Использование игровых приемов в обучении рисованию детей дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию

Остапенко Нина Владимировна

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности.  Особое место в руководстве детской изобразительной деятельностью занимают игровые приемы. Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста – истина неоспоримая. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наиболее значимыми в дошкольном возрасте являются игровые приемы, потому что основной деятельностью дошкольников является игра.

Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.  Игровая задача в этих приемах – своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий.

В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач, то есть происходит развитие игрового замысла.

Таким образом, игровые приемы представляют собой игровые задачи и совокупность соответствующих им игровых действий, придуманных и используемых педагогом (исследования Г.Г.Григорьевой). Все игровые приемы можно разделить условно на две группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр (развертываются по поводу каких-либо предметов или бросового материала) и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Игровое упражнение (Е.А.Флерина). Оно используется для более эффективного процесса  обучения детей созданию простейших линейных форм и развитие формообразующих движений, различных качеств рисовальных движений - темп, сила, размах, ритм. Состоит из одной части, выполняется посредством одного и того же повторяющегося изобразительно – игрового действия (скачет зайчик, наматываем клубочки).

Упражнения используются во всех группах детского сада. Полезно проводить некоторые упражнения руки с карандашом или кистью в воздухе, не касаясь бумаги.

Прием обыгрывания игрушек. Используется непосредственно перед началом занятия или  в первой части в процессе беседы, направленной на  формирование замысла будущего рисунка. Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновывать задание, заинтересовывать предстоящей работой, объяснить приемы работы, рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. Используя этот прием можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей. Это те интересы к человеку,  его действиям (мама, врач, сказочные персонажи, популярные герои мультфильмов), которые лежат в основе естественных игр и определяют их содержание.

Прием обыгрывания выполненного изображения состоит из игровых действий, которые помогают раскрыть качество изображения, осознать причины успехов и неудач. Игровые действия направлены на анализ изображения по нескольким признакам: выразительность формы, передача строения, цвет и др. Например, белочка узнает грибы по цвету шляпок (цвет), нанизывает на ветку грибы только с толстой ножкой (строение), самые маленькие грибы оставляет подрасти (величина). Старшие дошкольники  могут « путешествовать» на волшебном корабле, перемещаясь в разные времена года (в зимний денек, в лето) и даже на другие планеты.

Обыгрывание незаконченного изображения. Этот прием направлен на руководство процессом изображения  и поэтому он как - бы сопровождает его.  Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа, его воплощение.

Наблюдения за процессом изображения показали, что дети не всегда откликаются на игровой прием. Одна из причин этого – сложность изображения. В этом случае не следует использовать игровые персонажи, можно в игровой образной форме направить деятельность ребенка:  « Замерзнет девочка в такой шубке, посмотри она вся в дырах, ветер продует, мороз заморозит бедняжку» (обращается внимание на неровное закрашивание); «Ты не замерзла без рукавичек и шарфика?», тем самым, подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и более выразительного рисунка.

На занятиях рисованием возможно применение другой группы игровых приемов, приемы  с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, продавцов и покупателей. Например, дети-художники  (подготовительная группа) могут нарисовать афиши по сказкам, оформить обложку для книги. Художники-модельеры украшают узором силуэты блузок, юбок, платьев, затем изделия продаются в магазине «ОДЕЖДА». «Продавец» должен по описанию догадаться, какое платье хочет купить покупатель, таким может быть  один из фрагментов анализа детских работ. Любой прием, в котором дети и взрослые выступают в той или иной роли (волшебники, птицы и т.п.) относится к этой группе.    Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа), или взаимоотношения  между персонажами или людьми.

Своеобразие использования игровых приемов в большей степени определяется задачами руководства изобразительной деятельностью, особенностями так называемых  учебных и творческих задач.

Библиографический список

1.Григорьева Г.Г.Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью  // Дошкольное воспитание -1990.-№8. – с.28-35.

2.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей . - М.: Просвещение, 1991.- 207 с.

3. Усова A.П. Роль игры в  воспитании детей/ Под ред. А.В. Запорожца.- М.: Просвещение, 1976.- 96 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье отражаются проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с нарушениями речи....

Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста

Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Мы хотим научить детей технике рисования, чтобы они могли с...

Обучение рисованию детей дошкольного возраста

Опыт работы по обучению рисованию детей дошкольного возраста. Описание использования различных приемов в работе....

Использование игровых приемов в обучении пению детей дошкольного возраста

Опыт работы музыкального руководителя  со старшими дошкольниками в рамках дополнительного образования....

Обучение рисованию детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии ( дети с сохранным интеллектом)

как за 1,5  учебных года  мы с детьми освоили программу по рисованию с младшей по старшую группы....

Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста

Прежде всего сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. Но одного подражания недостаточно для развития способности самос...

Консультация для воспитателя "Наглядные методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста" часть 2

Наглядные методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста...