Перспективный план взаимодействия участников воспитательно - образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста
материал по развитию речи
Для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_vzaimodeystviya.docx | 34.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план взаимодействия участников
воспитательно - образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Месяц / Звуки, артикуляционные упражнения | Содержание работы |
Младшая группа | |
Сентябрь [а], [у], [ау], [уа]. Гимнастика мимико-артикуляционных мышц | «Цветок распускается» Стоя, руки опущены. Руки через стороны вверх поднять — вдох; руки через стороны вниз — выдох, опустить — «а-а-а». «Рубим дрова» Стоя, руки опущены, ноги шире плеч. Прямые руки вверх — вдох, наклон, поем «у-у-у». «Ауканье в лесу» Дети разделены на две группы. Сначала первая группа голосом пропевает «ау-ау-ау», вторая — шепотом отвечает «ау-ау», затем меняются. «Плач ребенка» Дети плавно пропевают «уа-уа-уа» голосом, шепотом. Гимнастика
|
Октябрь [о], [э]. Гимнастика губ и щек. Пальчиковые игры. | «Пускаем облачко» Стоя, руки опущены. Руки в стороны — вдох; руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются вперед ото рта — выдох. «Держим большой мяч» Стоя, руки опущены. Руки в стороны — вдох, перед грудью — выдох: «э-э-э». Гимнастика
|
Ноябрь [ы], [и]. Дыхательно-голосовые упражнения. Гимнастика языка. Пальчиковые игры | «Маятник» Стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед — вдох, прямые руки со сжатыми кулаками назад — выдох: «ы-ы-ы». «Поймай лучик» Стоя, руки опущены — вдох. Руки плавно поднимаются вверх — выдох: «и-и-и». Упражнения Произношение гласного шепотом/голосом на выдохе: [а], [у], [о], [и], [ы], [э]. Гимнастика
Поочередное высовывание языка лопатой/жалом |
Декабрь [а], [о], [э], [у], [и], [ы]. Мимическая гимнастика при- ротовой области. | Пропевание гласных с различной высотой звучания. Гимнастика
|
Январь Пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания. Мимическая гимнастика при- ротовой области | Сила голоса соизмеряется с движением руки. По мере движения руки вверх («на горку») сила голоса увеличивается, движение вниз («под горку») — уменьшается. При горизонтальном движении руки сила голоса постоянна. Силу голоса можно соизмерять с наглядностью (громче — тише). См. декабрь. |
Февраль Отхлопывание ритма. Произношение гласных на одном выдохе шепотом, голосом. Гимнастика для жевательных мышц. Пальчиковые игры. | Отхлопывание ритма начинать с гласного [а], затем подключать другие звуки. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличение повторений на один выдох. Затем можно отхлопывать различные сочетания звуков (долго, коротко). Варианты гласных рядов: а — о — у, о — у — э, и — а — у, о — у — ы. Гимнастика
|
Март Пропевание гласных. Игры с мячом. Упражнения для губ, щек, языка. | Сила голоса соизмеряется с движением руки. По мере движения руки вверх («на горку») сила голоса увеличивается, движение вниз («под горку») — уменьшается. При горизонтальном движении руки сила голоса постоянна. Силу голоса можно соизмерять с наглядностью (громче — тише). «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» Дети прокатывают мяч друг другу. Ребенок делает вдох и плавно катит мяч товарищу: «а-а-а». «По мячу сперва стучу, а потом его качу» Дети садятся парами друг напротив друга на расстоянии 2—3 метров. Взрослый произносит сочетание гласных, последний из которых пропевается (оои, ааэ...). Произношение первых двух звуков сопровождается ударами ладони по мячу, последний пропевается с одновременным прокатыванием мяча партнеру. «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук» Взрослый предлагает детям стукнуть мячом об пол, когда они услышат тот или иной звук. Поймав мяч, дети повторяют звук: а — у — о а и ы а э а а и о — э — а... «Гласный звук услышат ушки — мяч взлетает над макушкой» Взрослый называет гласные, дети подбрасывают мяч, когда услышат звук [э]: а — э — у — э — и — э — о — а — э... Упражнения
|
Апрель Гласные ряды, их чередование. Отхлопывание ритма. Упражнения для дыхания. | Произношение 4-х гласных на одном выдохе (2—4 раза): а — о — у — и, э — о — ы — и... (шепотом/голосом). Произношение гласного ряда на одном выдохе со сменой темпа шепотом, голосом. Отхлопывание ритма начинать с гласного [а], затем подключать другие звуки. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличение повторений на один выдох. Затем можно отхлопывать различные сочетания звуков (долго, коротко). Упражнения
Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю |
Май Игры с мячом. Пропевание гласных рядов. Упражнения для губ, щек, языка. Упражнения для дыхания. Пальчиковые игры. | Повторение пройденного. Игры и упражнения, разученные в течение года. |
Средняя группа | |
Сентябрь Пропевание гласных рядов на выдохе шепотом, голосом. Артикуляционные упражнения | Варианты гласных рядов: а — о — у, о — у — э, и — а — у, о — у — ы...
Улыбнуться, чтобы были видны зубы. Удерживать в таком положении 5—10 секунд. Следите, чтобы ребенок не подворачивал губы. Можно пропевать звук [и], губы сами растянутся в улыбке.
Вытянуть сомкнутые губы вперед, удерживать на счет от 1 до 5—10. Если ребенку трудно, можно пропеть с ним гласный [у], и губы примут нужное положение.
Открыть рот и подержать в таком положении 5—10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, кончик у передних зубов.
Улыбнуться, приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Рот остается открытым. Упражнение выполняется 8—10 раз.
Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз (к подбородку). Упражнение проделать 5—10 раз.
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на верхнюю губу (при укороченной уздечке – дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык 3-6 секунд, убрать в рот. |
Октябрь Артикуляционные упражнения. | упражнения 1-6 7. «Обезьянки» Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать течение 5 секунд. 8. «Бульдог» Приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать 5 секунд. 9. «Хомяк» Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении 3-5 секунд. |
Ноябрь Артикуляционные упражнения. Дыхательные упражнения. Пальчиковые игры. | Упражнения 1—9.
Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю. |
Декабрь Артикуляционные упражнения. Дыхательные упражнения. | Упражнения 1—9.
Рот закрыт, губы сомкнуты. Поочередно надувать и втягивать щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении по 3—5 секунд.
Рот закрыт. Поочередно надувать щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.
Улыбнуться, рот приоткрыт, язык спокойно лежит на нижней губе, пошлепывая его губами, произносить «па-па-па».
Улыбнуться, чтобы были видны зубы. Удерживать в таком положении 5—10 секунд. Следите, чтобы ребенок не подворачивал губы. Можно пропевать звук [и], губы сами растянутся в улыбке.
Вытянуть сомкнутые губы вперед, удерживать на счет от 1 до 5—10. Если ребенку трудно, можно пропеть с ним гласный [у], и губы примут нужное положение.
Открыть рот и подержать в таком положении 5—10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, кончик у передних зубов.
Улыбнуться, приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Рот остается открытым. Упражнение выполнить 8—10 раз.
Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз (к подбородку). Упражнение выполнить 5—10 раз.
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на верхнюю губу (при укороченной уздечке — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык 3—6 секунд, убрать в рот. См. ноябрь |
Январь Артикуляционные упражнения. Дыхательные упражнения. Пальчиковые игры. | Упражнения 10—14.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Удерживать на счет от 1 до 5—10.
Выполнить упражнение «Лопатка» и спокойно подуть по середине языка.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и почистить нижние зубы с внутренней стороны. Двигая кончиком языка, нужно следить, чтобы он находился у десен. См. ноябрь |
Февраль Комплекс упражнений для свистящих звуков. Дыхательные упражнения. Игровые упражнения. | Упражнения 14—17. См. ноябрь. «Сдуй воздушный шарик» Длительно на выдохе произносить звук [с]. Губы в «улыбке», язык за нижними зубами. «Комарик» То же со звуком [р]. «Тише» То же со звуком [ц] (звук произносить отрывисто). |
Март Комплекс упражнений для свистящих звуков. Слоговые дорожки. Дыхательные упражнения. | Упражнения 14—17. СА-СА-СА, СО-СО-СО, СУ-СУ-СУ, СЫ-СЫ-СЫ, АС-АС-АС, ОС-ОС-ОС, УС-УС-УС, ИС-ИС-ИС. То же со звуками [з], [ц]. Взрослый произносит слоги медленно и четко, дети повторяют. См. ноябрь |
Апрель Игровые упражнения. Слоговые дорожки. Пальчиковые игры. Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук... ([с], [з], [ц])». Слова на автоматизацию свистящих звуков. | См. февраль. См. март. Взрослый называет набор различных слов, среди которых встречаются слова на определенный свистящий звук ([с], [з], [ц]). Дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши тогда, когда услышат в слове нужный звук. Сначала взрослый называет слова на определенный звук, дети повторяют. Потом, когда дети запомнили слова, воспитатель просит их самостоятельно называть слова на нужный звук. |
Май Игровые упражнения. Слова на свистящие звуки. Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук...» Штриховка. | См. февраль. См. апрель. Предложить детям заштриховать геометрические фигуры горизонтально или вертикально. |
Старшая группа | |
Сентябрь Комплекс упражнений для свистящих звуков. Игровые упражнения. Штриховка. |
Улыбнуться, приоткрыть рот, покусывать язык.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Удерживать на счет от 1 до 5—10.
Выполнить упражнение «Лопатка» и спокойно подуть по середине языка.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и почистить нижние зубы с внутренней стороны. Двигая кончиком языка, нужно следить, чтобы он находился у десен. «Сдуй воздушный шарик» Длительно на выдохе произносить звук [с]. Губы в «улыбке», язык за нижними зубами. «Комарик» То же, но со звуком [з]. «Тише» То же, но со звуком [ц] (звук произносить отрывисто). Предложить детям заштриховать геометрические фигуры горизонтально или вертикально. |
Октябрь Артикуляционные упражнения. Пальчиковые игры. Дорисовывание отсутствующей половинки рисунка. |
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить горкой. Удерживать на счет от 1 до 5—10.
См. упражнение 2. Подуть плавно по середине языка. Воздух должен быть холодным.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны, язык должен находиться у десен.
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны. Широкий язык выкатывать вперед и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8—10 раз.
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в виде чашечки.
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна. I
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так чтобы боковые края были прижаты. Затем плавно подуть вверх, на нос, на кончик носа.
Улыбнуться, открыть рот и широким языком почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. Следить, чтобы кончик языка двигался у верхних альвеол. Предложить ребенку дорисовать вторую половину предмета. |
Ноябрь Артикуляционные упражнения. Дорисовывание деталей. | Упражнения 1—9. Предложить ребенку дорисовать части машин, листьев на ветке и т. д. |
Декабрь | 1. «Наказать непослушный язык» Язык спокойный и широкий, пошлепать его губами 5—6 раз, произнося «пя-пя», потом держать его в спокойном состоянии при открытом рте на счет от 1 до 5—10. 2. «Сделать язык лопатой» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и держать в данном положении на счет от 1 до 5—10. 1 3. «Вкусное варенье» Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы, делая движения языком сверх, вниз, нижней губой не помогать. 4. «Фокус» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на верхнюю губу и сдуть ват. с кончика носа. Воздух должен идти посередине языка и вату с кончика носа. Воздух должен идти посередине языка и вата лететь прямо вверх, нижней челюстью не помогать. 5. «Маляр» Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка небо, делая движения вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна. |
Январь Артикуляционные упражнения для шипящих звуков. Игровые упражнения. Слоговые дорожки. | См. декабрь. См. декабрь. ША-ША-ША, ШО-ШО-ШО, ШУ-ШУ-ШУ, ШИ-ШИ-ШИ, АШ-АШ-АШ, ОШ-ОШ-ОШ, УШ-УШ-УШ, ИШ-ИШ-ИШ. То же со звуками [ж], [ч], [щ]. Взрослый медленно четко произносит слоги, выделяя голосом шипящие звуки, дети повторяют. |
Февраль Игровые упражнения. Слоговые дорожки. Пальчиковые игры | см. декабрь. ША-ЖА, ШО-ЖО, ШУ-ЖУ, ШИ-ЖИ, ЖА-ША, ЖО-ШО, ЖУ-ШУ, ЖИ-ШИ, ША-ША-ЖА, ШО-ШО-ЖО, ЖУ-ЖУ-ШУ, ЖИ-ЖИ-ШИ. То же со звуками [ч], [щ]. |
Март Игровые упражнения. Слоговые дорожки. Слова на автоматизацию шипящих звуков. Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук...» | См. декабрь. АШ-АЖ, ОШ-ОЖ, УШ-УЖ, ИШ-ИЖ, АЖ-АШ, ОЖ-ОШ, УЖ-УШ, ИШ-ИЖ и т.д. То же со звуками [ч], [щ]. Взрослый проговаривает слова на звуки [ш], [ж], [ч], [щ]. Дети за ним повторяют и в течение месяца запоминают их. Взрослый называет набор различных слов, среди которых встречаются слова на определенный шипящий звук ([ш], [ж], [ч], [щ]). Дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши тогда, когда услышат в слове нужный звук. |
Апрель Слоговые дорожки. Слова на звуки [ш], [ж], [ч], [щ]. Артикуляционные упражнения. |
См. «Лопатку», спокойно подуть по середине языка.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и почистить нижние зубы с внутренней стороны. Двигая кончиком языка, нужно следить, чтобы он находился у десен.
Вытянуть сомкнутые губы вперед, удерживать на счет от 1 до 5—10. Если ребенку трудно, можно пропеть с ним гласный [у], и губы примут нужное положение.
Открыть рот и подержать в таком положении 5—10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, кончик у передних зубов.
Улыбнуться, приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Рот остается открытым. Упражнение выполнить 8—10 раз.
Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз (к подбородку). Упражнение выполнить 5—10 раз.
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на верхнюю губу (при укороченной уздечке — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык 3—6 секунд, убрать в рот.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Удерживать на счет от 1 до 5—10. |
Май Слова на звуки. Пальчиковые игры. Штриховка. Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук...» | Повторение пройденного. Игры и игровые упражнения, разученные в течение года. |
Подготовительная к школе группа | |
Сентябрь Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук...» Артикуляционные упражнения на звук [л]. | В игре можно брать свистящие и шипящие звуки.
Язык спокойный и широкий, пошлепать его губам/ 5—6 раз, произнося «пя-пя», потом держать его в спокойном состоянии при открытом рте от 1 до 5—10.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить * со • ■ / язы* на нижнюю губу и держать в данном положении на счет от 1 до 5—10.
Слизать широким кончиком языка «варенье»: с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, нижней губой не помогать.
При открытом рте длительно произносить звук [ы]. Кончик языка внизу, в глубине рта.
При открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала делать медленно, постепенно убыстряя темп, пока не получится звук «бл- бл».
При открытом рте положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в таком положении под счет 1-5, потомподнять широкий кончик языка за верхние зубы, тоже удерживать. Так поочередно менять положение языка.
Пощелкать кончиком языка. Беззвучно пощелкать кончиком языка. |
Октябрь/ Ноябрь Артикуляционные упражнения для звука [л]. Игра «Хлопни в ладоши» когда услышишь звук…» | См. сентябрь. В игру можно брать любые звуки. |
Декабрь Дыхательно-голосовые упражнения. Артикуляционные упражнения для звука [л]. | Упражнения
См. сентябрь. Изолированно произносить звук [л]. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны. |
Январь Артикуляционные упражнения на звук [р]. |
При открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала делать медленно, постепенно убыстряя темп, пока не получится звук «бл-бл».
Пощелкать кончиком языка.
Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, нижней губой не помогать.
Улыбнуться, открыть рот и широким языком почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. Следить, чтобы кончик языка двигался у верхних альвеол.
Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком [д]: «д-д-д» сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы рот был все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. |
Февраль Артикуляционные упражнения на звук [р]. Игровое упражнение. | См. январь. «Моторчик» Длительно на выдохе произносить звук [р]: «р-р-р-р». |
Март Артикуляционные упражнения на звуки [л], [р]. Игровые упражнения. Слоговые дорожки. | См. декабрь, январь. См. декабрь, февраль. ЛА-ЛА-ЛА, ЛО-ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛА-ЛО, ЛО-ЛУ, ЛУ-ЛЫ, ЛЫ-ЛА и др. То же со звуком [р]. |
Апрель Игровое упражнение. Игра «Хлопни в ладоши когда услышишь звук». Слова на автоматизацию звуков [л], [р]. | «Моторчик» (см. апрель) Взрослый называет набор различных слов, среди которых встречаются слова на определенный звук ([л], [р]). Дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши тогда, когда услышат в слове нужный звук. Взрослый предлагает детям вспомнить и назвать слова на любой звук (гласный, согласный). Выигрывает та команда, которая назовет больше слов. |
Май Игра для развития фонематических процессов. | « Хлопни в ладоши, когда услышишь звук…», «Кто больше назовет слов на звук...». Детей можно разделить на команды и дать задание называть слова на любой звук (гласный, согласный). Выиграет та команда, которая назовет больше слов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Отклонения в формировании речи рассматриваются учеными как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Неполноценная речевая деятельность накладыва...
Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2 младшей группы (3 - 4 года)
Программа взаимодействия участников образовательного процесса позволяет осуществлять работу по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста ....
Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста ср. гр.(4 - 5 лет)
Программа взаимодействия учителя - логопеда и воспитателей оказывает положительное влияние для предупреждения речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста....
Профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Современная ситуация в дошкольном образовании показывает, что растёт число детей с отклонениями в развитии. Поэтому необходимо проводить работу в ДОУ по профилактике и предупреждению речевых нарушений...
«Взаимодействие участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста »
Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенк...
Здоровьесберегающие технологии в предупреждении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии в предупреждении речевых нарушений у детей дошкольного возраста....
«Предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Логопедическое занятие с элементами консультаций для родителей...