Дидактическая игра как средство развития речи.
консультация по логопедии (средняя группа)
В данной работе рассматривается вопрос об использования дидактических игр в речевой деятельности дошкольников. В своей работе я стремлюсь создать благоприятные условия для всестороннего развития воспитанников, используя доступные и разнообразные дидактические игры. А ведь игра- основной вид деятельности дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как средство развития речи.
С дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка - игра. Это источник eгo нравственнoгo и умственнoгo развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность ребенка.
Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
1) Предметные игры – это игры с мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
2) Настольно-печатные – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
- Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.
- Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. д. игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.
- Домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек – картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т. д.
- Разрезные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.
- Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.
3) Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Чёрное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Развитие лексико – грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи – одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря, и грамматически правильное оформление речевого высказывания.
Игры и упражнения, направлены на обогащение словаря дошкольников с ОНР словами существительными и их активизацию в речи.
Новоселье куклы
Цели:
1. Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки;
2.Воспитывать у детей, доброжелательность, бережное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками.
Кто скорее соберет
Цели:
1. Закреплять в словаре детей обобщающие понятия: овощи, фрукты;
2. Учить детей группировать овощи и фрукты;
3. Воспитывать быстроту реакции на слово логопеда, выдержку и
дисциплинированность.
Охотник и пастух
Цели:
1. Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних
животных;
2. Учить правильно пользоваться обобщающими словами дикие
звери, домашние животные;
3. Воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.
Назови три предмета
Цели:
1. Активизировать словарь детей;
2. Упражнять детей в классификации предметов.
Игры и упражнения, направлены на обогащение словаря дошкольников с ОНР глаголами и их активизацию в речи.
Кто в домике живет?
Цели:
1. Развивать умение узнавать птицу или животное по характерным
действиям.
2. Совершенствовать навыки работы с символами действий.
3. Развивать зрительное внимание, память, активизировать мышление.
Едем, плаваем, летаем.
Цели:
1. Закреплять дифференциацию предметов по способу передвижения.
2. Закреплять структуру простого предложения по модели «предмет
действие»
3. Закреплять понятие об одушевленных и неодушевленных предметах.
4. Развивать зрительное внимание.
Кем ты хочешь стать?
Цели:
1.Совершенствовать навыки употребления в речи глаголов будущего
времени.
2.Закреплять знания о профессиях людей.
Игры и упражнения, направлены на обогащение словаря дошкольников с ОНР словами - признаками и их активизацию в речи.
Из чего сделано?
Цели:
1. Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они
сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса);
2. Активизировать словарь признаков.
Игры и упражнения, направлены на обогащение словаря дошкольников с ОНР антонимами и синонимами и их активизацию в речи.
Скажи иначе.
Цели:
1. Расширять глагольный словарь.
2. Тренировать в подборе глаголов, близких по значению ( синонимов). 3. Развивать зрительное внимание, наблюдательность.
Унылый и веселый.
Цели:
1. Закреплять узнавание эмоционального состояния человека по мимике,
2. Развивать зрительное внимание, наблюдательность,
3. Знакомить детей с синонимами и антонимами.
Наоборот
Цели:
1. Учить сравнивать значения слов;
2. Закреплять знания слов - антонимов
3. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Таким образом, дидактические игры являются одним из средств формирования словаря детей дошкольного возраста. Методика проведения дидактических игр в разных возрастных группах определяется содержанием словарной работы, а также особенностями овладения детьми различными лексическими единицами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-53988-1480718944.jpg)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Отчёт по методической темеВоспитатель Игнатова Ю. Ю.2011...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189534-1359291583.jpg)
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/01/picture-222848-1375372725.jpg)
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средство...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/26/picture-279612-1382786309.jpg)
Дидактическая игра как средство развития речи
Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. С её помощью создаются условия для всестороннего развития ребенка. Н.К.Крупская придавала игре как средс...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/19/picture-787403-1721371776.jpg)
Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи
Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...