Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста ср. гр.(4 - 5 лет)
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему
Программа взаимодействия учителя - логопеда и воспитателей оказывает положительное влияние для предупреждения речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vzaimodeystviya_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa_.docx | 54.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа взаимодействия участников
образовательного процесса для предупреждения
речевых нарушений у детей дошкольного возраста
средняя группа (4-5 лет)
Звуки | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие фонематического слуха и мелкой моторики |
ОКТЯБРЬ [С] Картинка символы «Вода течет из шланга» | 1.Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки» 2. Артикуляция звука [С]: губы в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка находится за нижними зубами, воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта) 3. Упражнение «Насос» Губки улыбаются, Зубки появляются. Воздух носиком вдыхаем, Через зубы выдыхаем: сссс… Мы в насос сейчас играем. | 1.Упражнение «Послушный ветерок» - формирование длительной направленной воздушной струи. «Для игры используются сюжетные различные картины, к которым ниткой прикреплены вырезанные по контуру предметные картинки (листочки, цветочки, насекомые, птицы и т.д.). Дети вытягивают губы вперед трубочкой и длительно дуют на картинку («посади бабочку на цветок»). Следить, чтобы у детей не надувались щеки, можно их придерживать пальцами. Дуть необходимо на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой». 2.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: Са-са-са- самокат, сова, лиса; Су-су-су- суп, посуда, путасу; Сы-сы-сы- косы, волосы, усы; Со-со-со- сода, соболь, колесо. | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха . «Педагог произносит ряд согласных звуков и дает инструкцию: «Я буду произносить разные звуки, а вы будете хлопать в ладоши, когда услышите звук [С]: с-с-к-п-в-м-с-с-л…(дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [С])». 2.Д/и «Найди свистящую картинку» «Педагог вывешивает на доске предметные картинки: машина, кот, С-С-Самолет, С-С-Собака, пирамидка и т.д. и предлагает детям назвать только «свистящие картинки» 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [С]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[ С'] Картинка символ «Вода течет из крана» | 1.Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки». 2. Артикуляция звука [С]: губы в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка находится за нижними зубами, воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта) 3. Упражнение «Насос» Губки улыбаются, Зубки появляются. Воздух носиком вдыхаем, Через зубы выдыхаем: сссс… Мы в насос сейчас играем. | 1.Упражнение «Послушный ветерок» - формирование длительной направленной воздушной струи. «Для игры используются различные сюжетные картины, к которым ниткой прикреплены вырезанные по контуру предметные картинки (листочки, цветочки, насекомые, птицы и т.д.). Дети вытягивают губы вперед трубочкой и длительно дуют на картинку («посади бабочку на цветок»). Следить, чтобы у детей не надувались щеки, можно их придерживать пальцами. Дуть необходимо на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой». 2.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: Ся-ся-ся- мы видели гуся; Се-се-се- еду на гусе; Си-си-си- сено принеси. | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. «Педагог произносит ряд согласных звуков и дает инструкцию: «Я буду произносить разные звуки, а вы будете хлопать в ладоши когда услышите звук [С'] с'-с'-п-в-к-с'-'…(дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [С']. 2.Д/и «Найди свистящую картинку» «Педагог вывешивает на доске предметные картинки: машина, кот, С-С-Сито, С-С-Сердце, С-С-Семь, пирамидка и т.д. и предлагает детям назвать только «свистящие картинки». 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [С']» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[С, С'] Картинки символы «Вода течет из шланга» «Вода течет из крана» | 1.Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки». 2. Артикуляция звука [С]: губы в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка находится за нижними зубами, воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта) 3. Упражнение «Насос» Губки улыбаются, Зубки появляются. Воздух носиком вдыхаем, Через зубы выдыхаем: сссс… Мы в насос сейчас играем. | 1.Упражнение «Послушный ветерок» - формирование длительной направленной воздушной струи. 2. «Понюхай цветок» - упражнение для развития голосового аппарата . -Педагог говорит: «Всем артистам дарят цветы, нам тоже подарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как я его нюхаю (вдох через нос, на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х»). Затем подходит к каждому ребенку и повторяет оба действия. Когда все понюхают цветок, педагог предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок». 3.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: Са-са-са- вот летит оса. Су-су-су- не боюсь осу. Сы-сы-сы- нет осы. Ся-ся-ся- мы видели гуся | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха . «Педагог произносит ряд согласных звуков и дает инструкцию: «Я буду произносить разные звуки, а вы будете хлопать в ладоши когда услышите звук [С]: с-с-к-п-в-м-с-с-л…(дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [С])». 2.Предметные картинки: собака, слон, сито, сердце, санки, семь, самолет. 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [С], а потом со звуком [С']» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[А] Картинка символ «Девочка укачивает куклу» | 1.Артикуляционная гимнастика «Домик», «Блинчик», «Остуди блинчик», «Горка». .2. Артикуляция звука [А]: губы в спокойном состоянии; рот широко открыт; язык спокойно лежит во рту. 3. Упражнение «Птенчики» Кушать птенчики хотят, Маму ждут, но не шумят, Ротик на замок закрыт. Очень тихо все сидят! Мама зернышко несет. Открывайте шире рот. (дети широко открывают рот, выполняя «немую» артикуляцию звука [а]. педагог кладет на кончик языка витаминку, ребенок произносит: «АМ», | 1.Упр. «Осенние листочки»- развитие длительного плавного выдоха. « На уровне рта ребенка подвешены на ниточках сухие листья деревьев. Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щек. Повторяем 3-5 раз». 2. «Понюхай цветок» - упражнение для развития голосового аппарата . -Педагог говорит: «Всем артистам дарят цветы, нам тоже подарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как я его нюхаю (вдох через нос, на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х»). Затем подходит к каждому ребенку и повторяет оба действия. Когда все понюхают цветок, педагог предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок», 3. Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: А-а-а – шире ротик детвора. А-а-а - у меня болит нога . | 1. Д/и «Будь внимательным» - развитие фонематического слуха «Дети ходят по группе. В это время педагог произносит ряд гласных звуков: А-О-А-У-И-А-А-И… Дети останавливаются, когда слышат гласный звук [А]». 2. Игра с мячом. «Дети стоят в кругу, педагог в центре круга. Детям дается инструкция: «Вы будете ловить мяч только тогда, когда услышите в начале слова звук [А]. если в слове звука [А] нет, то мяч не ловим (А-А-Абрикос, А-А-Арбуз, О-О-Ослик, У-У-Уши, А-А-Аня, И-И-Ира и т.д.)» |
НОЯБРЬ [З] Картинка символы «Муха звенит» | 1.Артикуляционная гимнастика «Домик», «Блинчик», «Остуди блинчик», «Горка»,«Чистим зубки». 2. Артикуляция звука [З]: губы в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка находится за нижними зубами, воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта) 3. Упражнение «Комарики» Губки улыбаются, Зубки появляются. Воздух носиком вдыхаем, Через зубы выдыхаем: ззззз… Мы в комариков играем. | 1.Упражнение «Послушный ветерок» - формирование длительной направленной воздушной струи. 2. Чтение стихотворения А.Барто «Зайка» - работа над четкостью дикции. «Педагог читает стихотворение сам, четко артикулируя; затем просит прочесть так же несколько детей; в заключение стихотворение декламируется хором». | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. «Педагог произносит ряд согласных звуков и дает инструкцию: «Я буду произносить разные звуки, а вы будете хлопать в ладоши когда услышите звук [З]: з-з-к-в-з-з-п-р-т-з-м-з …(дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [З])» ; 2.Д/и «Найди звенящую картинку» «Педагог вывешивает на доске предметные картинки: машина, кот, З-З-Замок, З-З-Зонт, З-З-Забор, пирамидка и т.д. и предлагает детям назвать только «звенящую картинки» 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [З]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[З'] Картинка символ «Комар звенит» | 1.Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки» 2. Артикуляция звука [З]: губы в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка находится за нижними зубами, воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта) 3. Упражнение «Комарики» Губки улыбаются, Зубки появляются. Воздух носиком вдыхаем, Через зубы выдыхаем: сссс… Мы в комариков играем. | 1.Упражнение «Послушный ветерок» - формирование длительной направленной воздушной струи. 2.Упражнение «Разговор синичек» - развитие силы голоса. «Послушайте что однажды произошло. Сидели две синички на ветке дерева и разговаривали – пели свои песенки. Большая синичка (показ большого круга) пела: «Зинь-Зинь-Зинь», а маленькая (показ маленького кружка) пела: «зинь-зинь-зинь» (дети повторяют звукосочетания по два раза). Вызывает двух детей, одному дает большой, другому- маленький кружок (большая и маленькая синичка). Дети встают друг против друга и по очереди поют соответствующие песенки (по 2 раза), затем меняются ролями». | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. «Педагог произносит ряд согласных звуков и дает инструкцию: «Я буду произносить разные звуки, а вы будете хлопать в ладоши когда услышите звук [З']: з'-з'-к-в-з'-з'-п-р-т-з'-м-з' …(дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [З'])» ; 2. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [З']» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[З, З'] | 1.Артикуляционная гимнастика «Домик», «Блинчик», «Остуди блинчик», «Горка» ,«Чистим зубки». 2. . Артикуляция звука [ З – З '] (см. ноябрь) | Слоговые дорожки: ЗА-ЗА-ЗА, ЗО-ЗО-ЗО, ЗУ-ЗУ-ЗУ, ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ, ЗИ-ЗИ-ЗИ, ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ и т. д. Педагог произносит слоги медленно, чётко, дети повторяют. | Игры на дифференциацию звуков [З - З']: 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха . «Педагог произносит ряд согласных звуков и дает инструкцию: «Я буду произносить разные звуки, а вы будете хлопать в ладоши когда услышите звук [З]: з-с-к-п-в-м-з-с-л…(дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [З])»и т. д. |
[У] Картинка символ «Волк воет» | 1.Артикуляционная гимнастика «Слоник пьет» 2. Артикуляция звука [У]: губы вытянуты вперед «трубочкой»; зубы не смыкаются 3. Упражнение «Слоник» На слоненка погляжу, Губы хоботком сложу, На слоненка погляжу, Губы трубочкой сложу. | 1.Упражненние «Вьюга» - развитие силы голоса и речевого дыхания. «Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга, и говорит: «Вьюга начинается». Дети стоят, спины прямые; делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: у-у-у-у… Педагог: «Сильная вьюга». Дети увеличивают силу голоса. Педагог: «Вьюга затихает». Дети уменьшают силу голоса. Педагог: «Вьюга кончилась». Дети затихают». 2.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: У-у-у- губы хоботком тяну. У-у-у- дай трубу. У-у-у- всех детей позову. | 1. Д/и «Будь внимательным» - развитие фонематического слуха. «Дети ходят по группе. В это время педагог произносит ряд гласных звуков: А-О-А-У-И-А-А-И-У-У… Дети останавливаются, когда слышат гласный звук [У]». 2. «Поймай мяч» - игра с мячом на развитие фонематического слуха. «Дети стоят в кругу, педагог в центре круга. Детям дается инструкция: «Вы будете ловить мяч только тогда, когда услышите в начале слова звук [У]. если в слове звука [У] нет, то мяч не ловим (А-А-Абрикос, У-У-Уши, А-А-Арбуз, У-У-Утка, О-О-Ослик, У-У-Уши, А-А-Аня, У-У-Утенок, И-И-Ира, У-У-Улитка, и т.д.)» |
ДЕКАБРЬ | |||
[Ш] Картинка символ «Змея шипит» | 1.Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Качели», «Лошадка»,«Чашечка». 2. Артикуляция звука [Ш]: губы округлены и слегка вытянуты вперед; широкий язычок на верху, образует чашечку; теплая воздушная струя идет по центру языка. 3. Упражнение «Звук [Ш]» Ш! Чтоб звук красивым вышел, Шире язычок и выше» Сделаем из язычка Чашечку, подняв бока. | 1.Упражнение «Пузырь» - развитие длительного ротового выдоха. «Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя ненадутый пузырь. Затем, медленно поднимая голову и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу педагога «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук Ш и подражая выходящему воздуху (щеки не надувать)». 2. Чтение стихотворения Г.Лагздыня «Петушок» - работа над четкостью дикции и интонационной выразительностью речи. «Педагог читает стихотворение сам, четко артикулируя; затем просит прочесть так же несколько детей; в заключение стихотворение декламируется хором». Петушок, петушок, Подари мне гребешок. Ну пожалуйста, прошу! Я кудряшки расчешу. | 1.Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. «Педагог произносит ряд согласных звуков и дает инструкцию: «Я буду произносить разные звуки, а вы будете хлопать в ладоши когда услышите звук [Ш]: ш-ш-в-к-ш-к-ш-к-ш-в-п-м…(дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Ш])» ; 2.Д/и «Найди шипящую картинку» «Педагог вывешивает на доске предметные картинки: шапка, шуба, морковь, диван, шарик, пирамидка и т.д. и предлагает детям назвать только «шипящую картинку» 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [Ш]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[Ш] Картинка символ «Змея шипит» | 1.Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Качели», «Лошадка», «Чашечка» 2. Артикуляция звука [Ш] 3. Упражнение «Звук [Ш]» | 1.Упражнение «Пузырь» - развитие длительного ротового выдоха. 2. Чтение стихотворения «Петушок» - работа над четкостью дикции и интонационной выразительностью речи. *** Петушок, петушок, Подари мне гребешок. Ну пожалуйста, прошу! Я кудряшки расчешу. | 1. Д/и «Тренировка вратаря» - развитие фонематического слуха. «Дети сидят за столами руки согнуты в локтях – это хоккейные ворота. Детям дается инструкция: «Вы будете открывать ворота когда я скажу слово со звуком [Ш], а если в слове нет звука [Ш], ворота нужно захлопнуть» (шапка, шуба, морковь, диван, шарик, пирамидка и т.д.)». |
[Ж] Картинка символ «Жук жужжит» | 1.Артикуляционная гимнастика «Бублик», «Загнать мяч в ворота», «Лопаточка», «Качели», «Лошадка», «Чашечка». 2. Артикуляция звука [Ж] губы округлены и слегка вытянуты вперед; широкий язычок на верху, образует чашечку; теплая воздушная струя идет по центру языка, горлышко «работает». 3. Упражнение «Звук [Ж]» Ж как Ш мы произносим, Только голос в гости просим. Звонко Ж в словах жужжит, Ж как жук большой жужжит. | 1.Упражнение «Послушный ветерок» - формирование длительной направленной воздушной струи. 2.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: Жа-жа-жа- мы видели ежа. Жи-жи-жи- бегут ежи. Жу-жу-жу- помоги ежу. Жо-жо-жо- я еду на «Пежо». | 1.Д/и «Тренировка вратаря» - развитие фонематического слуха. 2.Д/и «Найди жужжащую картинку» «Педагог вывешивает на доске предметные картинки: жук, жаба, жираф, морковь, диван, желуди , пирамидка и т.д. и предлагает детям назвать только «жужжащую картинку» 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [Ж]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[И] Картинка символ «Ослик» | 1. Артикуляционная гимнастика: -«Заборчик», -высовывание языка наружу лопатой: плоский, широкий, боковыми краями касается уголков рта. -высовывание языка наружу жалом; языку придается возможно более заостренная форма; -поочередное высовывание языка лопатой/жалом. 2. Артикуляция звука [И]: губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, язык лежит во рту. | 1.Упрражнение «Ослик»- развитие длительного плавного выдоха. «Педагог показывает картинку ослика и предлагает детям показать как он кричит: ИИИИИИ… (произнести на плавном длительном выдохе вслед за взрослым; дети стоят спины прямые; делают глубокий вдох, на выдохе начинают тянуть: ИИИИ…). 2.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: И-и-и- ротик к ушкам растяни. И-и-и – хорошо сиди. И-и-и- песенку тяни | 1. Д/и «Будь внимательным» - развитие фонематического слуха. «Дети ходят по группе. В это время педагог произносит ряд гласных звуков: А-О-А-У-И-А-А-И-У-У… Дети останавливаются, когда слышат гласный звук [И]». 2. «Поймай мяч» - игра с мячом на развитие фонематического слуха. (А-А-Абрикос, У-У-Уши, А-А-Арбуз, У-У-Утка, О-О-Ослик, И-И-Индюк, И-И-Игрушки, А-А-Аня, У-У-Утенок, И-И-Ира, У-У-Улитка, И-И-Игорь, И-И-Иголкат.д.)» 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [И]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
ЯНВАРЬ | |||
[О] Картинка символ «Зубы болят» | 1.Артикуляционная гимнастика: надувание обеих щёк одновременно; - надувание щёк попеременно; - втягивание щёк в ротовую полость между зубами; «Домик», «Трубочка», «Чистим зубки» . 2. Артикуляция звука [О]: губы округлены и слегка вытянуты вперед, зубы закрыты губами. 3. Упражнение «Шарик» (с мячом настольного тенниса) Шарик губками возьми, «О» тихонько протяни. | 1.Упр. «Больные зубки»- развитие длительного плавного выдоха. «Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей: ООООО…..» (произнести вслед за взрослым на длительном плавном выдохе). 2.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: О-о-о – я надел пальто; О-о-о – мне тепло. | 1. Д/и «Будь внимательным» - развитие фонематического слуха. «Дети ходят по группе. В это время педагог произносит ряд гласных звуков: А-О-А-У-И-А-А-И-У-У… Дети останавливаются, когда слышат гласный звук [И]». 2. «Поймай мяч» - игра с мячом. (О-О-Окунь, У-У-Уши, О-О-Овощи, А-А-Арбуз, У-У-Утка, О-О-Ослик, И-И-Индюк, И-И-Игрушки, А-А-Аня, У-У-Утенок, И-И-Ира, У-У-Улитка, О-О-Оля, О-О-Обруч и т.д.)» 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [О]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[Ы] Картинка символ «Пароход гудит» | 1.Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит» 2. Артикуляция звука [Ы]: губы не напряжены, зубы разомкнуты, язык во рту. 3. Упражнение «Губки улыбаются» Улыбнулись губки, Показались зубки. Губы улыбнулись, К ушкам потянулись. | 1.Упр. «Пароход гудит»- развитие длительного плавного выдоха. «Пароход гудит: ыыыыыыыы…. (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе). 2.Упр. «Пароход плывет» - развитие силы голоса. «Педагог показывает картинку, на которой нарисован пароход. Пароход гудит близко: ЫЫЫЫЫ…; пароход уплывает:ыыыыыы… | 1. Д/и «Будь внимательным» - развитие фонематического слуха. «Дети ходят по группе. В это время педагог произносит ряд гласных звуков: А-О-А-У-И-А-А-И-Ы-Ы… Дети останавливаются, когда слышат гласный звук [Ы]». 2. «Хлопни в ладошки» - игра на развитие фонематического слуха. «Педагог произносит слова. Детям дается инструкция: «Я буду произносить разные слова. Если вы услышите в слове звук [Ы], хлопните в ладоши (до-о-ом, ма-а-ак, сы-ы-ыр, ла-а-ак, лу-у-ук, ды-ы-ым, ды-ы-ыня, су-у-уп, мы-ы-ышь, со-о-ок и т.д.). 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [Ы]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[И] Картинка символ «Ослик» [Ы] Картинка символ «Пароход гудит» | 1.Артикуляционная гимнастика «Домик», «Заборчик», надувание обеих щёк одновременно; - надувание щёк попеременно; - втягивание щёк в ротовую полость между зубами; «Губки улыбаются», «Трубочка», «Чистим зубки». 2. Артикуляция звука [И]. 3.Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит» 4. Артикуляция звука [Ы]. | 1.Игра «Ныряльщики» Цель. Выработка дифференцированного дыхания – учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. «Педагог объясняет детям, что они будут изображать ныряющих в воду детей. Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом, затем обхватывают себя руками и приседают («опускаясь под воду»), делая выдох носом. (Примечание. Каждый ребенок повторяет упражнение не более 2 – 3 раз) | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - игра на развитие фонематического слуха. «Педагог произносит слова. Детям дается инструкция: «Я буду произносить разные слова. Если вы услышите в слове звук [Ы], хлопните в ладоши (сы-ы-ыр, ки-и-ит, ды-ы-ым, ды-ы-ыня, ми-и-ир, мы-ы-ышь, си-и-ито, ли-и-ипа, мии-и-ска, сы-ы-ын и т.д.). 2.Упражнение «Раскрась картинки сначала со звуком [Ы], а потом со звуком [И]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
ФЕВРАЛЬ | |||
[А],[У] [И],[О,] [Ы] | 1.Артикуляционная гимнастика, артикуляция звуков и упражнения (см. гласные звуки). | Игра «Кто кого?» Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. «Педагог приглашает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громче гласные звуки А, О, У, И , Ы. Кто дольше тянет, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл». | 1. Д/и «Угадай песенку» - развитие фонематического слуха (выделение гласных звуков в середине слова). «педагог показывает детям картинки символы гласных звуков [А],[У][И],[О,],[Ы]. Предлагает вспомнить «песенки» гласных звуков. Детям дается инструкция: «Я буду произносить разные слова (односложные, в двусложных словах гласный звук под ударением), а вы будете петь такую песенку звука, которая слышится в этом слове». (су-у-уп, ко-о-от, ма-а-ак, ки-и-ит, ла-а-к, ми-и-ир, лу-ук, мы-ы-ышь, со-о-ок, си-и-ито, до-о-о, мли-и-ипа, ра-а-ак мии-и-ска, сы-ы-ын и т.д.). |
[К], [Г] Картинки символы «Сильный дождик», «Гусь гогочет» | 1.Артикуляционная гимнастика «Киска» 2. Артикуляция звука [К]: губы в свободном положении, кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу. 3. Упражнение «Кот» Язык книзу – ка-ка-ка, Потеряли мы кота. Язык книзу – ка-ка-ка, Где же нам найти кота! 4.Артикуляционная гимнастика «Киска» 5. Артикуляция звука [К]: губы в свободном положении, кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу. 6. Упражнение «Гуси» Га-га-га! – гогочут гуси, Убегая от бабуси. | 1.Упражнение «Дождик» цель: работа над темпом речи (учить переходить от медленного темпа речи к быстрому). «Пошли мы гулять и вдруг начался дождик, забарабанил по крыше. Как капли закапали? (кап-кап-кап). Капля раз, капля два, Капли медленно сперва Кап, кап, кап,кап.(дети медленно хлопают) Стали капли поспевать. Капля каплю догонять - Кап, кап, кап,кап.(хлопки учащаются) Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем (дети «держат» зонтик). 2.игра «Эхо» - развитие силы голоса. 3.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: Ка-ка-ка – бежит река. Ко-ко-ко – вижу далеко. Ку-ку-ку – кукушка на суку. 4.Упражнение «Дождик» цель: работа над темпом речи (учить переходить от медленного темпа речи к быстрому). 5.игра «Эхо» - развитие силы голоса. 6.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: Га-га-га- дайте Гале пирога. Гу-гу-гу- гуси на лугу. Ги-ги-ги- мы ели пироги. | 1.Д/и «Назови первый звук в слове» - учить детей выделять первый согласный звук в слове. «Педагог показывает картинку и говорит: «Я буду называть картинки, а вы называйте первый звук в слове». Картинки: Капуста, Гусь, Кастрюля, Гусята, Картошка, Гармошка, Грузовик, Кукла и т.д.(называя слово, педагог голосом выделяет первый согласный звук)». 2. Упражнение «Назови и раскрась картинки по порядку на звук [К],[Г]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[Ч] Картинка символ «Песенка паровоза» | 1.Артикуляционная гимнастика «Маляр», «Бублик», «Загнать мяч в ворота», «Лопаточка», «Качели», «Лошадка», «Чашечка». 2. Артикуляция звука [Ч]: губки округлены, и слегка вытянуты в перед, кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с верхними зубками, затем между ними образуется щель, по центру языка идет короткая, резкая, воздушная струя. 3. Упражнение «Звук Ч» Четко, быстро прошепчи: -Тьши-тьши, тьши-тьши! Легче, мягче и короче! Ч-ч-ч-ч… | 1.Игра «Кто кого?» Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. 2.Работа над четкостью дикции – заучивание загадки «Поезд» Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Я лечу, лечу, лечу. Я стучу, стучу, стучу – Опоздать я не хочу (поезд) | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха, учить выделять звук [Ч] из ряда согласных звуков. «Педагог произносит согласные звуки: ш-ч-ч-ч-ж-в-к-ч-ш-ш-ч-… Детям дается инструкция: «Я буду произносить разные звуки, вы будете хлопать в ладоши, когда услышите «песенку паровозика». 2. Упражнение «Назови и раскрась картинки со звуком [Ч]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук . |
[Ч] Картинка символ «Песенка паровоза» | 1.Артикуляционная гимнастика «Бублик», «Загнать мяч в ворота», «Лопаточка», «Качели», «Лошадка», «Чашечка», «Маляр». 2. Артикуляция звука [Ч]: губки округлены, и слегка вытянуты в перед, кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с верхними зубками, затем между ними образуется щель, по центру языка идет короткая, резкая, воздушная струя. 3. Упражнение «Звук Ч» Четко, быстро прошепчи: -Тьши-тьши, тьши-тьши! Легче, мягче и короче! Ч-ч-ч-ч…! | 1.Игра «Кто кого?» Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. 2.Работа над четкостью дикции – заучивание загадки «Поезд» Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Я лечу, лечу, лечу. Я стучу, стучу, стучу – Опоздать я не хочу (поезд) | 1. Д/и «Найди картинки» - развитие фонематического слуха, учить находить слова со звуком [Ч]. «Педагог вывешивает на доске картинки и называет их, четко выделяя первый звук: собака, чайник, шапка, чашка, жук, часы, чайка, четыре, чемодан, черепаха, шуба, жираф, заяц. Детям дается инструкция: «Нужно выбрать картинки в названиях, которых есть звук [Ч]». 2. Игра «Речевичок» - развитие фонематического слуха. «Педагог вывешивает на доске картинки и называет их, четко выделяя первый звук: чайник, чашка, часы, чайка, четыре, чемодан, черепаха. Детям дается инструкция: «Речевичок спрятал первый звук [Ч] из названий картинок и слова получились некрасивые, помогите исправить эти слова. Педагог произносит деформированные слова: …айник, …ашка, …асы, …айка, …етыре, …емодан, …ерепаха». |
МАРТ | |||
[Щ] Картинка символ «Дворник подметает листья» | 1.Артикуляционная гимнастика «Маляр». 2. Артикуляция звука [Щ]: губки в легкой улыбке, широкий кончик языка поднят за верхними зубками и образует щель, по центру язычка идет теплая воздушная плавная струя. 3. Упражнение «Звук Щ» Щ как мягкий Ш мы скажем. Звук как будто маслом смажем. Будет мягким Щ, тягучим, Щебетать язык научим. | 1.Упражнение «Послушный ветерок» - формирование длительной направленной воздушной струи. 2.Работа над четкостью дикции – проговаривание чистоговорок: Ща-ща-ща- налейте мне борща. Щу-щу-щу- я тебя ищу. Щи-щи-щи- мы ели щи. Ащ-ащ-ащ- у меня плащ. | 1. Д/и «Найди картинки» - развитие фонематического слуха, учить находить слова со звуком [Щ]. «Педагог вывешивает на доске картинки и называет их, четко выделяя первый звук: собака, щука, щенок, щетка, жук, часы, щавель, четыре, чемодан, черепаха, шуба, жираф, заяц. Детям дается инструкция: «Нужно выбрать картинки в названиях, которых есть звук [Щ]». 2. Упражнение «Назови и раскрась картинки со звуком [Щ]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[Щ] Картинка символ «Дворник подметает листья» | 1.Артикуляционная гимнастика «Маляр» (см. приложение 2). 2. Артикуляция звука [Щ]: губки в легкой улыбке, широкий кончик языка поднят за верхними зубками и образует щель, по центру язычка идет теплая воздушная плавная струя. 3. Упражнение «Звук Щ» Щ как мягкий Ш мы скажем. Звук как будто маслом смажем. Будет мягким Щ, тягучим, Щебетать язык научим. | 1. «Пирамидка» - упражнение на развитие речевого дыхания. «Педагог выставляет на стол пирамидку из пяти колец. Дает детям инструкцию: «Мы будем считать кольца у пирамидки. Нужно набрать воздух носиком, а когда вы будете выдыхать воздух будем считать кольца: 1-2-3-4-5. воздуха вам должно хватить пока вы не закончите счет». При счете дети стоят прямо, плечи при наборе воздуха носом не поднимаются». 2.Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона – работа над темпом и ритмом речи. Педагог отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют все дети по очереди. Продавец. Продавец ребятам рад. В магазине для ребят Есть матрешки расписные, Есть машинки заводные. | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха, учить выделять звук [Щ] из ряда согласных звуков. «Педагог произносит согласные звуки: ш-щ-щ- -ж-в-к-щ-ш-ш-щ-… Детям дается инструкция: «Я буду произносить разные звуки, вы будете хлопать в ладоши, когда услышите «песенку метлы» которая подметает сухие листочки. 2. «Тренировка вратаря» - игра на развитие фонематического слуха. «Дети сидят за столами, руки согнуты в локтях – это хоккейные ворота. Детям дается инструкция: «Вы будете открывать ворота, когда я скажу слово со звуком [Щ], а если в слове нет звука [Щ], ворота нужно захлопнуть» (шапка, борщ, вещи, шуба, пещера, щеки, морковь, овощи, диван, ящик, шарик, щепки, пирамидка и т.д.)». |
[П],[Т],[К] Картинки символы «Самовар кипит» «Большой молоток» «Сильный дождик» | 1.Артикуляционная гимнастика «Домик», «Прятки», «Киска» 2. Артикуляция звука [К]: губы в свободном положении, кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу. 3. Упражнение «Кот» Язык книзу – ка-ка-ка, Потеряли мы кота. Язык книзу – ка-ка-ка, Где же нам найти кота! 4. Артикуляция звука [Т]: губы в свободном положении, зубы сближены, но не сомкнуты, кончик языка стучит за верхними зубами. 5. Упражнение «Маляр» В дверку постучим с тобой: «Той, той, той!» 6. Артикуляция звука [П]: вначале губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. 7. Упражнение «Звук [П]» Воздух в носик надувайся, «П»- сквозь губы прорывайся! | 1. «Пирамидка» - упражнение на развитие речевого дыхания. «Педагог выставляет на стол пирамидку из пяти колец. Дает детям инструкцию: «Мы будем считать кольца у пирамидки. Нужно набрать воздух носиком, а когда вы будете выдыхать воздух будем считать кольца: 1-2-3-4-5. воздуха вам должно хватить пока вы не закончите счет». При счете дети стоят прямо, плечи при наборе воздуха носом не поднимаются». 2.Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона или бубна – работа над темпом и ритмом речи. Педагог отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют все дети по очереди. Март. Март. Еще стоят морозы, Но весна не за горами. Я пушистую мимозу Подарил сегодня маме. | 1. Д/и «Речевичок» - развитие фонематического слуха. «Педагог называет слова, четко выделяя последний звук [П]: суП, укроП, потоП, стоП, тулуП. Детям дается инструкция: «Речевичок спрятал последний звук [П] и слова получились некрасивые, помогите исправить эти слова. Педагог произносит деформированные слова: су…, укро…, пото…, сто…, тулу…; аналогично проводится игра со звуком [К] (замоК, маК, чайниК, раК, баК, быК, вениК, зонтиК, брелоК, криК, тоК), и звуком [Т] (киТ, торТ, лисТ, мосТ, браТ, банТ, кусТ, коТ)». 2. Упражнение «Назови и раскрась картинки по порядку со звуками [П],[Т],[К] в конце слова» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[К],[Х] Картинки символы «Греем замерзшие ладошки» «Сильный дождик» | 1.Артикуляционная гимнастика «Домик», «Прятки», «Киска». 2. Артикуляция звука [К]: губы в свободном положении, кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу. 3. Упражнение «Кот» Язык книзу – ка-ка-ка, Потеряли мы кота. Язык книзу – ка-ка-ка, Где же нам найти кота! 4. Артикуляция звука [Х]: губы в свободном положении, кончик языка опущен вниз, спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха. 5. Упражнение «Звук Х » Спинку языка попробуй Приподнять повыше к небу. Кончик языка – пониже, И легко, легко подышим | 1.Упражнение «Послушный ветерок» - формирование длительной направленной воздушной струи. 2.Работа над четкостью дикции – проговаривание чистоговорок: Ка-ка-ка – бежит река. Ко-ко-ко – вижу далеко. Ку-ку-ку –кукушка на суку. Ха-ха-ха- испугали петуха. Ху-ху-ху- ели мы уху. Ох-ох-ох- посадили мы горох. | 1. Д/и «Речевичок» - развитие фонематического слуха. «Педагог называет слова, четко выделяя последний звук [К]: замоК, маК, чайниК, раК, баК, быК, вениК, зонтиК, брелоК, криК, тоК. Детям дается инструкция: «Речевичок спрятал последний звук [К] и слова получились некрасивые, помогите исправить эти слова. Педагог произносит деформированные слова: замо…, ма…, чайни…, ра…, ба…, бы…, вени…, зонти…, брело…, кри…, то…; аналогично проводится игра со звуком [Х] (моХ, пуХ, петуХ, меХ, запаХ, смеХ, гороХ, слуХ, успеХ, стиХ)».
|
АПРЕЛЬ | |||
[Л] Картинка символ «Большой самолет летит» | 1. Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Футбол», «Самолёт летит». 2.Артикуляция звука [Л]: губы слегка в улыбке, узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам. 3. Упражнение «Звук Л» Узкий кончик языка Вверх, в зубы упирается. По бокам от языка Воздух пробирается. | 1.Упр. «Самолет» - развитие силы голоса. «Педагог показывает картинку, на которой нарисован самолет. Самолет приближается: ллллЛЛЛЛ; самолет удаляется: ЛЛЛЛлллл.» 2.Работа над четкостью дикции – проговаривание чистоговорок: Ла-ла-ла- лопата и пила. Ло-ло-ло- на улице тепло. Лы-лы-лы- я мою полы. Лу-лу-лу- купили пилу. 2.Проговаривание стихотворения в сопровождении хлопков – работа над темпом и ритмом речи. Педагог отбивает ритм хлопками, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют все дети по очереди. Лось лосенку покупал: Лодку, лыжи и пенал. А лосиха мама – Ласты и панаму. | 1. Д/и «Речевичок» - развитие фонематического слуха. «Педагог вывешивает на доске картинки и называет их, четко выделяя первый звук [Л]: Лодка, Лось, Лопата, Ложка, Лыжи, Лошадь, Ландыши, Ласточка, Лук. Детям дается инструкция: «Речевичок спрятал первый звук [Л] из названий картинок и слова получились некрасивые, помогите исправить эти слова. Педагог произносит деформированные слова: Лодка, Лось, Лопата, …ожка, …ыжи, …ошадь, …андыши, …асточка, …ук». 2. Упражнение «Назови и раскрась картинки со звуком [Л]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[Л'] Картинка символ «Маленький самолет летит» | 1. Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Футбол», «Самолёт летит». 2.Артикуляция звука [Л']: губы слегка в улыбке, узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам. 3. Упражнение «Звук Л'» Узкий кончик языка Вверх, в зубы упирается. По бокам от языка Воздух пробирается. | 1. «Песенка маленькой девочки» - развитие речевого дыхания. «Педагог предлагает детям набрать воздух носиком и на выдохе спеть песенку маленькой девочки: ля-ля-ля». 2.Работа над четкостью дикции – проговаривание чистоговорок: Ля-ля-ля- зеленые поля. Ли-ли-ли- малину мы несли. Лю-лю-лю- малину я люблю. | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха, учить выделять слова со звуком [Л']. «Педагог произносит слова: машина, лента, люди, кот, лес, лев, мак, лейка, кошка, лебедь, санки, шуба, линейка, лиса, лестница и т.д». 2. Упражнение «Назови и раскрась картинки со звуком [Л']» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[Л], [Л'] Картинка символ «Большой самолет летит» «Маленький самолет летит» | 1. Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье». 2.Артикуляция звуков [Л'], [Л]: губы слегка в улыбке, узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам. 3. Упражнение «Звук Л, Л'» Узкий кончик языка Вверх, в зубы упирается. По бокам от языка Воздух пробирается. | 1.Упр. «Самолет» - развитие силы голоса. «Педагог показывает картинку, на которой нарисован самолет. Самолет приближается: ллллЛЛЛЛ; самолет удаляется: ЛЛЛЛлллл.» 2. «Песенка маленькой девочки» - развитие речевого дыхания. «Педагог предлагает детям набрать воздух носиком и на выдохе спеть песенку маленькой девочки: ля-ля-ля». | 1.Упражнение «Раскрась картинки со звуком [Л], а потом со звуком [Л']» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[Р] Картинка символ «Собака громко рычит» | 1. Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»,«Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр»,«Барабанщик». 2.Артикуляция звуков [Р]: зубки сближены, но не соприкасаются; кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибрирует. 3. Упражнение «Звук Р» Ррр! – язык широкий к небу! Языком передним краем Вверх, на десна нажимаем. Дунь на кончик языка, Чтоб сильнее задрожал. | 1. «Собака рычит» - развитие речевого дыхания и силы голоса. «Педагог спрашивает: «Как рычит злая собака? РРРР…. (звук [Р] произносится громко раскатисто)». 2.Работа над четкостью дикции – проговаривание стихотворения: На лужайке. А.Прокофьев На зеленой, на лужайке Заиграла балалайка. Заиграла дудочка, Дудочка-погудочка. В сарафане красненьком Заплясала Настенька. | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха, учить выделять слова со звуком [Р]. «Педагог произносит слова: машина, ручка, рубашка, лента, люди, ракета, работа, кот, лес, лев, робот, рот, радуга, мак, лейка, ракушка, ромашка, кошка, лебедь, санки, рыба, рысь, шуба и т.д». 2. Упражнение «Назови и раскрась картинки со звуком [Р]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
МАЙ | |||
[Р'] Картинка символ «Маленький щенок рычит» | 1. Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»,«Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр»,«Барабанщик». 2.Артикуляция звуков [Р]: зубки сближены но не соприкасаются; кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибрирует. 3. Упражнение «Звук Р» Ррр! – язык широкий к небу! Языком передним краем Вверх, на десна нажимаем. Дунь на кончик языка, Чтоб сильнее задрожал. | 1. Работа над речевым дыханием – проговаривание поговорки: «При солнышке тепло, при матушке добро». Дети стоят прямо, плечи расправлены. Вдох – носом, задержка дыхания, на выдохе проговаривание поговорки. 2.Работа над четкостью дикции – проговаривание чистоговорок: Ря-ря-ря - синие моря. Ре-ре-ре - санки на горе. Ри-ри-ри - горят фонари. Ерь-ерь-ерь - скрипит дверь. | 1. «Поймай мяч» - игра с мячом на развитие фонематического слуха. «Дети стоят в кругу, педагог в центре круга. Детям дается инструкция: «Вы будете ловить мяч только тогда, когда услышите в начале слова звук [Р']. если в слове звука [Р'] нет, то мяч не ловим (репа, машина, редиска, стол, рябина, стул, солнышко, ремень, речка, рюкзак, кукла, рисунок). 2. Упражнение «Назови и раскрась картинки со звуком [Р']» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[Р], [Р'] Картинки символы «Собака громко рычит» «Маленький щенок рычит» | 1. Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»,«Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр»,«Барабанщик». 2.Артикуляция звуков [Р]: зубки сближены но не соприкасаются; кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибрирует. 3. Упражнение «Звук Р»Ррр! – язык широкий к небу! Языком передним краем Вверх, на десна нажимаем. Дунь на кончик языка, Чтоб сильнее задрожал. | 1. Работа над речевым дыханием – проговаривание поговорки: «При солнышке тепло, при матушке добро». Дети стоят прямо, плечи расправлены. Вдох – носом, задержка дыхания, на выдохе проговаривание поговорки. | 1.Упражнение «Раскрась картинки со звуком [Р], а потом со звуком [Р']» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Отклонения в формировании речи рассматриваются учеными как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Неполноценная речевая деятельность накладыва...
Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2 младшей группы (3 - 4 года)
Программа взаимодействия участников образовательного процесса позволяет осуществлять работу по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста ....
Взаимодействие участников образовательного процесса при работе с разновозрастным коллективом детей со сложным дефектом
На основании концептуальных положений о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал лишь при условии вов...
Перспективный план взаимодействия участников воспитательно - образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста...
Профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Современная ситуация в дошкольном образовании показывает, что растёт число детей с отклонениями в развитии. Поэтому необходимо проводить работу в ДОУ по профилактике и предупреждению речевых нарушений...
«Взаимодействие участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста »
Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенк...
Здоровьесберегающие технологии в предупреждении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии в предупреждении речевых нарушений у детей дошкольного возраста....