«Применение информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОО»
статья по логопедии

Никитина Оксана Анатольевна

Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим проблема поиска эффективных путей обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОО занимает исключительное положение. Разработка и внедрение новых, наиболее результативных педагогических технологий, форм и методов обучения, которые способствуют полному, разностороннему развитию каждого ребенка, является жизненно важной необходимостью современной системы дошкольного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Никитина Оксана Анатольевна — учитель-логопед,

ГБДОУ НАО «ЦРР -ДС «Радуга»,  

г. Нарьян - Мар

«Применение информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОО»

Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим проблема поиска эффективных путей обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОО занимает исключительное положение. Разработка и внедрение новых, наиболее результативных педагогических технологий, форм и методов обучения, которые способствуют полному, разностороннему развитию каждого ребенка, является жизненно важной необходимостью современной системы дошкольного образования.  

ИКТ являются современным техническим средством обучения и играют роль незаменимого помощника в обучении, воспитании и общем психическом развитии детей.

Особенности восприятия дошкольника, тем более с проблемами в развитии, требуют достаточного количества реалистичной, динамичной наглядности, игровой формы представления информации.  Для этих целей как нельзя лучше подходит применение компьютерных ресурсов, в частности, как один из вариантов – это демонстрация слайд-фильмов (мультфильмов). Просмотр созданных на компьютере слайд-мультфильмов и виртуальных путешествий, сопровождаемых музыкой, записями голосов птиц, зверей, закадровым текстом, намного интереснее для детей, вызывает у них эмоциональный отклик. Такая информация легче переводится в долговременную память. Создание фильмов не требует больших затрат времени и углубленных знаний компьютера, доступно при желании и наличии материальной базы, практически всем педагогам.

Также компьютерные ресурсы позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования коррекционной программы, уровень подготовки детей и структуру нарушения. В нашем детском саду в работе с детьми с ОВЗ уже несколько лет  успешно применяются игры и пособия, созданные с использованием редактора Paint. Дидактические игры и лото для развития фонематического слуха, лексико-грамматического строя, упражнения, направленные на подготовку к обучению грамоте, на развитие высших психических функций, - все это легко сделать с использованием компьютерных технологий.

Для создания мультимедийных игр можно использовать программу Microsoft  Power Point. Именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход педагога.

Алгоритм  создания мультимедийных дидактических игр.

1.   Правая кнопка мыши – создать - «Презентация Microsoft PowerPoint» - название презентации.

2. На слайд презентации добавьте последовательно изображения необходимых картинок и знаков (правой кнопкой мышки – копировать – вставить в презентацию – выбрать нужный размер).

        2.1. Выбор нужного размера: для этого нужно навести курсором на уголок картинки и, нажав, левой кнопкой мыши, потянуть за него внутрь картинки. Таким образом, уменьшаем картинку до нужных размеров.

3. Создание анимации: для этого заходим в поле Анимация – выбираем Настройка анимации – Выделяем картинку – Выбираем команды: добавить эффект – пути перемещения – нарисовать пользовательский путь - линия (вверх).

4. Действуем по той же схеме, выделяем картинку, выбираем – Добавить эффект – пути перемещения – выбираем вариант вверх.

5. Показ слайдов.

Аналогично можно сделать мультимедийную игру на любую тему.

«как обрезать картинку».

Левой кнопкой мыши нажимаем на картинку –формат на панеле – обрезка

Цель: расширить и уточнить представления детей о жилище ненцев – чуме и его убранстве.

Алгоритм создания  анимационных фильмов.

1 этап: Съемка

Для съемки понадобится фотоаппарат, штатив, хорошее освещение (лампа) и, собственно, то, что вы собираетесь снимать, фон для этого И это может быть практически все, что угодно. Первым делом сделайте пару-тройку кадров пустого фона. Потом у нас должны появиться персонажи. Например, в начале приходит  зайчик. Кладем зайчика возле границы кадра, пусть в кадре появится кончик его. Фотографируем. Двигаем зайчика вперед примерно на сантиметр, фотографируем. Не забывайте убирать из кадра руки, когда фотографируем! Продолжаем: двигаем, снимаем, двигаем, снимаем.

2 этап: Монтаж

Первым делом вы загружаете все фотографии в компьютер и складываете в отдельную папку.

Открываете Вашу программу КИНОСТУДИЯ, на видео дорожку кладете вашу последовательность фотографий. Устанавливаем нужную скорость каждого кадра. Чтобы установить одинаковое время на все снимки, открываем желтую вкладку (работа с видео) и ставим галочку выбрать все и устанавливаем общее для всех время (примерно 1 секунда)

3 этап: Титры

После нажатия на кнопку в начале фильма появился клип титра. При двойном клике на дорожку титра (она под клипом, название по умолчанию – «Мой фильм») титр открывается в окне предпросмотра для редактирования.

4 этап: Звук

В закладке «ГЛАВНАЯ» и нажимаем кнопку «ДОБАВИТЬ МУЗЫКУ». Если выбрать просто «ДОБАВИТЬ МУЗЫКУ», то трек добавится с начала фильма. А если нажать «ДОБАВИТЬ МУЗЫКУ С ТЕКУЩЕГО КАДРА», то трек добавится с того места, где стоит курсор ПЕРВЫЙ значок слева (громкоговоритель) отвечает за уровень громкости звука видеоклипа. Если на него нажать, то появится ползунок, которым можно уменьшить громкость клипа (или вовсе убрать звук). Также есть возможность записать закадровый текст.

5 этап: Сохранить мультфильм

- Для сохранения мультфильма откройте меню программы и выберите команду «СОХРАНИТЬ ФИЛЬМ»;

-нажать на кнопку СОХРАНИТЬ ФИЛЬМ;

-далее выбрать слово КОМПЬЮТЕР и сохраняете в предложенном варианте.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет сделать образовательный и коррекционный процесс более результативным, развивающим и интересным, а также способствует повышению  эффективности профессиональной деятельности педагога.

Список литературы:

1. Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: М. «Академия», 2010.

2. Васильева И. А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И. А. Васильева, Е. М. Осипова, Н. Н. Петрова // Вопросы психологии. – 2002. – №3.

3. Ермолаева, М. В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М. : Институт практической психологии, 1998.

4. Никольская, И. А. Информационные технологии в специальном образовании. – М. : Коррекционная педагогика, 2004.

5. Тимофеева, Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы // Дефектология. – 1997. – № 2. – с. 41-49.

6. Харлампиева С. Я. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих ОНР. - М.: 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. В нашей стране, за последние 5 лет, произошёл ряд событий, определяющи...

Применение личностно-ориентированой технологии в работе с детьми

Реализация личностно-ориентированной технологии в работе с детьми...

Применение программ, идей, технологий в работе с детьми

Занятие с использованием арт-терапии "Поможем ракушке" с детьми 5-6 лет  Программное содержание:  Формировать положительный эмоциональный настрой. Способствовать снижению эмоционал...

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми раннего возраста

Поиску путей своего развития, самообразованию и творчеству современного педагога помогает внедрение новых технологий....

Статья по теме: Применение современных образовательных технологий в работе с детьми раннего возраста

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой сос...

Проект "Применение нейроигр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ДОУ."

Проект ориентирован на применение нейроигр и упражнений, как средства всестороннего развития детей дошкольного возраста.ФГОС и образовательная программа ДО, социальный прогресс, требуют нового подхода...

«Опыт работы, применения МАК технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях психоневрологического интерната».

МАК - это инновационная технология с использованием специальных картинок в виде карт, с изображениями различных реальных или сказочных персонажей и вымышленных событий, и сюжетов увлекательных и...