Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи на 2019 – 2020 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области
Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи на 2019 – 2020 учебный год
Составила: педагог - психолог
МБДОУ детский сад №4 «Солнышко»
Г. Обь
Реунова А.Ю.
г. Обь, 2018 г.
Содержание программы
- Целевой раздел…………...……………….…..……………….….3
- Пояснительная записка…………………………….…..……………3
- Актуальность программы……………………………………….…..4
- Цели и задачи программы…………………………………………..5
- Принципы и подходы к формированию программы психологического сопровождения…………………………………………….…6
- Психологическая характеристика особенностей развития старших дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи……………………………………………….….……………………………9
- Планируемые результаты………………………………………….12
- Содержательный раздел……………….…………………...……13
- Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи …………………………………………………………….….………………….13
2.1.1. Психологическое сопровождение образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»……………………………………14
- Коррекционно – развивающее направление…….………………16
- Особенности взаимодействия педагога – психолога с семьями воспитанников……………………………………………………………...……18
- Организационный раздел……………….….…………..………..20
- Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды……………………………………………..……….…20
- Методологическое сопровождение…………………….…………23
- Циклограмма работы педагога – психолога……………………...24
Приложение………………………………………………………………26
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
В адаптированной программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Адаптированная программа разработана с учётом целей и задач Адаптированной Образовательной Программы МБДОУ, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет с фонетико – фонематическим недоразвитием речи, принятых в дошкольное учреждение.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Письмо Министерства образования и науки РФ о 28.02.2014 года № 08-249 «Комментарий к ФГОС дошкольного образования»
Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Основной базой адаптированной программы является:
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ФФНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
- Актуальность программы
Проблема готовности ребёнка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если вначале внимание учёных и педагогов-практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное развитие ребёнка и мотивацию к учёбе. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определённый кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встаёт проблема адаптации к условиям школьной жизни. Современные требования ФГОС к программам начального обучения стали очень высоки. В связи с этим перед детскими дошкольными учреждениями, как первой ступенью общего образования, ставится задача сформировать общую готовность детей к школе. Важной стороной готовности к школе является именно речевая готовность, которая включает в себя, в том числе, произносительную сторону речи. Постановка и исследование проблемы речевой готовности обусловлены глубокими изменениями в жизни Российского общества, переосмыслением существующей системы образования и современными требованиями к специалистам. Проблема речевого развития и недоразвития в современном образовании очень актуальна и значима. Дети, имеющие нарушения звукопроизношения, нуждаются в своевременной диагностической и коррекционной помощи специалистов. Дошкольное образовательное учреждение, отвечая современным требованиям и запросу родительского сообщества, обеспечивает условия для формирования равных стартовых возможностей дошкольников. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической и психолого – педагогической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
- Цели и задачи программы
Цель программы:
Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.
Задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие анализа и синтеза звукового состава речи;
- овладение элементами грамоты, подготовка к обучению грамоте;
- расширение и активизация словаря;
- воспитание связной, грамматически правильно оформленной речи.
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление взаимодействия в работе с родителями воспитанников.
- Принципы и подходы к формированию программы психологического сопровождения
Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с фонетико – фонематическим недоразвитие речи:
Принципы построения программы:
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Единство диагностики и коррекции.
3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
ребёнка.
4. Комплексность методов психологического воздействия.
5. Возрастание сложности.
6. Учёт объёма и степени разнообразия материала.
- Психологическая характеристика особенностей развития старших дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:
-заменой звуков более простыми по артикуляции;
-трудностями различения звуков;
-особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углублённом обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения. Не сформированность фонематического восприятия выражается в: нечётком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднениях при анализе звукового состава речи. Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечёткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными) Таким образом фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний: трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове. Основные проявления, характеризующие ФФНР: недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребёнка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребёнок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»; замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»; 14 смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребёнок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребёнок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»; другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д. При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в нечётком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднениях при анализе звукового состава речи. У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов: -.внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребёнку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой; - объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал; - отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д. Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом: поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения; 15 могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени; возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трёх-, четырёх ступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения; в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.
- Планируемые результаты
Предполагается, что после прохождения данной адаптированной программы у детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи сформируются:
- правильность произношения всех звуки речи;
- проедается задержка в речевом развитии;
- сформируются артикуляционные навыки звукопроизношения и слухового восприятия;
- начнёт формироваться фонематическое восприятие;
- расширится словарный запас;
- сформируются навыки учебной и слуховой деятельности;
- умение производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- владение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;
- сформируются представления об окружающей действительности явлениях общественной жизни.
- Содержательный раздел
- Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который в последующем необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. Коррекционное обучение предусматривает определённый круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. На материале правильного произношения звуков осуществляется:
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- воспитание у детей умения правильно составлять простые распространённые и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
- развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
- развитие словаря детей путём привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- развитие произвольного внимания и памяти.
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: педагога - психолога, ребёнка, педагога, родителя.
- Психологическое сопровождение образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
К 6 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребёнок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнёры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин. Ребёнок начитает регулировать своё поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности. У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность ребёнка пока ещё не отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребёнок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков. К 6-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность.
Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребёнок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств). Ярко проявляет интерес к игре. В игровой деятельности дети седьмого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре дети часто пытаются контролировать друг друга - указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. Ребёнок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Проявляет интерес к поступкам сверстников. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения - один из важнейших показателей психологической готовности к школе. В трудовой деятельности освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Самостоятельность ребёнка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).
- Коррекционно – развивающее направление
Занятия направлены на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка и формирование положительных личностных качеств, совершенствование адаптационных механизмов, регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации. Обучение и воспитание детей осуществляется с позиции индивидуально - дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребёнка, а с другой - группы в целом. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время воспитательно-образовательного процесса осуществляется за счёт:
- дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;
- индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
- введения специальных видов помощи, а именно: зрительных опор на этапе программирования и выполнения заданий, речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задаёт программу деятельности и комментирует действия ребёнка; затем ребёнок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах – даёт словесный отчёт о ней; на завершающих этапах учится сам 71 самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
- совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;
- элементов программированного обучения и т.д.
Направления коррекционно-развивающей работы:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
- Особенности взаимодействия педагога – психолога с семьями воспитанников
В образовательном процессе дошкольного учреждения активно используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников:
- родительские собрания;
- индивидуальные и групповые консультации;
- беседы;
- родительские тренинги;
- практикумы;
- родительские чтения;
- родительские тренинги;
- круглые столы;
Одной из наиболее доступных форм установления связи с семьёй являются педагогические беседы с родителями. Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность заключается в активном участии и воспитателя, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей, и педагога.
Консультации | Сроки |
«Особенности работы педагога – психолога с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи» | Сентябрь |
«Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога, особенности программы» | Октябрь |
«Особенности развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи» | Январь, Февраль |
«Результаты коррекционной работы за полный учебный год с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи» | Апрель, Май |
Организационный раздел- Особенности организации предметно – пространственной среды
Развивающая среда кабинетов педагога-психолога построена на следующих принципах:
· насыщенность;
· транспортируемость;
· полифункциональность;
· вариативность;
· доступность;
· безопасность.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарём, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Транспортируемость пространства даёт возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды:
- детскую мебель, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды создаёт условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех её элементов требованиям по надёжности и безопасности их использования.
Вид помещения | Основное предназначение | Оснащение |
Кабинет педагога - психолога для психологического консультирования родителей и педагогов |
|
|
Комната психологической разгрузки |
|
|
Сенсорная комната |
|
|
Методологическое сопровождение
- Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. – Мозаика-Синтез, М, 2014.
- Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э., Борисова О.Е. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2015.
- Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. – М.: Генезис, 2016.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014.
- Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг».- СПб.: Речь, 2014
- Шарохина В.Л. , Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011
- «Азбука общения» под ред. Л.М.Шипициной СПб. 2001
- Циклограмма работы педагога – психолога ДОУ
Дни недели | Время | Содержание работы |
Понедельник | 8:10 – 8:30;
8:35 – 8:50;
9:00 – 9:15;
9:25 – 9:40;
9:50 – 10:20
| Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы. |
Вторник | 14:30 – 15:30;
15:40 – 16:55;
16:05 – 16:20;
16:30 – 17:30 | Консультационная работа с педагогами; Подгрупповая работа с детьми ОВЗ; Подгрупповая работа с детьми ОВЗ; Обработка, анализ и обобщение полученных результатов. |
Среда | 8:10 – 8:50;
8:35 – 8:50;
9:00 – 9:15;
9:25 – 9:40;
9:50 – 10:20 | Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы. |
Четверг | 14:30 – 15:30;
15:40 – 16:00;
16:05 – 16:25;
16:30 – 17:30 | Обработка, анализ и обобщение полученных результатов; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Консультационная работа с родителями. |
пятница | 8:10 – 8:50;
8:35 – 8:50;
9:00 – 9:20;
9:25 – 9:40;
9:50 – 10:20
| Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы. |
Дни недели | Время | Содержание работы |
Понедельник | 14:30 – 15:30;
15:40 – 16:00;
16:10 – 16:30;
16:40 – 16:55
17:05 – 17:25
| Консультационная работа с педагогами; Подгрупповая работа с детьми ОВЗ; Подгрупповая работа с детьми ОВЗ; Подгрупповая работа с подготовительной к школе группы. Подгрупповая работа с подготовительной к школе группы.
|
Вторник | 8:10 – 8:25;
8:35 – 8:50;
9:00 – 9:15;
9:25 – 9:40;
9:50 – 10:20 | Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы.
|
Среда | 14:30 – 15:30;
15:40 – 16:00;
16:10 – 16:30;
16:40 – 16:55
17:05 – 17:25
| Консультационная работа с педагогами; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ. |
Четверг | 8:10 – 8:25;
8:35 – 8:50;
9:00 – 9:15;
9:25 – 9:40;
9:50 – 10:20 | Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы.
|
Пятница | 14:30 – 15:30;
15:40 – 16:00;
16:10 – 16:30;
16:40 – 17:20 | Консультационная работа с педагогами; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной к школе группой; Консультативная работа с родителями
|
Итого 18 часов:
Работа с участниками образовательного процесса – 9 часов
Приложение
Календарно – тематическое планирование коррекционной непосредственно – образовательной деятельности педагога – психолога с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц | Темы | Формы и виды работы |
Сентябрь | «Овощи» |
Сравнить и объяснить сходства и отличия разных овощей
|
Октябрь | «Фрукты, ягоды» «Грибы» «Деревья, кустарники» |
|
Ноябрь | «Одежда» «Обувь, головные уборы» «Животные» |
«Зайцы и слоники», «Два барана» (снятие агрессии, ослабление негативных эмоций) |
Декабрь | «Зима» «Семья» «Новый год» |
|
Январь | «Дом» «Мебель» «Посуда» |
|
Февраль | «Детский сад» «Профессии» «Комнатные растения» |
|
Март | «Мамин праздник» «Первоцветы» |
|
Апрель-Май | «Насекомые» «Лето» |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_ffnr.docx | 58.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области
Адаптированная программа педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи на 2018 – 2019 учебный год
Составила: педагог - психолог
МБДОУ детский сад №4 «Солнышко»
Г. Обь
Реунова А.Ю.
г. Обь, 2018 г.
Содержание программы
- Целевой раздел…………...……………….…..……………….….3
- Пояснительная записка…………………………….…..……………3
- Актуальность программы……………………………………….…..4
- Цели и задачи программы…………………………………………..5
- Принципы и подходы к формированию программы психологического сопровождения…………………………………………….…6
- Психологическая характеристика особенностей развития старших дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи……………………………………………….….……………………………9
- Планируемые результаты………………………………………….12
- Содержательный раздел……………….…………………...……13
- Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи …………………………………………………………….….………………….13
2.1.1. Психологическое сопровождение образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»……………………………………14
- Коррекционно – развивающее направление…….………………16
- Особенности взаимодействия педагога – психолога с семьями воспитанников……………………………………………………………...……18
- Организационный раздел……………….….…………..………..20
- Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды……………………………………………..……….…20
- Методологическое сопровождение…………………….…………23
- Циклограмма работы педагога – психолога……………………...24
Приложение………………………………………………………………25
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
В адаптированной программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Адаптированная программа разработана с учётом целей и задач Адаптированной Образовательной Программы МБДОУ, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет с фонетико – фонематическим недоразвитием речи, принятых в дошкольное учреждение.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Письмо Министерства образования и науки РФ о 28.02.2014 года № 08-249 «Комментарий к ФГОС дошкольного образования»
Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Основной базой адаптированной программы является:
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ФФНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
- Актуальность программы
Проблема готовности ребёнка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если вначале внимание учёных и педагогов-практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное развитие ребёнка и мотивацию к учёбе. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определённый кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встаёт проблема адаптации к условиям школьной жизни. Современные требования ФГОС к программам начального обучения стали очень высоки. В связи с этим перед детскими дошкольными учреждениями, как первой ступенью общего образования, ставится задача сформировать общую готовность детей к школе. Важной стороной готовности к школе является именно речевая готовность, которая включает в себя, в том числе, произносительную сторону речи. Постановка и исследование проблемы речевой готовности обусловлены глубокими изменениями в жизни Российского общества, переосмыслением существующей системы образования и современными требованиями к специалистам. Проблема речевого развития и недоразвития в современном образовании очень актуальна и значима. Дети, имеющие нарушения звукопроизношения, нуждаются в своевременной диагностической и коррекционной помощи специалистов. Дошкольное образовательное учреждение, отвечая современным требованиям и запросу родительского сообщества, обеспечивает условия для формирования равных стартовых возможностей дошкольников. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической и психолого – педагогической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
- Цели и задачи программы
Цель программы:
Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.
Задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие анализа и синтеза звукового состава речи;
- овладение элементами грамоты, подготовка к обучению грамоте;
- расширение и активизация словаря;
- воспитание связной, грамматически правильно оформленной речи.
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление взаимодействия в работе с родителями воспитанников.
- Принципы и подходы к формированию программы психологического сопровождения
Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с фонетико – фонематическим недоразвитие речи:
Принципы построения программы:
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Единство диагностики и коррекции.
3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
ребёнка.
4. Комплексность методов психологического воздействия.
5. Возрастание сложности.
6. Учёт объёма и степени разнообразия материала.
- Психологическая характеристика особенностей развития старших дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:
-заменой звуков более простыми по артикуляции;
-трудностями различения звуков;
-особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углублённом обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения. Не сформированность фонематического восприятия выражается в: нечётком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднениях при анализе звукового состава речи. Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечёткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными) Таким образом фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний: трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове. Основные проявления, характеризующие ФФНР: недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребёнка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребёнок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»; замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»; 14 смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребёнок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребёнок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»; другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д. При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в нечётком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднениях при анализе звукового состава речи. У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов: -.внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребёнку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой; - объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал; - отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д. Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом: поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения; 15 могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени; возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трёх-, четырёх ступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения; в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.
- Планируемые результаты
Предполагается, что после прохождения данной адаптированной программы у детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи сформируются:
- правильность произношения всех звуки речи;
- проедается задержка в речевом развитии;
- сформируются артикуляционные навыки звукопроизношения и слухового восприятия;
- начнёт формироваться фонематическое восприятие;
- расширится словарный запас;
- сформируются навыки учебной и слуховой деятельности;
- умение производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- владение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;
- сформируются представления об окружающей действительности явлениях общественной жизни.
- Содержательный раздел
- Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который в последующем необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. Коррекционное обучение предусматривает определённый круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. На материале правильного произношения звуков осуществляется:
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- воспитание у детей умения правильно составлять простые распространённые и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
- развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
- развитие словаря детей путём привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- развитие произвольного внимания и памяти.
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: педагога - психолога, ребёнка, педагога, родителя.
- Психологическое сопровождение образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
К 6 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребёнок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнёры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин. Ребёнок начитает регулировать своё поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности. У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность ребёнка пока ещё не отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребёнок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков. К 6-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность.
Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребёнок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств). Ярко проявляет интерес к игре. В игровой деятельности дети седьмого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре дети часто пытаются контролировать друг друга - указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. Ребёнок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Проявляет интерес к поступкам сверстников. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения - один из важнейших показателей психологической готовности к школе. В трудовой деятельности освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Самостоятельность ребёнка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).
- Коррекционно – развивающее направление
Занятия направлены на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка и формирование положительных личностных качеств, совершенствование адаптационных механизмов, регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации. Обучение и воспитание детей осуществляется с позиции индивидуально - дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребёнка, а с другой - группы в целом. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время воспитательно-образовательного процесса осуществляется за счёт:
- дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;
- индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
- введения специальных видов помощи, а именно: зрительных опор на этапе программирования и выполнения заданий, речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задаёт программу деятельности и комментирует действия ребёнка; затем ребёнок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах – даёт словесный отчёт о ней; на завершающих этапах учится сам 71 самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
- совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;
- элементов программированного обучения и т.д.
Направления коррекционно-развивающей работы:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
- Особенности взаимодействия педагога – психолога с семьями воспитанников
В образовательном процессе дошкольного учреждения активно используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников:
- родительские собрания;
- индивидуальные и групповые консультации;
- беседы;
- родительские тренинги;
- практикумы;
- родительские чтения;
- родительские тренинги;
- круглые столы;
Одной из наиболее доступных форм установления связи с семьёй являются педагогические беседы с родителями. Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность заключается в активном участии и воспитателя, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей, и педагога.
Консультации | Сроки |
«Особенности работы педагога – психолога с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи» | Сентябрь |
«Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога, особенности программы» | Октябрь |
«Особенности развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи» | Январь, Февраль |
«Результаты коррекционной работы за полный учебный год с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи» | Апрель, Май |
- Организационный раздел
- Особенности организации предметно – пространственной среды
Развивающая среда кабинетов педагога-психолога построена на следующих принципах:
∙ насыщенность;
∙ транспортируемость;
∙ полифункциональность;
∙ вариативность;
∙ доступность;
∙ безопасность.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарём, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Транспортируемость пространства даёт возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды:
- детскую мебель, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды создаёт условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех её элементов требованиям по надёжности и безопасности их использования.
Вид помещения | Основное предназначение | Оснащение |
Кабинет педагога - психолога для психологического консультирования родителей и педагогов |
|
|
Комната психологической разгрузки |
|
|
Сенсорная комната |
|
|
- Методологическое сопровождение
- Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. – Мозаика-Синтез, М, 2014.
- Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э., Борисова О.Е. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2015.
- Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. – М.: Генезис, 2016.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014.
- Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг».- СПб.: Речь, 2014
- Шарохина В.Л. , Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011
- «Азбука общения» под ред. Л.М.Шипициной СПб. 2001
- Циклограмма работы педагога – психолога ДОУ
Дни недели | Время | Содержание работы |
Понедельник | 8:10 – 8:30; 8:35 – 8:50; 9:00 – 9:15; 9:25 – 9:40; 9:50 – 10:20 | Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы. |
Вторник | 14:30 – 15:30; 15:40 – 16:55; 16:05 – 16:20; 16:30 – 17:30 | Консультационная работа с педагогами; Подгрупповая работа с детьми ОВЗ; Подгрупповая работа с детьми ОВЗ; Обработка, анализ и обобщение полученных результатов. |
Среда | 8:10 – 8:50; 8:35 – 8:50; 9:00 – 9:15; 9:25 – 9:40; 9:50 – 10:20 | Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы. |
Четверг | 14:30 – 15:30; 15:40 – 16:00; 16:05 – 16:25; 16:30 – 17:30 | Обработка, анализ и обобщение полученных результатов; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Консультационная работа с родителями. |
пятница | 8:10 – 8:50; 8:35 – 8:50; 9:00 – 9:20; 9:25 – 9:40; 9:50 – 10:20 | Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы. |
Дни недели | Время | Содержание работы |
Понедельник | 14:30 – 15:30; 15:40 – 16:00; 16:10 – 16:30; 16:40 – 16:55 17:05 – 17:25
| Консультационная работа с педагогами; Подгрупповая работа с детьми ОВЗ; Подгрупповая работа с детьми ОВЗ; Подгрупповая работа с подготовительной к школе группы. Подгрупповая работа с подготовительной к школе группы. |
Вторник | 8:10 – 8:25; 8:35 – 8:50; 9:00 – 9:15; 9:25 – 9:40; 9:50 – 10:20 | Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы. |
Среда | 14:30 – 15:30; 15:40 – 16:00; 16:10 – 16:30; 16:40 – 16:55 17:05 – 17:25 | Консультационная работа с педагогами; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ. |
Четверг | 8:10 – 8:25; 8:35 – 8:50; 9:00 – 9:15; 9:25 – 9:40; 9:50 – 10:20 | Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы. |
Пятница | 14:30 – 15:30; 15:40 – 16:00; 16:10 – 16:30; 16:40 – 17:20 | Консультационная работа с педагогами; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной к школе группой; Консультативная работа с родителями |
Итого 18 часов:
Работа с участниками образовательного процесса – 9 часов
Приложение
Календарно – тематическое планирование коррекционной непосредственно – образовательной деятельности педагога – психолога с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
Предлагемые игры и игровые упражнения построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...
«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....