Приемы обучения рассказыванию для детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая группа)

БРЮХАНОВА ЮЛИЯ АНДРЕЕВНА

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связной речью существенно влияет на интелллектуальное развитие воспитанников: они все совершеннее пользуются речью как средством общения. Для ребенка это овладение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchit_rebenka_rasskazyvat.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа п.г.т. Петра Дубрава

структурное подразделение «Детский сад» «Созвездие»

муниципального района Волжский Самарской области

         Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связной речью существенно влияет на интелллектуальное развитие воспитанников: они все совершеннее пользуются речью как средством общения. Для ребенка это овладение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

           В ДОО придается большое значение формированию навыков рассказывания.  

           Обучение расказыванию – это развитие монологической речи. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие являются основой формирования монологической речи, а значит фундаментом становления детских рассказов. Обучая ребенка рассказыванию, то есть самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Иными словами, педагог совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую. При этом выполнение воспитанником заданий по рассказыванию интесифицирует процесс овладения языковыми средствами. Ведь ребенок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия, для того, чтобы его речь звучала четко, ясно и достаточно громко; он начинает с большим вниманием относиться к помощи взрослого, когда тот в случае необходимости напоминает нужные слова или помогает начать рассказ, перейти от одной его части к другой.

Какие ставятся основные задачи по обучению рассказывания?

1. Учить связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое.

2. Рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы.

3. Помогать находить нужные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств.

4. Развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.

        Однако обучение будет эффективным лишь в том случае, если дети внимательно слушают объяснения и указания педагога, активно выполняют учебные задания, проявляют к ним интерес.

         Одно из важнейшых условий успешной работы по развитию речи воспитанников – овладение методами и приемами  обучения рассказыванию.

         В процессе воспитательно-образовательной работы используются такие приемы, как:

а) объяснения;

б) вопросы;

в) речевой образец;

г) демонстрация наглядного материала;

д) упражнения;

е) оценка речевой деятельности.

          Все эти приемы педагог использует при проведении того или иного занятия.                Существуют  виды занятий по обучению рассказывания.

1. Занятие по обучению рассказывания с использованием предметов и игрушек.

        Оно проводится во всех группах. Важным приемом обучения являются вопросы, с помощью которых педагог помогает воспитанникам лучше познакомиться с объектом описания. Опираясь на вопросы, воспитанники анализируют, сравнивают, обобщают. Отвечая на них – припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств. Как правило, педагог задает вопросы  в начале занятия, когда знакомит детей с игрушками или предметами и подготавливает к предстоящему рассказыванию.

         Широко используется речевой образец (рассказ педагога). Образец служит примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями. Это – один из ведущих приемов, поскольку дети овладевают речью путем активного творчества подражания речи, которую они воспринимают от окружающих. Рассказ педагога, используемый в качестве образца, должен быть содержательным, интересным, лаконичным и эмоционально выразительным.

2. Занятие по обучению рассказывания с использованием картин.

       Проводятся два вида таких занятий:

1. Рассматривание картин с беседой о них.

2. Составление детьми рассказов по картине.

        Занятия по рассматриванию картин проводятся во всех группах. В младшем и среднем дошкольном возрасте  воспитанники учатся описывать предметные и сюжетные картины, опираясь на вопросы педагога, а в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию (описание предметных и сюжетных картин, составление сюжетных рассказов по серии картин).

 3. Занятие по обучению пересказывания. 

        Проводится со среднего дошкольного возраста. Оно занимает значительное место в системе работы по формированию связной речи воспитанников. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевое разивие усиливается.

         Какие существуют методические приемы по обучению пересказу?

         Прежде всего, необходимо выразительно прочитать рассказ, который предстоит пересказать. После выразительного чтения проводится беседа, основное назначение которой – выяснить, правильно ли дети поняли содержание и смысл произведения. Главным методическим приемом в беседе выступают вопросы педагога. 

         Однако беседу нельзя превращать в пересказ по вопросам. Это происходит в том случае, если вопросы ставятся почти к каждой фразе текста, и дети с формальной дословностью воспроизводят его. Ребенок должен проявлять в процессе пересказа самостоятельность, творческую активность, вопросы педагога должны сосредоточивать его мысль на центральных, узловых моментах повествования. После первого чтения педагога и беседы, которая закрепляет целостное восприятие литературного произведения, дети повторно слушают  рассказ или сказку.

         Кроме вопросов в процессе обучения пересказыванию педагог может применять и другие приемы – совместный пересказ, указания, подсказ-напоминание.

         Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. Используя его, педагог не должен забывать, что отметив положительные моменты и недостатки, нужно обязательно поощрить старания воспитанников.

4. Рассказывание на тему из личного опыта.

          Занятия по рассказыванию на тему из личного опыта проводят в старшей и подготовительной к школе группах. Воспитанников учат рассказывать по готовому плану. Вначале педагог сообщает тему рассказа, а затем знакомит с основными пунктами плана, смысловыми паузами и интонацией,  отделяя вопрос от другого, подчеркивая во фразах опроные слова (например: Тема «Наш сад». Педагог говорит: «Вначале надо рассказать о деревьях и кустарниках нашего участка, потом – в середине рассказа – подробно рассказать о нашей клумбе и о газонах на участке, в конце – о площадках для игр и забав».). После того как план будет изложен, следует предложить одному-двум детям повторить его.

          Если  объем материала для рассказывания достаточно большой и связан с общегрупповыми наблюдениями, целесообразно организовать коллективное рассказывание по намеченному плану. Коллетивное рассказывание объединяет детей выполнением общего задания, повышает их внимание и сосредоточенность, обогащает новыми ценными формами речевой деятельности. Педагог также может применить прием совместных действий, которые позволит ему включиться в рассказывание, чтобы дать пример изложения. Это прием особенно эффективен в том случае, если дети рассказывают с затруднениями, малоинтересно.

5. Творческое рассказывание.  

           Занятия проводятся  в подготовительной к школе группе. Основная задача – предложить придумать рассказ, сказку или рассказать по предложенному сюжету. В рамках предложеноого сюжета дети учатся придумывать завязку, ход события и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы. При этом педагог следует различными приемами: вопросами, указаниями, упражнениями, оценкой, использованием речевых образцов. Применение речевого образца помогает детям увереннее придумывать рассказы по предложенному сюжету. Рекомендуется также использовать прием совместных действий – непосредственное участие педагога помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием. Педагог начинает раскрывать тему, а дети продолжают и заканчивают.

        Таким образом, приемы обучения рассказыванию достаточно разнообразны. Они помогают активизировать детскую память и воображение, а также составлять содержательные и эмоционально выразительные рассказы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика руководства нетрадиционными приемами изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Изобразительную деятельность  детей в детском саду, я считаю, ведущей деятельностью для полноценного развития фантазии, воображения и креативного мышления. Выбрав данную тему, я на св...

«Система работы по развитию логических приемов мышления у детей дошкольного возраста в игровой деятельности, в контексте реализации календаря жизни МБДОУ по теме: "Транспорт".

Преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и дошкольников. Поиск новых вариантов, ориентированных на развитие у...

Использование игровых приемов в обучении пению детей дошкольного возраста

Опыт работы музыкального руководителя  со старшими дошкольниками в рамках дополнительного образования....

Консультация для воспитателя "Наглядные методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста" часть 2

Наглядные методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста...

Приемы обучения рассказыванию в дошкольном возрасте.

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. В трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, О. С. Ушаково...

Использование игровых приемов в обучении рисованию детей дошкольного возраста

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности.  Особое место в руководстве детской изобразительной деятельностью занимают игровые приемы. Не...