Лэпбук «Звуковичок» (учебно-дидактическое пособие)
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа)
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечающее требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-6 лет по автоматизации шипящих звуков [Ш] и [Ж] в слогах, словах и предложениях и может быть использовано в разных вариантах:
- как наглядный материал для коррекционной работы учителя-логопеда в процессе индивидуальной коррекционной работы;
- в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению изучаемого звука (по заданию логопеда).
В нем представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию и дифференциацию звуков [Ш], [Ж], но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматики. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа: умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному. А благодаря наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 32»
Лэпбук
«Звуковичок»
(учебно-дидактическое пособие)
Автор-составитель:
Мозалева Е. Н., учитель-логопед
Рязань - 2018
Цель: в игровой форме автоматизировать и дифференцировать звуки [Ш], [Ж], изолированно, в слогах, начале, середине и конце слов, словосочетаниях, чистоговорках, стихах, предложениях, связной речи.
Задачи, реализуемые в процессе использования учебно - дидактического пособия «Лэпбук «Звуковичок»»:
- способствовать речевому развитию детей: закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж] в слогах, словах, фразах;
- расширять и активизировать словарь детей;
- создать условия для развития навыков грамматически правильной речи, фонематического слуха, навыков звукового анализа, зрительного восприятия, мелкой моторики, творческих способностей дошкольников;
- развивать сотрудничество между детьми, учителем-логопедом и воспитателями детского сада.
Игры, представленные в данном пособии помогут ребёнку сделать длительный этап автоматизации звуков интересным и увлекательным. Ребёнок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.
«Такие разные буквы»
Цель: способствовать развитию тактильных ощущений.
Оборудование:буквы выполнены из различных материалов: крупа, ракушки.
«Волшебная дорожка»
Цель: создать условия для закрепления правильного произношения звуков [Ш], [Ж] в словах.
Оборудование: листы с предметными картинками.
Ход игры: дети по очереди ведут пальцем по дорожкам к определенным картинкам.
«Чудо-дерево», «Волшебные цветы»
Цель: развивать правильное речевое дыхание, произносить правильно шипящие звуки в словах.
Оборудование: макеты яблонь, поляны цветов.
Ход игры: ребенок дует на цветки, яблоки и правильно называет изображенные картинки. Определяет местоположение шипящего звука.
«Рыболов»
Цель игры: создать условия для закрепления правильного произношения звуков, содействовать развитию фонематического восприятия.
Оборудование: удочки с магнитом, предметные картинки, в названии которых есть дифференцируемые звуки, два ведерка с кармашками для символов звуков.
Ход игры: дети по очереди вылавливают удочкой картинки. Определяют наличие того или иного звука и кладут картинку в соответствующее ведерко.
«Поезд»
Цель игры: создать условия для закрепления правильного произношения звуков, содействовать развитию фонематического восприятия.
Оборудование: два бумажных вагона поезда с кармашками для символов звуков, предметные картинки, в названии которых есть дифференцируемые звуки.
Ход игры: разместить пассажиров по вагонам.
«Построй домик»
Цель игры: создать условия для дифференциации звуков [Ш], [Ж] в словах, содействовать развитию фонематического восприятия.
Оборудование: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) – на дифференцируемые звуки, на большом треугольнике (крыше) – карман для букв (символов звуков).
Ход игры: построить домики, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [Ш], [Ж].
«Ромашка»
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, способствовать развитию фонематического восприятия, зрительной памяти.
Оборудование: лепестки цветов по 6 штук разного цвета, с обратной стороны наклеены предметные картинки на дифференцируемые звуки, желтые «серединки» цветов с написанными на них буквами (символами звуков).
Ход игры: ребенок раскладывает цветочные лепестки вокруг «серединок», выбирая картинки с нужным звуком.
«Подарок для гостей»
Цель игры: автоматизировать звуки в словах, фразах, способствовать развитию фонематического восприятия.
Оборудование: изображения кошки и ежа, воздушные шары с наклеенными на обратной стороне предметными картинками на дифференцируемые звуки.
Ход игры: героям подарили воздушные шары. На воздушных шарах кошки – картинки со звуком [Ш]. На воздушных шарах ежа - картинки со звуком [Ж]. Узнай, где чьи шары. Ребенок называет картинку, определяет звук в названии предмета и раскладывает картинки героям.
«Собери яблочки»
Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, создать условия для развития мелкой моторики.
Оборудование: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями для символов звуков.
Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. Например, в корзинку ежа надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком [Ж], а в корзину кошки – яблочки с картинками со звуком [Ш].
«Звуковая улитка»
Цель: создать условия для автоматизации и дифференциации шипящих звуков, развивать фонематический слух и просодическую сторону речи, мелкую моторику.
Оборудование: улитки с картинками, пуговицы, кубик.
Ход игры: дети бросают кубик и по очереди «ходят»-называя столько картинок, сколько выпало точек на кубике. Выигрывает тот, кто первым дойдет до середины.
«Волшебные бусы»
Цель игры: создать условия для дифференциации звуков [Ш] и [Ж] в словах, способствовать развитию фонематического восприятия, мелкой моторики.
Оборудование: длинный шнурок, предметные картинки (с оппозиционными звуками), наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.
Ход игры: дети по очереди собирают бусы, один выбирает картинки со звуком [Ш], другой – со звуком [Ж].
«Разноцветные скрепки»
Цель игры: дифференцировать шипящие и свистящие звуки в словах, способствовать развитию фонематического слуха, мышления, мелкой моторики.
Оборудование: вырезанный из картона круг, по краю которого помещают картинки с дифференцируемыми звуками, цветные скрепки.
Ход игры: необходимо «украсить» круг, прицепить скрепку определенного цвета на картинку. Например, на картинку со звуком [З] прикрепляется скрепка зеленого цвета, со звуком [Ж] – желтого и т.п.
«Логопедическое лото»
Цель: упражнять детей в нахождении места звуков [Ш], [Ж] в словах (в начале, середине, в конце); развивать фонематический слух.
Оборудование: схемы-домики, предметные картинки.
Ход игры: логопед называет слова, где звуки находятся в начале, середине или конце слова. Дети поднимают соответствующие схемы-домики, определяя, где находится звук. Выиграет тот, кто первый соберет все картинки к схемам. Затем дети меняются схемами, и игра продолжается.
«Чаепитие»
Цель игры: дифференцировать звуки [Ш], [Ж], в словах, фразах, определять позицию звука (начало, середина, конец), способствовать развитию фонематического слуха, внимания, мышления и мелкой моторики.
Оборудование: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона и разрезанные на половинки, прямоугольники-домики (схемы).
Ход игры: педагог предлагает детям «склеить» чашки с картинки. Определить позицию звуков [Ж] и [Ш] в названии картинок с помощью схем (начало, середина, конец).
«Звуковые часы»
Цель игры: дифференцировать звуки [С]-[Ш], [З]-[Ж] в словах, делать звуковой анализ и синтез слов, способствовать развитию фонематического слуха, мышления, внимания, мелкой моторики.
Оборудование: картонные круги, по краю наклеены предметные картинки с дифференцируемыми звуками [С]-[Ш], [З]-[Ж]. В середине круга – две вращающиеся стрелки.
Ход игры: ребенок вращает стрелку и ищет картинку с определенным звуком.
Определить количество слогов в названии картинки. Составить с ними предложение.
«Повтори чистоговорки и стихи», «Загадки»
Цель: создать условия для дифференциации шипящих и свистящих звуков в словах, в словосочетаниях, предложениях, связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию, память, контроль над звукопроизношением,
развивать внимание.
Оборудование: карточки с чистоговорками, стихами и загадками.
Ход: ребенок повторяет за логопедом чистоговорки, стихи и четко произносит звуки.
«Что сначала, что потом»
Цель: восстановить последовательность событий и составить связный рассказ.
Оборудование: картинки.
Ход игры: дети берут по очереди картинки, восстанавливают последовательность событий и составляют рассказ.
Содержание:
1 «Такие разные буквы» папка № 1
2 «Волшебная дорожка» папка № 2
3 «Чудо-дерево», «Волшебные цветы» папка № 3
4 «Рыболов» папка № 4
5 «Поезд» папка № 5
6 «Построй домик» папка № 6
7 «Ромашка» папка № 7
8 «Подарок для гостей» папка № 8
9 «Собери яблочки» папка № 9
10 «Звуковая улитка» папка № 10
11 «Волшебные бусы» папка № 11
12 «Разноцветные скрепки» папка № 12
13 «Логопедическое лото» папка № 13
14 «Чаепитие» папка № 14
15 «Звуковые часы» папка № 15
16«Повтори чистоговорки и стихи», «Загадки» папка № 16
17 «Что сначала, что потом» папка № 17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - дидактическое пособие "Необыкновенные приключения в городе математических загадок"
Данное пособие многофункционально и может быть использовано как в младшем так и в старшем дошкольном возрасте. Можно использовать его и для мониторинга, используя предложенное ниже сопровождение...
Учебно - дидактическое пособие Лэпбук " Космос" для детей 5-7 лет
Учебно дидактическое пособие Лэпбук " Космос" для детей старшей группы, представляет собой интерактивную папку с кармашками.В ней находяться: познавательный материал " Это и...
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с родителями по изготовлению речевого пособия ЛЭПБУК «Звуковой поезд»
Конспект описывает основные этапы совместной деятельности учителя-логопеда с родителями по изготовлению речевого пособияЛЭПБУК «Звуковой поезд»...
Учебно-дидактическое пособие "Занимаемся вместе с мамой"
Учебно-дидактическое пособие «Занимаемся вместе с мамой» предназначено для домашних занятий родителей с детьми 5 – 6 лет с целью развития фонематического слуха и закрепления навыков ...
Учебно-дидактическое пособие "Весна"
Авторское пособие для развития мелкой моторики рук, в которое включены упражнения для развития лексико-грамматических категорий и связной речи. Развивай руки и говори!...
Учебно-дидактическое пособие "Осень"
Развиваем мелкую моторику рук и говорим!...
Учебно-дидактическое пособие "Зима"
Развиваем мелкую моторику рук и говорим!...