Конспект занятия по звукопроизношению . Тема: Гласные звуки «а», «у», «и», «о».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия по звукопроизношению.
Тема: Гласные звуки «а», «у», «и», «о».
Цели: Коррекционно-образовательные:
- закрепить навыки различения и правильного произношения звуков «а,у,и,о»
- учить дифференцировать эти звуки;
- обогащать словарный запас(пополнение атрибутивного словаря);
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха: выделение гласных звуков из потока звуков, слогов, слов
- формирование фонематического восприятия: выделение начального гласного звука в словах; подбор слов на заданный звук; выделение слов на заданный звук из текста.
- формирование навыка звукового анализа и синтеза (анализ сочетаний типа АУ,АИУ; подготовка к слоговому анализу- выделение гласных звуков в словах).
- совершенствование грамматического строя речи(изменение существительных по падежам);
- развитие мелкой моторики;
- развитие речедвигательных навыков;
- развитие памяти, внимания
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание внимательного отношения к речи окружающих,
- воспитание усидчивости, терпения.
Оборудование: мячи-ежики; зеркала; воздушный шарик(с ручками, ножками); цветные шнурочки; символы звуков «а,у,и,о»,коврики- квадрат с клетками (3*3); предметные картинки: утюг, иголка, апельсин, ананас, арбуз, ослик, утка, индюк; кубик, на гранях которого символы звуков; предметная картинка девочки; картинки с недорисованными картинками; магнитофон.
Ход занятия.
- Оргмомент
Приветствие детей, гостей.
Игра на внимание «Какое число я пропустила?» (логопед называет числа от 1 до 10,при этом, пропуская одно, дети должны назвать пропущенное число.)
- Развитие мелкой моторики
Самомассаж кистей рук с мячом-ежиком.
Я мячом круги катаю, (между ладоней)
Взад-вперед его гоняю. (Смена рук)
Им поглажу я ладошку (соответственно)
Будто я сметаю крошки (смена рук)
Я сожму его немножко (сжимание)
Как сжимает лапу кошка (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук! (перебрасывание)
- Артикуляционная гимнастика
Л: Сейчас я расскажу сказку, а вы ее покажите волшебному зеркалу.
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки)
С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щеки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись («улыбка»)
Поцеловать они всех потянулись («Трубочка»)
Утром проснулись – в улыбочку губы («Улыбка»)
Чистили мы свои верхние зубы («Щетка»)
С нижними зубками тоже мы дружим («Щетка»)
Вправо и влево, внутри и снаружи.
Дедушка сделал для внуков качели («Качели»)
Все мы на них покачаться успели («Качели»)
После качелей мы в прятки играли (шир.яз. под верх. губу)
Прятались на чердаке и в подвале (шир.яз. под ниж.губу)
Дедушка скачет на лошади ловко («Лошадка»)
Вот замедляет лошадка шажочки.
Очень весело мы погуляли («Улыбка»)
К бабушке с дедушкой мы побежали.
- Объявление темы (в группу забрасывают воздушный шарик)
Л: Посмотрите кто это к нам прилетел? Ты кто?
Ш: Здравствуйте! Я, Шарик-Шурик! Я по свету летаю, разные звуки собираю. Хочу с вами ребята подружиться, Вчера вечером залетел в одно окошко и увидел…
Мама Анечку качает: «А-а-а…»
Мама тихо напевает: «А-а-а…
Баю-баю, спать пора…»
Анечка зевает: «А-а-а…»
Ребята, какой звук вы часто слышите в моем стихотворении?
Д: Звук «А»
Ш: Какие гласные звуки вы уже знаете?
Д: А, У,И,О
Ш: А почему эти звуки называются гласными?
Д: Звуки, которые можно петь, тянуть и при этом воздух в ротике не встречает никаких преград – это гласные звуки
Ш: Молодцы! Давайте поиграем с этими звуками!
- Развитие фонематического слуха.
А) Игра «Шнурочки -узелочки»
У вас на столе разноцветные шнурочкиЯ называю разные звуки,а вы сли услышите гласный звук завяжите узелочек.
Л: П,К,А,С,М,Д,Ш,И,Т,Л,У,М,О
Посчитайте сколько узелков у вас(4) А у меня (демонстрация шнурочка - образца). Все правильно сделали. Назовите эти гласные звуки, которые вы услышали (А, И,У,О) (дети называют, соответственно нажимая на каждый узелок)
Ш: А вы хотите еще поиграть?
Б) Игра «Узнай, кто так кричит»
По голосу домашних живлтных и птиц вы должны угадать, кто так кричит.
Логопед за ширмой произносит звукоподражание (н-р:му-у-у) дети отгадывают. Какой гласный звук вы услышали в этой песенке (Звук «У») – на наборном полотне выставляется символ звука «У»
Му-у-у
Ав-ав-ав
Пи-пи-пи
Ко-ко-ко
Ш: Какие вы молодцы! А я знаю еще одну игру,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_zvuki.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по звукопроизношению.
Тема: Гласные звуки «а», «у», «и», «о».
Цели: Коррекционно-образовательные:
- закрепить навыки различения и правильного произношения звуков «а,у,и,о»
- учить дифференцировать эти звуки;
- обогащать словарный запас(пополнение атрибутивного словаря);
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха: выделение гласных звуков из потока звуков, слогов, слов
- формирование фонематического восприятия: выделение начального гласного звука в словах; подбор слов на заданный звук; выделение слов на заданный звук из текста.
- формирование навыка звукового анализа и синтеза (анализ сочетаний типа АУ,АИУ; подготовка к слоговому анализу- выделение гласных звуков в словах).
- совершенствование грамматического строя речи(изменение существительных по падежам);
- развитие мелкой моторики;
- развитие речедвигательных навыков;
- развитие памяти, внимания
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание внимательного отношения к речи окружающих,
- воспитание усидчивости, терпения.
Оборудование: мячи-ежики; зеркала; воздушный шарик(с ручками, ножками); цветные шнурочки; символы звуков «а,у,и,о»,коврики- квадрат с клетками (3*3); предметные картинки: утюг, иголка, апельсин, ананас, арбуз, ослик, утка, индюк; кубик, на гранях которого символы звуков; предметная картинка девочки; картинки с недорисованными картинками; магнитофон.
Ход занятия.
- Оргмомент
Приветствие детей, гостей.
Игра на внимание «Какое число я пропустила?» (логопед называет числа от 1 до 10,при этом, пропуская одно, дети должны назвать пропущенное число.)
- Развитие мелкой моторики
Самомассаж кистей рук с мячом-ежиком.
Я мячом круги катаю, (между ладоней)
Взад-вперед его гоняю. (Смена рук)
Им поглажу я ладошку (соответственно)
Будто я сметаю крошки (смена рук)
Я сожму его немножко (сжимание)
Как сжимает лапу кошка (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук! (перебрасывание)
- Артикуляционная гимнастика
Л: Сейчас я расскажу сказку, а вы ее покажите волшебному зеркалу.
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки)
С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щеки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись («улыбка»)
Поцеловать они всех потянулись («Трубочка»)
Утром проснулись – в улыбочку губы («Улыбка»)
Чистили мы свои верхние зубы («Щетка»)
С нижними зубками тоже мы дружим («Щетка»)
Вправо и влево, внутри и снаружи.
Дедушка сделал для внуков качели («Качели»)
Все мы на них покачаться успели («Качели»)
После качелей мы в прятки играли (шир.яз. под верх. губу)
Прятались на чердаке и в подвале (шир.яз. под ниж.губу)
Дедушка скачет на лошади ловко («Лошадка»)
Вот замедляет лошадка шажочки.
Очень весело мы погуляли («Улыбка»)
К бабушке с дедушкой мы побежали.
- Объявление темы (в группу забрасывают воздушный шарик)
Л: Посмотрите кто это к нам прилетел? Ты кто?
Ш: Здравствуйте! Я, Шарик-Шурик! Я по свету летаю, разные звуки собираю. Хочу с вами ребята подружиться, Вчера вечером залетел в одно окошко и увидел…
Мама Анечку качает: «А-а-а…»
Мама тихо напевает: «А-а-а…
Баю-баю, спать пора…»
Анечка зевает: «А-а-а…»
Ребята, какой звук вы часто слышите в моем стихотворении?
Д: Звук «А»
Ш: Какие гласные звуки вы уже знаете?
Д: А, У,И,О
Ш: А почему эти звуки называются гласными?
Д: Звуки, которые можно петь, тянуть и при этом воздух в ротике не встречает никаких преград – это гласные звуки
Ш: Молодцы! Давайте поиграем с этими звуками!
- Развитие фонематического слуха.
А) Игра «Шнурочки -узелочки»
У вас на столе разноцветные шнурочкиЯ называю разные звуки,а вы сли услышите гласный звук завяжите узелочек.
Л: П,К,А,С,М,Д,Ш,И,Т,Л,У,М,О
Посчитайте сколько узелков у вас(4) А у меня (демонстрация шнурочка - образца). Все правильно сделали. Назовите эти гласные звуки, которые вы услышали (А, И,У,О) (дети называют, соответственно нажимая на каждый узелок)
Ш: А вы хотите еще поиграть?
Б) Игра «Узнай, кто так кричит»
По голосу домашних живлтных и птиц вы должны угадать, кто так кричит.
Логопед за ширмой произносит звукоподражание (н-р:му-у-у) дети отгадывают. Какой гласный звук вы услышали в этой песенке (Звук «У») – на наборном полотне выставляется символ звука «У»
Му-у-у
Ав-ав-ав
Пи-пи-пи
Ко-ко-ко
Ш: Какие вы молодцы! А я знаю еще одну игру,
В) Игра « Разноцветный коврик»
Перед вами коврик, только он некрасивый, Мы сейчас его украсим Я называю слова, а вы в каждую клеточку кладете значок звука, с которого начинается слово. Внимание: каждая клеточка-это новое слово. Начинаем с верхней левой клеточки.
Слова: Утюг, Антон, Играет
Аккуратный, Интересный, Умный
Облако, Убегает, Артист
А сейчас назовите звуки: слево-направо в 1 ряду
Во 2 ряду после звука «А»
В 3 ряду между звуком «О» и звуком «А»
Молодцы!
- Формирование элементарных навыков звукового анализа.
А) Игра «Зашифруй слова»
Л: Ты знаешь, Шурик, а мы с ребятами умеем «зашифровывать» разные слова. Вот, например, зашифруйте слово, так кричит ослик – ИА.
Дети составляют схему слова из значков, а один ребенок делает полный анализ: «В этом слове 2 звука 1 звук – И.Он гласный,2 – звук А – гласный. Слово ИА»
Та же работа проводится со словом УА – так плачет ребенок.
Б) Игра «Отгадай словечки»
Л: А шарик-Шурик принес нас с вами картинки, только они спрятались, Если мы с вами отгадаем, он их покажет. Здесь спрятались такие слова: улитка, окна, пила. Помогут нам вот эти подсказки.
- Физминутка
Игра «Кулачки-ладошки»
Есть у любого два кулачка,
Стукнул один по другому слегка:
Стук-стук, стук-стук
Стук-стук, стук-стук.
Ну, а ладошки не отстают,
Следом за ними весело бьют:
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются:
Стук-стук-стук,
Стук-стук-стук.
А ладошки тут как тут,
Так и рассыпаются:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
Ш: Ребята, а вы хотите прокатиться на необычном, звуковом поезде? Поезд движется под разные звуки, а на гласные звуки он останавливается (под музыку дети вместе с логопедом перемещаются на ковер).
- Формирование фонематического восприятия.
Л: Вот, ребята, мы с вами и оказались на «полянке слов». Назовите картинки (утюг, иголка, апельсин, ананас, арбуз, ослик, утка, индюк)
Игра «Волшебный кубик»
У меня есть волшебный кубик (на гранях символы звуков). Кубик показывает вам значок звука, а вы должны найти картинку на этот звук.
Л: «Вертись, крутись на бочок ложись» - и кидает кубик одному из детей. Ребенок называет символ звука и выбирает картинку, объясняя свой выбор. ( Дети поочереди кидают кубик и выбирают себе картинку).
На наборное полотно выставляется картинка девочки Ани.
Л: К нам на полянку пришла погулять девочка Аня. С какого звука начинается ее имя? Какой это звук по характеру? (гласный). Аня любит все слова, которые начинаются с гласных звуков. Давайте придумаем много красивых слов, какая Аня.
Аня – аккуратная
Интересная
Умная
Обаятельная (логопед помогает, при необходимости объясняет значение слов).
Л: А я знаю про Аню одну историю, я ее буду рассказывать, а вы мне будете помогать, добавлять слова и выставлять соответствующие картинки.
Жила девочка Аня. Она была умная, аккуратная, трудолюбивая и всегда помогала маме. Она гладила белье утюгом, зашивала порванную одежду иголкой, мыла посуду. Аня ходила в магазин и выбирала там различные фрукты: апельсины, ананасы, арбуз. А по выходным дням Аня вместе с мамой ходила в зоопарк и любовалась разными животными и птицами: осликом, уткой, индюком.
Пересказ истории детьми (если мало времени, задание дается детям на вечернее время).
- Итог.
Ш: Как у вас интересно. Мне очень понравилось играть со звуками, а вам? С какими звуками мы играли?
А прощание я подарю вам картинки с этими звуками, только они не дорисованы, Вы вместе с родителями угадайте картинку, дорисуйте и раскрасьте ее.
До свидания, ребята! Я к вам еще обязательно прилечу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "В гостях у гласных звуков. Звук и буква О"
занятие для детей старшей группы...
Конспект занятия "Путешествие в страну гласных звуков" в подготовительной к школе группе
Конспект занятия "Путешествие в страну гласных звуков" в подготовительной к школе группе...
Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению Тема: «Дифференциация звуков [л]-[л’]»
Технология: квест-игра.Речевое заключение: ФФН.Этап коррекционной работы: дифференциация звуков [л] и [л’] в слогах, словах и предложениях....
Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: Автоматизация звука [Л]. «Путешествие с Лолой»
Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению.Тема: Автоматизация звука [Л]. «Путешествие с Лолой»Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР№ 99»...
Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению Тема: Автоматизация звука [С]. «Поможем Снегурочке». Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР № 99» Зимановская
Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношениюТема: Автоматизация звука [С]. «Поможем Снегурочке».Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР № 99»...
Конспект образовательной деятельности по теме "Гласные звуки [А], [О], [У], [И], [Ы]"
Цель: Закрепление гласных букв и звуков.Задачи: закрепить с детьми гласные буквы А, О, У, И. Ы и звуки, которые они обозначают; дифференцировать понятия «звук», «буква»; опреде...
Конспект занятия по обучению грамоте "Гласные звуки"
Материал предназначен для работы логопеда или воспитателя в старшем дошкольном возрасте...