ПДО "В гостях у сказки"
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности. Преимущества развития детей средствами театрального искусства заключены, прежде всего, в коллективной природе театра. В то же время театральное искусство глубоко индивидуально и в полной мере позволяет реализовать индивидуально–дифференцированный подход в воспитании дошкольников. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный, эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. На развитие творческого воображения, на создание оригинального образа того или иного героя огромное воздействие оказывает музыка. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить с помощью жеста, мимики, пластики. Каждому ребенку, выходящему на сцену, приходится самостоятельно решать задачи реализации творческого образа, а небольшие этюды, направленные на создание такого образа - пластического, музыкального, речевого, становится важным этапом в развитии творческой личности ребенка, способствуют его раскрепощению, развивают его фантазию и воображение. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет (старшая и подготовительная группы).
Таким образом, театральная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.
Актуальность программы.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни ребёнка
Направленность:
1. Развитие творческих способностей детей, формирование творческой личности с богатым воображением, инициативой.
2. Духовное развитие детей.
3. Речевое, социальное и интеллектуальное развитие детей.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Педагогическая целесообразность
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.
Мы считаем, что театральная деятельность развивает творческие способности у детей дошкольного возраста. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, что подразумевает лучшую социализацию ребенка, развивает общительность, возможность к взаимопониманию, приятию сверстников и взрослых. Дети учатся лучше понимать себя и других, чувства, поступки, мотивы. Они учатся ставить себя на место другого, взвешивать свои поступки и действия, сострадать другим.
В театрализованной деятельности развивается способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, влияющие на развитие творческого потенциала. Всё это способствует быстрому усвоению программного материала детьми, и даёт положительную динамику.
Развивая доступные каждому ребенку возможности к импровизации, мы помогаем детям лучше понимать и чужой язык жестов, мимики, движения.
Основной целью программы является:
Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.
Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач:
1.Развитие творческих способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения;
2.Развитие навыков актерского мастерства и сценической речи;
3.Реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира; создание атмосферы доброжелательности в коллективе;
4.Развитие сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ кукольных спектаклей и создании творческой мастерской.
Особенности программы:
Каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти способности именно в дошкольном возрасте и является первоочередной задачей данной программы.
Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства.
В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.
Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.
Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей.
Программа «В гостях у сказки» предназначена для работы с воспитанниками в свободное от основных занятий время в театрализованном кружке, где каждый может раскрыть свои творческие способности, познакомиться с миром театра более близко. Она даёт возможность каждому ребёнку с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение. Данная программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала для овладения детьми различными методами и приемами театрального мастерства. Каждое занятие направлено на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности. Особенностью этой программы является то, что ее реализация возможна как для нормативно развивающихся детей, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы и режим занятий: Программа рассчитана на 2 года с сентября по май. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий в старшей группе – 25 минут, включая организационные моменты; в подготовительной группе – 30 минут включая организационные моменты.
Ожидаемые результаты:
Первый год обучения (старшая группа)
Дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
- показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
- произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
- выразительно читают стихотворный текст;
- передают образ героя характерными движениями;
- действуют на сцене в коллективе;
- разыгрывают несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты);
- держатся уверенно перед аудиторией;
- имеют представление о театре, видах театра, правилах поведения в театре.
Второй год обучения (подготовительная группа)
Называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);
- хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
- показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
- сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
- выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
- четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
- произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
- показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
- действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
- двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
- создают пластические импровизации под музыку различного характера;
- умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия;
- с интересом изготавливают и используют театрализованные образные игрушки из разных материалов;
- знают разные виды театра, имеют представления о театральной культуре.
Формы подведения итогов:
театрализованные представления;
мониторинг
фотовыставки;
выставки детских работ прикладного творчества, выполненных совместно с родителями.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ:
Сентябрь: Консультация для родителей «Театр - наш друг и помощник». Анкетирование, памятки, папка - передвижка «Театр и родители». Информирование о работе кружка.
Октябрь. Папка - передвижка «Что такое театр?» Привлечение к помощи в оформлении театрального уголка.
Ноябрь. Папка - передвижка «Кукольный театр»
Декабрь. Конкурс рисунков «В театре» (помощь детям при участии в конкурсе).
Январь. Папка - передвижка - консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Февраль. Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (помощь детям при участии в конкурсе)
Март. Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка» Анкетирование, памятки.
Апрель. Папка - передвижка «Покажи мне спектакль» Помощь родителей в подготовке к спектаклю «Теремок на новый лад» (изготовление костюмов, декораций)
Май. Помощь родителей в подготовке к спектаклю «Теремок на новый лад» (изготовление костюмов, декораций).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ НА ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ: Сентябрь. Анкетирование «Выявление уровня педагогической культуры родителей» Папка - передвижка «Кукольный театр: куклы на палец.
Октябрь. Консультация для родителей «Театр дома» Папка - передвижка «Театрализованная деятельность»
Ноябрь. Просмотр выступления детей к Дню матери. Конкурс «Лучшая маска к Новому году своими руками»
Декабрь. Помощь родителей в подготовке к Рождественскому спектаклю. (изготовление костюмов, декораций)
Январь . Конкурс поделок «Мой любимый сказочный герой»
Февраль. Консультация для родителей в виде презентации Консультация для родителей «Значение игр-драматизаций в развитии детей дошкольного возраста»
Март. Анкетирование «Любите ли вы театр?»
Апрель. Игрушки для театрального уголка.
Май. Помощь родителей в подготовке к спектаклю «Три поросёнка»
( изготовление костюмов).
Использование разнообразных форм работы с родителями способствует вовлечению родителей в коррекционно – образовательный процесс. Их заинтересованность участие в жизни ДОУ помогает формированию у ребёнка речевых и творческих способностей . Ценность активного участие родителей в следующем:
- установление контакта с родителями;
- закрепление изученного материала;
- возможность оценивать и сравнивать речь собственного ребёнка и других детей;
- открытость обучения усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребёнка. Опыт показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя – логопеда в полноценном формировании речи дошкольников.
Учебно –тематический план
Первый год обучения
№ | Тема | Всего часов |
1. | Мониторинг | 8 |
2 | Кто работает в театре? .Знакомство с театром. | 2 |
3 | Как вести себя в театре? (Сюжетно- ролевая игра) | 2 |
4. | Знакомство с настольным театром, подготовка к инсценировке сказки « Репка» | 4 |
5 | Мимика | 2 |
6 | Сила голоса. Знакомство с театральными игрушками | 2 |
7 | Знакомство с пальчиковым театром | 2 |
8 | Пантомима | 2 |
9 | Сила голоса и речевое дыхание | 2 |
10 | Мимика и жесты | 2 |
11 | Знакомство с пальчиковым театром | 2 |
12 | Рисуем театр | 2 |
13 | Слух и чувство ритма | 2 |
14 | Театральные игры | 2 |
15 | Подготовка к инсценировке сказки «Колобок» | 4 |
16 | Расслабление мышц | 2 |
17 | Игрушка для театрального уголка « Своими руками» | 4 |
18 | Выставки детских работ | 2 |
19 | Знакомство с театром масок | 2 |
20 | Ритмопластика | 2 |
21 | Культура и техника речи | 2 |
22 | Подготовка к инсценировке сказки «Теремок» | 4 |
23 | Показ театрализованного представления по сказке «Теремок» | 4 |
24 | Экскурсия в кукольный театр | 2 |
25 | Подготовка к инсценировке сказки «Три поросёнка» | 4 |
26 | Мониторинг | 4 |
Итого: | 72 |
Учебно – тематический план
Второй год обучения
№ | Тема | Всего часов |
1 | Мониторинг | 8 |
2 | Артикуляционно – пальчиковая гимнастика «Кот Мурлыка» | 2 |
3 | Работа над дикцией | 2 |
4 | Произношение скороговорок с различной громкостью | 2 |
5 | Работа над ролью. Учим говорить правильно. | 2 |
6 | Подготовка к Дню матери. Просмотр мультика «Мама для мамонтёнка» | 4 |
7 | Выступление на День матери | 2 |
8 | Маски своими руками. Совместная деятельность детей и родителей | 4 |
9 | Упражнение на дыхание «В гости» | 2 |
10 | Конкурс «Мой любимый сказочный герой» | 4 |
11 | Рисуем сказочных героев. Сочиняем им сказки | 2 |
12 | Театральная мастерская « Куклы оригами» | 4 |
13 | Индивидуальная работа над образом. Разучиваем роли. | 2 |
14 | Развиваем психические процессы, произвольное внимание, поведение, активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе. | 4 |
15 | Слушание звуков леса. «Отгадай чей голос» | 2 |
16 | Упражнение на речевое дыхание. Работа над голосом. | 2 |
17 | Развитие мимики. Игровая деятельность | 2 |
18 | Игровая деятельность «Фыркающая лошадка». Учить создавать образ живых существ. | 2 |
19 | Воспитывать терпение и выдержку. | 2 |
20 | Просмотр инсценировки по сказке «Теремок» | 4 |
21 | Следить за интонационной выразительностью речи. Стихи | 2 |
22 | Выступление со спектаклем перед детьми ДОУ | 2 |
23 | Тренировать чёткое произношение согласных звуков в конце слов | 2 |
24 | Мониторинг | 8 |
72 |
Программа дополнительного образования «В гостях у сказки» рассчитана на здоровых детей, а также на детей с ограниченными возможностями здоровья. Данную программу могут освоить дети с различными категориями отклонений.
Программой предусмотрено взаимодействие детей с ОВЗ с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой и творческой деятельности. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого
Список литературы, используемой при написании программы дополнительного образования детей.
- Рыжова С.Ф. Коррекционно – развивающие технологии в работе с детьми 5- 7 лет с нарушением речи. Учитель.2013.
2.Петрова Т.И., Сергеева Е.А. Театрализованные игры в детском саду.
М. ,2000.
3.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду « Сфера». Москва, 2007.
4.Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. « Сфера», 2007.
5. Чурилова Э.Г. Организация театральной деятельности дошкольников. М.Владос,2005.
учитывать их при взаимодействии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.
Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе Автор ...
Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».
Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...
Гость группы "В гостях у сказки"
Гость группы в первой младшей группе №1 Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, расширяет словарь детей, является сред...
Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...