Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2 младшей группы (3 - 4 года)
рабочая программа по логопедии (младшая группа) на тему
Программа взаимодействия участников образовательного процесса позволяет осуществлять работу по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vzaimodeystviya_2_ml_gr.docx | 41.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №11 «БОГАТЫРЬ»
Принято на заседании УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета Заведующий МАДОУ
от «__» _____2016 г. «Детский сад №11»
Протокол № _____ ______________ Г. Н. Клесова
Программа взаимодействия участников
образовательного процесса для предупреждения
речевых нарушений у детей дошкольного возраста
2 младшей группы (3 - 4 года)
Подготовила:
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №11»
Алтухова Елена Витальевна
г. Курчатов
2016г.
Звуки | Развитие артикуляционной моторики | Работа по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция) | Развитие фонематического слуха и мелкой моторики |
ОКТЯБРЬ [А] Картинка символ «Девочка укачивает куклу» | Гимнастика мимико-артикуляционных мышц: 1.Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с широким раскрыванием рта. 2. Поднимание и опускание бровей. 3. Одновременное закрывание и открывание обоих глаз. 4. Попеременное закрывание и открывание глаз. 5. Одновременное, затем попеременное прищуривание 6. Артикуляционное упражнение «Домик» 2. Артикуляция звука [А]: губы в спокойном состоянии; рот широко открыт; язык спокойно лежит во рту. 3. Упражнение «Птенчики» Кушать птенчики хотят, Маму ждут, но не шумят, Ротик на замок закрыт. Очень тихо все сидят! Мама зернышко несет. Открывайте шире рот (дети широко открывают рот, выполняя «немую» артикуляцию звука [а]) | 1.Упр. «Осенние листочки»- развитие длительного плавного выдоха. « На уровне рта ребенка подвешены на ниточках листья. Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щек. Повторяем 3-5 раз». 2. Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: А-а-а – шире ротик детвора. А-а-а - у меня болит нога. 3. «Цветок распускается» Стоя, руки опущены. Руки через стороны вверх поднять — вдох; руки через стороны вниз — выдох, опустить — «а-а-а». | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. Узнавание звука [А] среди гласных звуков: а-у-и-о-ы-у-а-о…; дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [А]; 2.Предметные картинки: автобус, автомат, апельсин, аквариум, альбом. 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [А]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[У] Картинка символ «Волк воет» | 1.Надувание обеих щек одновременно. 2. Надувание щек попеременно. 3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами. 4. Втягивание губ широкой трубкой, воронкой при раскрытых челюстях. 5. Вытягивание губ узкой воронкой, задувание свечи, имитация надувания мыльного пузыря. 6.Артикуляционная гимнастика «Домик», «Трубочка»/ 7.Артикуляция звука [У]: губы вытянуты вперед «трубочкой»; зубы не смыкаются 8. Упражнение «Слоник» На слоненка погляжу, Губы хоботком сложу, На слоненка погляжу, Губы трубочкой сложу. | 1.Упр. «Осенние листочки»- развитие длительного плавного выдоха. 2.Упр. «Волк воет» - развитие силы голоса. «Педагог показывает картинку, на которой нарисован волк. Педагог: волк громко воет: У-У-У… (дети стоят спины прямые; делают глубокий вдох, на выдохе начинают тянуть: у-у-у…; а потом тихо: у-у-у…» 3.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: У-у-у- губы хоботком тяну. У-у-у- дай трубу. У-у-у- всех детей позову. | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. Узнавание звука [У] среди гласных звуков: а-у-и-о-ы-у-а-о…; дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [У]; 2.Предметные картинки: ухо, улитка, утка, утюг. 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [У]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[И] Картинка символ «Ослик» |
3.Поочередное высовывание языка лопатой/жалом 4.Артикуляционная гимнастика «Заборчик» Артикуляция звука [И]: губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, язык лежит во рту. 3. Упражнение «Улыбка» Улыбнулись губки, Показались зубки. Губы улыбнулись, К ушкам потянулись. | 1.Упр. «Ослик»- развитие длительного плавного выдоха. «Педагог показывает картинку ослика и предлагает детям показать как он кричит: ИИИИИИ… (произнести на плавном длительном выдохе вслед за взрослым; дети стоят спины прямые; делают глубокий вдох, на выдохе начинают тянуть: ИИИИ…). 2.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: И-и-и- ротик к ушкам растяни. И-и-и – хорошо сиди И-и-и- песенку тяни | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. Узнавание звука [И] среди гласных звуков: а-у-и-о-ы-у-а-о…; дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [И]; 2.Предметные картинки: индюк, иголка, ириска. 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [И]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[А, И, У] Картинки Символы «Девочка укачивает куклу» «Волк воет» «Ослик» | 1.Артикуляционная гимнастика (см. звуки [А, И ,У]); 2. Артикуляция звуков [А, И, У]; 3. Упражнения на звуки [А, И, У]; | 1.Упр. «Осенние листочки»- развитие длительного плавного выдоха. 2.«Плачь ребёнка» Дети плавно пропевают «уа- уа-уа» 3. Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки на звуки [А,И,У] «Поймай лучик» Стоя, руки опущены — вдох. Руки плавно поднимаются вверх — выдох: «и-и-и». | 1. Упражнение «Назови и раскрась картинки по порядку на звук [А], [У], [И]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
НОЯБРЬ | |||
[О] Картинка символ «Зубы болят» | 1.Артикуляционная гимнастика: -надувание обеих щёк одновременно; - надувание щёк попеременно; - втягивание щёк в ротовую полость между зубами; «Домик», «Трубочка», «Чистим зубки» 2. Артикуляция звука [О]: губы округлены и слегка вытянуты вперед, зубы закрыты губами. 3. Упражнение «Шарик» (с мячом настольного тенниса) Шарик губками возьми, «О» тихонько протяни. | 1.Упр. «Больные зубки»- развитие длительного плавного выдоха. «Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей: ООООО…..» (произнести вслед за взрослым на длительном плавном выдохе). 2.«Пускаем облачко» Стоя, руки опущены. Руки в стороны — вдох; руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются вперед ото рта — выдох. 3.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: О-о-о – я надел пальто; О-о-о – мне тепло. | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. Узнавание звука [О] среди гласных звуков: а-у-и-о-ы-у-а-о…; дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [О]; 2.Предметные картинки: ослик, осень, облако; 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [О]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[Э] Картинка символ «Девочка ругает котенка» | 1.Артикуляционная гимнастика: -надувание обеих щёк одновременно; - надувание щёк попеременно; - втягивание щёк в ротовую полость между зубами; - «Чистим зубки». 2. Артикуляция звука [Э]: губы в улыбке, зубы сближены, язык лежит во рту. 3. Упражнение «Мишка»- педагог вносит игрушку. Дети занимают положение «на четвереньках», что помогает выведению языка в передние отделы, снятию напряжения с корня языка. «Э-Э», как Мишка вы пропойте, Ротик широко откройте. Ваня с Мишенькой играет И по комнате гуляет, Как Мишутка напевает: «Э-э-э-э-э-э…» | 1. Упр. «Подуем на шарик» - развитие речевого дыхания детей, учить детей произносить на одном выдохе 3-4 слога. «Держим большой мяч» Стоя, руки опущены. Руки в стороны — вдох, перед грудью — выдох: «э-э-э». Повторить 3 раза. 2. Упр. «Часы» - развитие силы голоса. «Педагог говорит: - послушайте как тикают часы: «Тик-так, Тик-так». Давайте покажем как тикают большие часы (Тик-так - произносят громко), а как тикают маленькие часы (Тик-так произносят тихо). | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. Узнавание звука [Э] среди гласных звуков: а-у-и-о-ы-у-а-о…; дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Э]; 2.Предметные картинки: экскаватор, эскимо. 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [Э]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[Ы] Картинка символ «Пароход гудит» | 1.Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит» 2. Артикуляция звука [Ы]: губы не напряжены, зубы разомкнуты, язык во рту. 3. Упражнение «Губки улыбаются» Улыбнулись губки, Показались зубки. Губы улыбнулись, К ушкам потянулись. | 1.Упр. «Пароход гудит»- развитие длительного плавного выдоха. «Пароход гудит: ыыыыыыыы…. (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе). 2.Упр. «Пароход плывет» - развитие силы голоса. «Педагог показывает картинку, на которой нарисован пароход. Пароход гудит близко: ЫЫЫЫЫ…; пароход уплывает:ыыыыыы… | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. Узнавание звука [Ы] среди гласных звуков: а-у-и-о-ы-у-а-о…; дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Ы]; 2.Предметные картинки: конфетЫ, бананЫ, лимонЫ, цветЫ. 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [Ы]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[О], [Э], [Ы] | Артикуляционная гимнастика (см. [О, Э, Ы]) | 1.«Маятник» Стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед — вдох, прямые руки со сжатыми кулаками назад — выдох: «ы-ы-ы». 2.Пропевание гласных с разной высотой звучания 3.(см. [О, Э, Ы]). (см. [О,Э,Ы]) | 1. Упражнение «Назови и раскрась картинки по порядку на звук [О], [Э], [Ы]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
ДЕКАБРЬ | |||
[М, М'] Картинки символы «Корова мычит» «Теленок мычит» | 1.Артикуляционная гимнастика «Месим тесто» 2. Артикуляция звука [М]: губы сомкнуты, без напряжения, воздух выходит через нос. 3. Упражнение « Звук [М]» М – нам губы звук смыкает! Звуку голос помогает. Если голос есть – мычанье, Если нет – тогда молчанье! | 1.Упр. «Корова мычит»- развитие речевого дыхания. «Корова мычит: ммммммм…. (вслед за взрослым произнести звук [М] длительно). 2.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: Му-му-му – молока кому? Ма-ма-ма – дома я сама. Ме-ме-ме – дай-ка травке мне. | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. Различение звуков [М], [М']: м-м-мь-м-мь-мь…; дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [М] ; 2.Предметные картинки: малина, майка, муха, матрешка, машина, мишка, мяч. 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [М], а потом со звуком [М']» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[П, П'] Картинки символы «Самовар кипит» «Маленький чайник кипит» | 1.Артикуляционная гимнастика «Шарик» 2. Артикуляция звука [П]: вначале губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. 3. Упражнение «Звук [П]» Воздух в носик надувайся, «П»- сквозь губы прорывайся! | 1. Упр. «Каша на плите пыхтит: пых-пых-пых!» - развитие речевого дыхания, учить детей произносить на одном выдохе 3-4 слога. 2.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: Па-па-па – на столе крупа. Пы-пы-пы- - нет крупы. Пи-пи-пи – пирожок купи. | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. Различение звуков [П], [П']: п-п-пь-п-пь-пь…; дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [П] ; 2.Предметные картинки: пальто, панама, паук, пирамида, петух, пила. 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [П], а потом со звуком [П']» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[Б, Б'] Картинки символы «Большой барабан» «Маленький барабан» | 1.Артикуляционная гимнастика «Шарик» 2. Артикуляция звука [Б]: вначале губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. 3. Упражнение «Звук [Б]» «Б» - легко произнеси, Голосочек подключи. | 1.Упр. «Барабан» - развитие силы голоса, учить детей произносить на одном выдохе 3-4 слога. «Бьем в большой барабан – Бум! Бум! Бум! (громко), бьем в маленький барабан - Бум! Бум! Бум! (тихо)» 2.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: Ба-ба-ба – новая труба. Бу- бу-бу – взяли мы трубу. Бы-бы-бы – нет трубы. | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. Различение звуков [Б], [Б']: б-б-бь-б-бь-бь…; дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Б] ; 2.Предметные картинки: бант, батон, бусы, барабан, банан, белка, береза, бегемот. 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [Б], а потом со звуком [Б']» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[М], [М'], [П], [П'], [Б], [Б'] (см. [О, Э, Ы]) | 1.Артикуляционная гимнастика (см. звуки [М, П, Б]); 2. Артикуляция звуков [М, П, Б]; 3. Упражнения на звуки [М, П, Б]; | 1.Упражнения на развитие речевого дыхания (см. звуки [М, П, Б]). 2. Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки на звуки [М, П, Б] | 1. Упражнение «Назови и раскрась картинки по порядку на звук [М], [П], [Б]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
ЯНВАРЬ | |||
[Т, Т'] Картинки символы «Большой молоток» «Часы тикают» | 1.Артикуляционная гимнастика «Маляр» 2. Артикуляция звука [Т]: губы в свободном положении, зубы сближены, но не сомкнуты, кончик языка стучит за верхними зубами. 3. Упражнение «Маляр» В дверку постучим с тобой: «Той, той, той!» | 1.Упражнение «Чей пароход лучше гудит?» - развитие длительного, целенаправленного ротового выдоха. «Каждому ребенку дается чистый пузырек. Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. -дети послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую (гудит), а как у Миши загудит пароход. (дуть можно несколько секунд, чтобы не закружилась голова)». 2.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: Та-та-та – я везу кота. Ту-ту-ту – помоги коту. Ти-ти-ти- со мной не шути. | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. Различение звуков [Т], [Т']: т-т-ть-ть-т-т-ть-т…; дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Т] ; 2.Предметные картинки: тапочки, туфли, танк, тыква, торт, тигр, тетрадь, телефон 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [Т], а потом со звуком [Т']» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[Д, Д'] Картинки символы «Большой дятел» «Маленький дятел» | 1.Артикуляционная гимнастика «Барабанщик» 2. Артикуляция звука [Д]: губы в свободном положении, зубы сближены, но не сомкнуты, кончик языка стучит за верхними зубами. 3. Упражнение «Строим дом» Мы построить дом хотим, Работу язычкам дадим. Молоточки мы возьмем, Дружно гвоздики забьем, «Д» - легко произнеси. Голосочек подключи. | 1.Упражнение «Чей пароход лучше гудит?» - развитие длительного, целенаправленного ротового выдоха. 2.игра «Эхо» - развитие силы голоса. «Дети делятся на две группы, одна изображает детей, которые заблудились в лесу, другая – эхо. Группы располагаются в разных углах комнаты. Дети, которые заблудились в лесу, громко зовут по имени детей другой подгруппы: «Ау, Оля! Ау, Петя! ». дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом меняются ролями. 3.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: Да-да-да- у меня вода. Ды-ды-ды- нет воды. Ду-ду-ду- за водой пойду. | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. Различение звуков [Д], [Д']: д-д-дь-д-дь-д-д-…; дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Д] ; 2.Предметные картинки: дом, дождь, душ, дерево, девочка. 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [Д], а потом со звуком [Д']» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[Н, Н'] Картинки символы «Погоняем лошадку» «Девочка грозит пальчиком» | 1.Артикуляционная гимнастика «Часики». 2. Артикуляция звука [Н]: губы в свободном положении, зубы сближены, но не сомкнуты, кончик языка стучит за верхними зубами, воздух проходит через носик. 3. Упражнение «Закроем ворота» - тактильный контроль выдыхаемой воздушной струи через нос. «Н!» - мы звонко произносим. Звуку помогает носик! (зажать кончик носа двумя пальцами) (см. [О,Э,Ы]) | 1.Упражнение «Чей пароход лучше гудит?» - развитие длительного, целенаправленного ротового выдоха. 2.игра «Эхо» - развитие силы голоса. 3.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: На-на-на – лампа у окна. Ну-ну-ну – саночки тяну. Ни-ни-ни – звонок звони. | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. Различение звуков [Н], [Н']: н-н-нь-н-нь-нь…дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Н] ; 2.Предметные картинки: нож, нос, ножницы, носки, носорог. 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [Н]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
ФЕВРАЛЬ | |||
[К, К'] Картинки символы «Сильный дождик» «Мелкий дождик» | 1.Артикуляционная гимнастика «Киска». 2. Артикуляция звука [К]: губы в свободном положении, кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу. 3. Упражнение «Кот» Язык книзу – ка-ка-ка, Потеряли мы кота. Язык книзу – ка-ка-ка, Где же нам найти кота! | 1.Упражнение «Дождик» цель: работа над темпом речи (учить переходить от медленного темпа речи к быстрому). «Пошли мы гулять и вдруг начался дождик, забарабанил по крыше. Как капли закапали? (кап-кап-кап). Капля раз, капля два, Капли медленно сперва Кап, кап, кап,кап.(дети медленно хлопают) Стали капли поспевать. Капля каплю догонять - Кап, кап, кап,кап.(хлопки учащаются) Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем.(дети «держат» зонтик). 2.игра «Эхо» - развитие силы голоса. 3.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: Ка-ка-ка – бежит река. Ко-ко-ко – вижу далеко. Ку-ку-ку –кукушка на суку. | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. Различение звуков [К], [К']: к-к-кь-к-кь-кь-к…дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [К] ; 2.Предметные картинки: кузнечик, колокольчик, конфета, кот, кит, кукла, колобок, кенгуру. 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [К], а потом со звуком [К']» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[Г,Г'] Картинки символы «Гусь гогочет» «Гусята гогочут» | 1.Артикуляционная гимнастика «Киска». 2. Артикуляция звука [К]: губы в свободном положении, кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу. 3. Упражнение «Гуси» Га-га-га! – гогочут гуси, Убегая от бабуси. | 1.Упражнение «Дождик» цель: работа над темпом речи (учить переходить от медленного темпа речи к быстрому). 2.игра «Эхо» - развитие силы голоса. 3.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: Га-га-га- дайте Гале пирога. Гу-гу-гу- гуси на лугу. Ги-ги-ги- мы ели пироги. | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. Различение звуков [Г], [Г']: г-г-гь-г-гь-гь…дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Г] ; 2.Предметные картинки: гриб, горох, гном, гусь, гитара. 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [Г], а потом со звуком [Г']» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[Х,Х'] Картинки символы «Греем замерзшие ладошки» «Дети смеются» | 1.Артикуляционная гимнастика «Киска». 2. Артикуляция звука [Х]: губы в свободном положении, кончик языка опущен вниз, спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха. 3. Упражнение «Звук Х » Спинку языка попробуй Приподнять повыше к небу. Кончик языка – пониже, И легко, легко подышим | 1.Упражнение «Дождик» цель: работа над темпом речи (учить переходить от медленного темпа речи к быстрому). 2.игра «Эхо» - развитие силы голоса. 3.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: Ха-ха-ха- испугали петуха. Ху-ху-ху- ели мы уху. Ох-ох-ох- посадили мы горох. Хи-хи-хи- пели петухи. | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. Различение звуков [Х], [Х']: х-хь-х-х-хь…дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Х] ; 2.Предметные картинки: хвост, хобот, хомяк, халат. 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [Х]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[К], [Г], [Х] Картинки символы. | 1.Артикуляционная гимнастика (см. звуки [К, Г, Х]); 2. Артикуляция звуков [К, Г, Х]; 3. Упражнения на звуки [К, Г, Х]; | 1.Упражнения на развитие речевого дыхания (см. звуки [К, Г, Х]). 2. Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки на звуки [К, Г, Х] | 1. Упражнение «Назови и раскрась картинки по порядку на звук [К], [Г], [Х]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
МАРТ | |||
[Ф, Ф'] Картинки символы «Воздушный шар лопнул» «Мяч лопнул» | 1.Артикуляционная гимнастика «Шарик» 2. Артикуляция звука [Ф]: нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхние зубки слегка видны. 3. Упражнение «Звук Ф » Ф- произнесем мы с вами, Губку, прикусив зубами. Воздух выбежит из щели- Верно Ф сказать сумели. | 1.Упражнение «Пузырь» - развитие длительного ротового выдоха. «Дети стоят тесным кругом наклонив голову вниз, имитируя ненадутый пузырь. Затем, медленно поднимая голову и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу педагога «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук Ф и подражая выходящему воздуху (щеки не надувать)». 2.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: Аф-аф-аф- стоит шкаф. Аф-аф-аф- идет жираф. | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. Различение звуков [Ф], [Ф']: ф-ф-фь-ф-ф…дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Ф]; 2.Предметные картинки: фартук, фонарь, фрукты, флажок. 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [Ф]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[В, В'] Картинки символы «Мельница» «Вентилятор» | 1.Артикуляционная гимнастика «Шарик» 2. Артикуляция звука [Ф]: нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхние зубки слегка видны. 3. Упражнение «Звук В » Губку зубками прикусим, Между ними голос пустим. | 1.Упражнение «Пузырь» - развитие длительного ротового выдоха. 2.Упражнение «Ветер» - развитие силы голоса. «Дует сильный ветер: ВВВВВ….; тихий ветер: вввввв….» 3.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: Ва-ва-ва- выросла трава. Ву-ву-ву- соберу траву. Вы-вы-вы- нет травы. | 1.Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. Различение звуков [В], [В']: в-в-вь-вь-в-в-…дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [В] ; 2.Предметные картинки: воробей, ворона, водолаз, верблюд, вертолет, вилка, вишня, ведро, валенки. 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [В], а потом со звуком [В']» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[Ф],[В] картинки символы | 1.Артикуляционная гимнастика (см. звуки [Ф, В] ); 2. Артикуляция звуков [Ф, В]; 3. Упражнения на звуки [Ф, В]; | 1.Упражнения на развитие речевого дыхания (см. звуки [Ф, В]). 2. Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки на звуки [Ф,В] | 1. Упражнение «Назови и раскрась картинки по порядку на звук [Ф], [В]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
АПРЕЛЬ | |||
[С, С'] Картинки символы «Вода течет из шланга» «Вода течет из крана» | 1.Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки». 2. Артикуляция звука [С]: губы в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка находится за нижними зубами, воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта) 3. Упражнение «Насос» Губки улыбаются, Зубки появляются. Воздух носиком вдыхаем, Через зубы выдыхаем: сссс… Мы в насос сейчас играем. | 1.Упражнение «Послушный ветерок» - формирование длительной направленной воздушной струи. «Для игры используются различные сюжетные картины, к которым ниткой прикреплены вырезанные по контуру предметные картинки (листочки, цветочки, насекомые, птицы и т.д.). Дети вытягивают губы вперед трубочкой и длительно дуют на картинку («посади бабочку на цветок»). Следить, чтобы у детей не надувались щеки, можно их придерживать пальцами. Дуть необходимо на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой». 2.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: Са-са-са- вот летит оса. Ся-ся-ся- мы видели гуся Су-су-су- не боюсь осу. Сы-сы-сы- нет осы. | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. Различение звуков [С], [С']: с-с-с-сь-сь-с…дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [С]; 2.Предметные картинки: собака, слон, сито, сердце, санки, самолет. 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [С], а потом со звуком [С']» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[З, З'] Картинки символы «Муха звенит» «Комар звенит» | 1.Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки» 2. Артикуляция звука [З]: губы в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка находится за нижними зубами, воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта) 3. Упражнение «Комарики» Губки улыбаются, Зубки появляются. Воздух носиком вдыхаем, Через зубы выдыхаем: сссс… Мы в комариков играем. | 1.Упражнение «Послушный ветерок» - формирование длительной направленной воздушной струи. 2.Упражнение «Муха и Комарик» - развитие силы голоса. «Муза звенит громко: ЗЗЗЗЗ…., а Комарик – тихо: ззззз…» 2.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: За-за-за- вот идет коза. Зу-зу-зу- не боюсь козу. Зы-зы-зы- нет козы. | 1. Д/и «Хлопни в ладошки» - развитие фонематического слуха. Различение звуков [З], [З']: з-з-зь-з-зь-зь…дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [З] ; 2.Предметные картинки: зонтик, замок, забор, заяц, зима, зеркало, зебра, земля. 3. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [З], а потом со звуком [З']» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
[Ц] Картинка символ «Кузнечик стрекочет» | 1.Артикуляционная гимнастика «Часики» 2. Артикуляция звука [Ц]: губы в улыбке, зубы сближены, передняя часть языка сначала смыкается с верхними зубами, затем образуется щель между ними, сильная короткая воздушная струя идет по язычку. 3. Упражнение «Кузнечик» В гости нас кузнечик звал, И на скрипке заиграл. | 1.Упражнение «Послушный ветерок» - формирование длительной направленной воздушной струи. 2.Работа над четкостью дикции – повторить чистоговорки: Ца-ца-ца- вот идет овца. Цу-цу-цу- не боюсь овцу. Цы-цы-цы- нет овцы. Цо-цо-цо- мы вымыли лицо. | 1.Предметные картинки: цапля, цыпленок, цветок, царь, царевна. 2. Упражнение «Раскрась картинки со звуком [Ц]» - развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук. |
МАЙ | Повторение пройденного |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Отклонения в формировании речи рассматриваются учеными как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Неполноценная речевая деятельность накладыва...
Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста ср. гр.(4 - 5 лет)
Программа взаимодействия учителя - логопеда и воспитателей оказывает положительное влияние для предупреждения речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста....
Взаимодействие участников образовательного процесса при работе с разновозрастным коллективом детей со сложным дефектом
На основании концептуальных положений о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал лишь при условии вов...
Перспективный план взаимодействия участников воспитательно - образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста...
Профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Современная ситуация в дошкольном образовании показывает, что растёт число детей с отклонениями в развитии. Поэтому необходимо проводить работу в ДОУ по профилактике и предупреждению речевых нарушений...
«Взаимодействие участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста »
Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенк...
Здоровьесберегающие технологии в предупреждении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии в предупреждении речевых нарушений у детей дошкольного возраста....