Дидактическая игра как средство развития речи.
консультация по логопедии (средняя группа)

Матвеева Нина Николаевна

В данной работе рассматривается вопрос об использования дидактических игр в речевой деятельности дошкольников. В своей работе я стремлюсь создать благоприятные условия для всестороннего развития воспитанников, используя доступные и разнообразные дидактические игры. А ведь игра- основной вид деятельности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство развития речи.

С дошкольниками  широко используется основной вид деятельности ребенка - игра. Это источник eгo нравственнoгo и умственнoгo развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность ребенка.
         
Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

1) Предметные игры – это игры с мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

2) Настольно-печатные – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

- Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

- Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. д. игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

- Домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек – картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т. д.

- Разрезные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.

- Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

3) Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Чёрное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Развитие лексико – грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи – одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря, и грамматически правильное оформление речевого высказывания.

Игры и упражнения, направлены на обогащение словаря дошкольников с ОНР словами существительными и их активизацию в речи.

Новоселье куклы

Цели:

1. Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки;

2.Воспитывать у детей, доброжелательность, бережное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками.

Кто скорее соберет

Цели:

1. Закреплять в словаре детей обобщающие понятия: овощи, фрукты;

2. Учить детей группировать овощи и фрукты;

3. Воспитывать быстроту реакции на слово логопеда, выдержку и

дисциплинированность.

Охотник и пастух

 Цели:

1. Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних

животных;

2. Учить правильно пользоваться обобщающими словами дикие

звери, домашние животные;

3. Воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.

Назови три предмета

Цели:

1. Активизировать словарь детей;

2. Упражнять детей в классификации предметов.

Игры и упражнения, направлены на обогащение словаря дошкольников с ОНР глаголами и их активизацию в речи.

Кто в домике живет?

 Цели:

1. Развивать умение узнавать птицу или животное по характерным

действиям.

2. Совершенствовать навыки работы с символами действий.

3. Развивать зрительное внимание, память, активизировать мышление.

Едем, плаваем, летаем.

 Цели:

1. Закреплять дифференциацию предметов по способу передвижения.

2. Закреплять структуру простого предложения по модели «предмет

действие»

3. Закреплять понятие об одушевленных и неодушевленных предметах.

4. Развивать зрительное внимание.

Кем ты хочешь стать?

Цели:

1.Совершенствовать навыки употребления в речи глаголов будущего

времени.

2.Закреплять знания о профессиях людей.

Игры и упражнения, направлены на обогащение словаря дошкольников с ОНР словами - признаками и их активизацию в речи.

Из чего сделано?

Цели:

1. Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они

сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса);

2. Активизировать словарь признаков.

Игры и упражнения, направлены на обогащение словаря дошкольников с ОНР антонимами и синонимами и их активизацию в речи.

Скажи иначе.

Цели:

1. Расширять глагольный словарь.

2. Тренировать в подборе глаголов, близких по значению ( синонимов).              3. Развивать зрительное внимание, наблюдательность.

Унылый и веселый.

Цели:

1. Закреплять узнавание эмоционального состояния человека по мимике,

2. Развивать зрительное внимание, наблюдательность,

3. Знакомить детей с синонимами и антонимами.

Наоборот

Цели:

1. Учить сравнивать значения слов;

2. Закреплять знания слов - антонимов

3. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Таким образом, дидактические игры являются одним из средств формирования словаря детей дошкольного возраста. Методика проведения дидактических игр в разных возрастных группах определяется содержанием словарной работы, а также особенностями овладения детьми различными лексическими единицами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Отчёт по методической темеВоспитатель Игнатова Ю. Ю.2011...

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средство...

Дидактическая игра как средство развития речи

    Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей.  С её помощью создаются условия для  всестороннего развития  ребенка. Н.К.Крупская придавала игре как средс...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...