирование у них способов словообразования и словотворчества. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Нарушение словообразования не даёт возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом, делает невозможным полноценное усвоение грамоты, письменной речи.
Передо мной встала задача: найти такие формы работы с детьми и родителями, которые не только бы позволили оптимизировать данный процесс, но и развивали бы способность к словотворчеству и словообразованию, что сделало бы речь детей яркой и эмоциональной. Одной из таких форм является творческий проект «Сочиняем сами».
1.2. Актуальность и новизна проекта.
В современной научно-методической литературе проблема развития формирования творческой активности дошкольника становится всё более актуальной. В дошкольном возрасте идёт процесс становления речевой творческой деятельности, когда речь ребёнка выступает потенциальной связью с языком. Поэтапно овладевая речью во всех её жизненных функциях, ребенок реализует себя в мире в целом.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с нарушением речи, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Особенность овладения грамматическим строем речи такими детьми выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
У старших дошкольников с нарушением речи обнаруживаются ошибки в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Новизна данного проекта заключается в том, что работа над его реализацией подразумевает наличие взаимосвязи всех сотрудников детского учреждения: логопеда, воспитателей, специалистов и, несомненно, важная роль отводится семье.
1.3. Цель проекта:
создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевого творчества дошкольников всеми участниками педагогического процесса.
1.4. Задачи:
- Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
- Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов.
- Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам словотворчества и словообразования детей.
- Организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.
1.5. Участники проекта:
- дети и воспитатели старшей возрастной группы;
- учитель-логопед;
- музыкальный руководитель;
- родители
1.7. Сроки выполнения проекта: сентябрь 2017 - сентябрь 2018 года.
2. Механизм реализации проекта.
Проект реализуется через серию комплексно-тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с педагогами и родителями, представления педагогического опыта на педсоветах, обмен опытом за «круглым столом», творческие медиапрезентации.
Работа по формированию словесного творчества осуществляется на основе развития художественного воображения ребенка, его коммуникативных способностей и развития всех сторон его речи (лексической, грамматической, фонетической). Развитие творческого воображения, образного мышления - это условие развития речевого творчества детей. Опосредованное обучение детей, которое побуждает организацию речевых творческих способностей, предполагает использование специальных творческих заданий, упражнений, создание речевых ситуаций, стимулирующих детское творчество и т.д. Многовариантность как принцип выполнения любых речевых заданий и упражнений также опосредованно формирует речевые творческие способности дошкольников.
Основными методическими приемами формирования словотворчества у детей является:
- образец педагога
- объяснения словообразования педагогом
- пример словотворчества детей
- характеристика литературных героев
- создание игровых ситуаций
- игры-драматизации
- режиссерские игры
Умения и навыки, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в индивидуальной работе, в совместной деятельности воспитателей с детьми, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.
3. Этапы реализации проекта
3.1. I этап – Организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь)
1. Анализ и обобщение имеющегося опыта работы по данной проблеме.
2. Определение путей развития речевого творчества в условиях детского сада и семьи.
3. Диагностика познавательных, речевых и творческих способностей детей (О.С.Ушаковой).
4. Знакомство с проектом.
5. Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности (беседа с родителями, анкетирование)
6. Консультирование педагогов: «О формах речевой работы с детьми», «Развитие речевого творчества посредством сказки», «Словотворчество и словообразование»
7. Обновление наглядных пособий (изготовление дидактических игр, наглядных моделей, схем-таблиц для развития речевого творчества).
8. Определение форм и методов работы.
9. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы.
10. Включение педагогами в свои планы работы элементов деятельности, необходимых для реализации творческого проекта.
3.2. II этап - Реализация системы педагогических мероприятий (ноябрь-май)
1. Методическая лаборатория (занятие-практикум) «Составление рассказа с использованием мнемотехники» (самостоятельное создание мнемотаблиц)
2. Мастер-класс: «Развитие словотворчества у детей посредством произведений русского фольклора»
3. Тренинг для родителей: «О воспитании выразительности речи. Как заучивать и сочинять с ребёнком стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки»
4. Встреча в педагогической гостиной: «Речевой этикет» (обмен опытом)
5. Круглый стол с участием родителей: «Преемственность в создании условий для речевого развития детей».
6. Апробация системы комплексных занятий с включением элементов продуктивной деятельности:
- «Сотвори слово»
- «Соедини два слова»
- «Закончи сказку»
- «Сказка плюс»
- «Перескажи сказку»
- «Расскажи своими словами»,
- «Сказки от пословицы».
- «Сочини и нарисуй»
- «Салат из сказок»
- «Сочиняем сказку вместе» (совместное творчество детей и их родителей)
- «Вечер поэзии» – конкурс чтецов
- Игры-драматизации, инсценированный пересказ.
7. Творческие мастерские «Мы с ребятами играем и потешки сочиняем», «Мы с ребятами играем и загадки сочиняем», «Мы с ребятами играем и стихи и песни сочиняем» и т.п.
8. Сбор интересных детских высказываний и словотворчества.
9. Выпуск серии книг-самоделок.
10. Публичная презентация проекта: «Праздник словотворчества».
3.3. III этап – Аналитический (июнь-август)
1. Самоанализ педагогами своей деятельности.
2. Творческие отчёты в различных формах (фото и видео презентации, выставки, тематические эссе, творческие акции)
3. Создание методических рекомендаций для внедрения данной технологии в практику работы дошкольного учреждения.
4. Педсовет: «Создание единого речевого пространства в условиях детского сада и семьи»
3.Ожидаемые результаты
- Выполнение проекта позволит успешно решить основные задачи на
учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями.
- У детей сформируются умения самостоятельно сочинять загадки, потешки, стихи, небольшие по содержанию рассказы, сказки, обогатиться речь, появиться желание творить, повысятся коммуникативные способности.
Творческий отчёт о реализации проекта
При составлении перспективных планов по реализации творческого проекта педагоги использовали пособие «Литература и фантазия» Л.Е.Стрельцовой. С помощью произведений, включённых в этот сборник, воспитатели не только знакомили детей с жанровым разнообразием детской поэзии, но и в игровой форме стимулировали развитие их словотворчества как для проведения образовательной деятельности, так и для совместной деятельности педагога с дошкольниками. При использовании материалов из сборника у нас возникла новая игра, в которой ребёнку предлагается угадать, что нового придумал автор, кого он передразнил, над чем посмеялся и с помощью каких средств. Интересной особенностью является и то, что чем чаще педагог вместе с детьми повторяет стихотворение, тем больше можно увидеть в нём загадок, шуток, перевёртышей, звукоподражаний и других игр. Именно отсюда и начинается первый шаг к новому увлечению - сочинительству собственных стихов. Используя вышеперечисленные формы работы, проводя их в системе и регулярно, мы постепенно обнаружили, что более половины детей старшего возраста проявили склонность к сочинительству и словотворчеству.
Итогом всей проведённой работы стал выпуск серии книг-самоделок, посвящённый временам года, а также публичная презентация данного проекта, которая проходила для старших дошкольников в форме «Праздника словотворчества». Дети на празднике блеснули своим исполнительским мастерством, продекламировали сказки, стихи и частушки собственного сочинения, поупражнялись в рифмовании слов в процессе речевых игр со сказочным персонажем. Для педагогов и родителей самой большой наградой стала приобретённая ребятами удивительная способность к сочинительству, которая не просто позволила увеличить активный словарь детей, но и сделать их речь более образной, грамотной, способной передать весь спектр человеческих чувств при помощи такого простого и обычного способа как человеческое слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихи и сказки сочиняем сами
Стихи и сказки дети сочиняли сами и чуть -чуть им помогали родители....
«Сочиняем сказку сами»
1. Организационный момент. (Дети заходят и становятся полукругом вокруг воспитателя)В. : Здравствуйте, ребята. Какое у вас настроение? (Ответы д...
Консультации для родителей средней группы " Какой должна быть сказка?" " Сочиняем сказку сами." Роль сказки в нравственном воспитании детей
в помощь для родителей при выборе сказок для детей 4-5 ....
Сочиняем сказку сами.
Роль сказки в нравственном воспитании детей Сказка ложь - да в ней намек, добрым молодцам урок! ...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста «Мы сказку сочинили сами"
Материал предполагает использованиеприемы ТРИЗ технологий и приемов, в сочинении сказок, решении проблемных ситуаций. Использование песочного стола.Некоторая часть деятельности отовд...
Творческий проект по словотворчеству «Сочиняем сами»
Творческий проект по словотворчеству "Сочиняем сами"Направлен на стимулирование и развитие у дошкольником умений к сочинительству и речевому творчеству....
Проект "Сочиняем сами"
Формирование и развитие у детей умения к сочинительству, речевому творчеству, использование разнообразных форм работы по речевому творчеству....