Лэпбук «Звуковичок» (учебно-дидактическое пособие)
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа)

Мозалева Елена Николаевна

Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечающее требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;

- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);

- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

 

       Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-6 лет по автоматизации шипящих звуков [Ш] и [Ж] в слогах, словах и предложениях и может быть использовано в разных вариантах:

- как наглядный материал для коррекционной работы учителя-логопеда в процессе индивидуальной коррекционной работы;

- в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению изучаемого звука (по заданию логопеда).

       В нем представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию и дифференциацию звуков [Ш], [Ж], но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматики. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

      Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа: умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному. А благодаря наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад  № 32»

Лэпбук

«Звуковичок»

(учебно-дидактическое пособие)

                                                     Автор-составитель:

Мозалева Е. Н., учитель-логопед

Рязань - 2018

      Цель: в игровой форме автоматизировать и дифференцировать звуки [Ш], [Ж], изолированно, в  слогах, начале, середине и конце слов, словосочетаниях, чистоговорках, стихах, предложениях, связной речи.

    Задачи, реализуемые в процессе использования учебно - дидактического пособия «Лэпбук «Звуковичок»»:

- способствовать речевому развитию детей: закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж] в слогах, словах, фразах;

-   расширять и активизировать словарь детей;

-  создать условия для развития навыков грамматически правильной речи, фонематического слуха, навыков звукового анализа, зрительного восприятия, мелкой моторики, творческих способностей дошкольников;

- развивать сотрудничество между детьми, учителем-логопедом и воспитателями детского сада.

     Игры, представленные в данном пособии помогут ребёнку сделать длительный этап автоматизации звуков интересным и увлекательным. Ребёнок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.

«Такие разные буквы» 

Цель: способствовать развитию тактильных ощущений.

Оборудование:буквы выполнены из различных материалов: крупа, ракушки.

«Волшебная дорожка»

Цель:   создать условия для закрепления правильного произношения звуков  [Ш], [Ж] в словах.

Оборудование: листы с предметными картинками.

Ход игры: дети по очереди ведут пальцем по дорожкам к определенным картинкам.

«Чудо-дерево», «Волшебные цветы» 

Цель: развивать правильное речевое дыхание, произносить правильно шипящие звуки в словах.

Оборудование: макеты яблонь, поляны цветов.

Ход игры: ребенок дует на цветки, яблоки и правильно называет изображенные картинки. Определяет местоположение шипящего звука.

«Рыболов»

Цель игры: создать условия для закрепления правильного произношения звуков, содействовать развитию фонематического восприятия.

Оборудование: удочки с магнитом, предметные картинки, в названии которых есть дифференцируемые звуки, два ведерка с кармашками для символов звуков.

Ход игры: дети по очереди вылавливают удочкой картинки. Определяют наличие того или иного звука и кладут картинку в соответствующее ведерко.

«Поезд»

Цель игры: создать условия для закрепления правильного произношения звуков, содействовать развитию фонематического восприятия.

Оборудование: два бумажных вагона поезда с кармашками для символов звуков, предметные картинки, в названии которых есть дифференцируемые звуки.

Ход игры: разместить пассажиров по вагонам.

«Построй домик»

Цель игры: создать условия для дифференциации звуков [Ш], [Ж]  в словах, содействовать развитию фонематического восприятия.

Оборудование: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) – на дифференцируемые звуки, на большом треугольнике (крыше) – карман для букв (символов звуков).

Ход игры: построить домики, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [Ш], [Ж].

 «Ромашка»

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, способствовать развитию фонематического восприятия, зрительной памяти.

Оборудование: лепестки цветов по 6 штук разного цвета, с обратной стороны наклеены предметные картинки на дифференцируемые звуки, желтые «серединки» цветов с написанными на них буквами (символами звуков).

Ход игры: ребенок раскладывает цветочные лепестки вокруг «серединок», выбирая картинки с нужным звуком.

«Подарок для гостей»

Цель игры: автоматизировать звуки в словах, фразах, способствовать развитию фонематического восприятия.

Оборудование: изображения кошки и ежа, воздушные шары с наклеенными на обратной стороне предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры: героям  подарили воздушные шары. На воздушных шарах кошки – картинки со звуком [Ш]. На воздушных шарах ежа - картинки со звуком [Ж]. Узнай, где чьи шары. Ребенок называет картинку, определяет звук в названии предмета и раскладывает картинки героям.

«Собери яблочки»

Цель игры: закреплять умение дифференцировать  оппозиционные звуки, создать условия для развития мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями для символов звуков.

Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. Например, в корзинку ежа надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком [Ж], а в корзину кошки – яблочки с картинками со звуком [Ш].

«Звуковая улитка» 

Цель: создать условия для автоматизации и дифференциации шипящих звуков, развивать фонематический слух и просодическую сторону речи, мелкую моторику.

Оборудование: улитки с картинками, пуговицы, кубик.

Ход игры: дети бросают кубик  и по очереди «ходят»-называя столько  картинок, сколько выпало точек на кубике. Выигрывает тот, кто первым дойдет до середины.

«Волшебные бусы»

Цель игры: создать условия для дифференциации  звуков [Ш] и [Ж]  в словах, способствовать развитию фонематического восприятия, мелкой моторики.

Оборудование: длинный шнурок, предметные картинки (с оппозиционными звуками), наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры: дети по очереди собирают бусы, один выбирает картинки со звуком [Ш], другой – со звуком [Ж].

 «Разноцветные скрепки»

Цель игры: дифференцировать шипящие и свистящие звуки в словах, способствовать развитию фонематического слуха, мышления, мелкой моторики.

Оборудование: вырезанный из картона круг, по краю которого помещают картинки с дифференцируемыми звуками, цветные скрепки.

Ход игры: необходимо «украсить» круг, прицепить скрепку определенного цвета на картинку. Например, на картинку со звуком [З] прикрепляется скрепка зеленого цвета, со звуком [Ж] – желтого и т.п.

«Логопедическое лото» 

Цель:  упражнять детей в нахождении места звуков [Ш], [Ж]   в словах (в начале, середине, в конце); развивать фонематический слух.

Оборудование: схемы-домики, предметные картинки.

Ход игры: логопед называет слова, где звуки находятся в начале, середине или конце слова. Дети поднимают соответствующие схемы-домики, определяя, где находится звук. Выиграет тот, кто первый соберет все картинки к  схемам. Затем дети меняются схемами, и игра продолжается.

«Чаепитие»

Цель игры: дифференцировать звуки [Ш], [Ж], в словах, фразах, определять позицию звука (начало, середина, конец), способствовать развитию фонематического слуха, внимания, мышления и мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона и разрезанные на половинки, прямоугольники-домики (схемы).

Ход игры: педагог предлагает  детям «склеить» чашки  с  картинки. Определить позицию звуков  [Ж] и [Ш] в названии картинок с помощью схем (начало, середина, конец).

                

«Звуковые часы»

Цель игры: дифференцировать звуки [С]-[Ш], [З]-[Ж] в словах, делать звуковой анализ и синтез слов, способствовать развитию фонематического слуха, мышления, внимания, мелкой моторики.

Оборудование: картонные круги, по  краю наклеены предметные картинки с дифференцируемыми звуками [С]-[Ш], [З]-[Ж]. В середине круга – две вращающиеся стрелки.

Ход игры: ребенок вращает стрелку и ищет  картинку с определенным звуком.

Определить количество слогов в названии картинки. Составить с ними предложение.

 «Повтори чистоговорки и стихи», «Загадки» 

Цель: создать условия для дифференциации шипящих и свистящих звуков  в словах, в словосочетаниях, предложениях, связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию, память, контроль над звукопроизношением,

развивать внимание.

Оборудование: карточки с чистоговорками, стихами и загадками.

Ход: ребенок повторяет за логопедом чистоговорки, стихи и четко произносит звуки.

«Что сначала, что потом»

Цель: восстановить последовательность событий и составить связный рассказ.

Оборудование: картинки.

Ход игры:  дети берут по очереди картинки, восстанавливают последовательность событий  и составляют рассказ.

Содержание:

1 «Такие разные буквы»                                                           папка № 1

2 «Волшебная дорожка»                                                           папка № 2                                                    

3 «Чудо-дерево», «Волшебные цветы»                                   папка № 3

4 «Рыболов»                                                                                папка № 4

5 «Поезд»                                                                                     папка № 5

6 «Построй домик»                                                                    папка № 6

7 «Ромашка»                                                                               папка № 7

8 «Подарок для гостей»                                                            папка № 8

9 «Собери яблочки»                                                                  папка № 9    

10 «Звуковая улитка»                                                               папка № 10

11 «Волшебные бусы»                                                               папка № 11

12 «Разноцветные скрепки»                                                     папка № 12

13  «Логопедическое лото»                                                       папка № 13

14 «Чаепитие»                                                                             папка № 14

15 «Звуковые часы»                                                                   папка № 15

16«Повтори чистоговорки и стихи», «Загадки»                   папка № 16

17 «Что сначала, что потом»                                                    папка № 17  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - дидактическое пособие "Необыкновенные приключения в городе математических загадок"

Данное пособие многофункционально и может быть использовано как в младшем так и в старшем дошкольном возрасте. Можно использовать его и для мониторинга, используя предложенное ниже сопровождение...

Учебно - дидактическое пособие Лэпбук " Космос" для детей 5-7 лет

Учебно дидактическое пособие Лэпбук " Космос"  для детей старшей группы, представляет собой  интерактивную папку с кармашками.В ней находяться: познавательный материал " Это и...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с родителями по изготовлению речевого пособия ЛЭПБУК «Звуковой поезд»

Конспект описывает основные этапы совместной деятельности учителя-логопеда с родителями по изготовлению речевого пособияЛЭПБУК «Звуковой поезд»...

Учебно-дидактическое пособие "Занимаемся вместе с мамой"

Учебно-дидактическое пособие «Занимаемся вместе с мамой» предназначено для домашних занятий родителей с детьми 5 – 6 лет с целью развития фонематического слуха и закрепления навыков ...

Учебно-дидактическое пособие "Весна"

Авторское пособие для развития мелкой моторики рук, в которое включены упражнения для развития лексико-грамматических категорий и связной речи. Развивай руки и говори!...

Учебно-дидактическое пособие "Осень"

Развиваем мелкую моторику рук и говорим!...

Учебно-дидактическое пособие "Зима"

Развиваем мелкую моторику рук и говорим!...