Логопедический проект в средней группе "Веселый ветерок"
проект по развитию речи (средняя группа)

Герасимовская Элла Сергеевна

фффф

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_proekt.veselyy_veterok_dolgosrro.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЕСЕЛЫЙ ВЕТЕРОК»

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей средней группы, занимающихся в логопедическом пункте

Автор: Герасимовская Элла Сергеевна,
учитель-логопед
Солдатова Елена Станиславовна

Актуальность
Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.

Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

Образовательная область – «Речевое развитие».

Тип проекта – игровой.

По числу участников – подгрупповой.

По времени продолжения – долгосрочный, 1 год

По характеру контактов – в контакте с семьей.

Участники   проекта –
1. Дети средней группы
2. Воспитатели   группы.
3. Специалист: учитель-логопед.
4. Родители.

Место реализации – МДОБУ 322

Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развить нижнедиафрагмальное дыхание.

Задачи:

  1. Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей.
  2. Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи.
  3. Развитие сильного плавного выдоха:
  • на материале гласных звуков,
  • на материале согласных звуков
  • на материале слогов, слов
  • на материале предложений и фраз.
  1. Формирование и закрепление нижнедиафрагмального дыхания

Ожидаемый результат: дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

Будет разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.

Конечным продуктом проекта будет являться:

  • Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
  • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
  • Повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1 этап Организационный

1.

Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания

сентябрь

2.

Составление перспективного плана работы над дыханием.

октябрь

3.

Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания

октябрь

2 этап Практический

Работа с детьми:

1.

Выработка длительного плавного выдоха,

Дифференциация ротового и носового выдоха

октябрь

2.

Выработка глубокого вдоха

ноябрь

3.

Формирование физиологического дыхания, развитие его силы

декабрь

4.

Развитие силы голоса и речевого дыхания

январь

5.

Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков

февраль, март

6.

Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений

апрель, май

Работа с родителями:

1.

Консультация тренинг «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников»

ноябрь

2.

Оформление папки- передвижки «Упражнения на развитие речевого дыхания детей»

декабрь

3.

Индивидуальные консультации  для родителей

В течение года

4.

Оформление памятки для родителей

«Упражнения для развития речевого дыхания»

февраль

 Работа с педагогами группы

1.

Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи»

ноябрь

2.

Оформление памятки   для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию дыхания у детей»

декабрь

3.

Посещение занятий по развитию звуковой стороны речи у воспитателей

февраль

3 этап Итоговый

1.

Участие детей, занимавшихся на логопункте, в весенних утренниках

март, май

2.

Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания

апрель

План реализации проекта:

Месяц

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

сентябрь

«Сдуй жука, бабочку со цветка»

«Подуй на бабочку»

 октябрь

 «Подуй   на листочки»

«Ветерок»

«В лесу»

ноябрь

«Подуй на вертушку»

«Подуй   на   облака»

«Подуй на листья»

«Улетай тучка»

декабрь

 

 «Подуем на пушинку»

«Прокатаем брёвнышки»

«Новогодняя гирлянда»

январь

 

«Подуй на снежинку»

«Погреем ручки»

февраль

«Подуй на вертушку»

«Заморозим пальчик»

«Снег идёт!»

«Вьюга»

март

«Подуй на чай»

«Эхо»

«Чья птичка дальше улетит»

апрель

«Насос»

«Змейка»

«Подуй на картинки и назови что нарисовано»

май

 «Забей мяч в ворота»

«Чья птичка дальше улетит»

Вывод:

Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Литература:  

  1. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.
  2. Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987.
  3. Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Веселый ветерок»

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей 2 младшей группы(Длительность проекта 1 учебный год)...

Логопедический проект "Веселый ветерок"

Задачи:Развитие дифференцированного речевого и ротовоговыдоха у детей. Формирование и закрепление нижнедиафрагмального дыхания....

логопедический проект "Веселый ветерок"

данный материал поможет логопеду скоректировать работу по развитию речевого дыхания у детей с нарушениями речи...

Логопедический проект по развитию речевого дыхания "Волшебный ветерок"

Тип проекта: практический, игровой.Проблема: Несформированность речевого выдоха и отсутствие навыка испускания целенаправленной воздушной струи у  детей с речевыми нарушениями.Образовательная обл...

Логопедический проект «Послушный ветерок»

Использование дыхательных упражнений по профилактике фонетических нарушений у детей с ТНР....

Логопедический проект "Весёлый ветерок"

Логопедический проек по использованию дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшей группы, занимающихся на логопункте...