Конспект занятия по звукопроизношению . Тема: Гласные звуки «а», «у», «и», «о».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Фадеева Яна Александровна

Конспект занятия по звукопроизношению.

Тема: Гласные звуки «а», «у», «и», «о».

Цели: Коррекционно-образовательные:

- закрепить навыки различения и правильного  произношения звуков «а,у,и,о»

- учить дифференцировать эти звуки;

- обогащать словарный запас(пополнение атрибутивного словаря);

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического слуха: выделение гласных звуков из потока звуков, слогов, слов

- формирование фонематического восприятия: выделение начального гласного звука в словах; подбор слов на заданный звук; выделение слов на заданный звук из текста.

- формирование навыка звукового анализа и синтеза (анализ сочетаний типа АУ,АИУ; подготовка к слоговому анализу- выделение гласных звуков в словах).

- совершенствование грамматического строя речи(изменение существительных по падежам);

- развитие мелкой моторики;

- развитие речедвигательных навыков;

- развитие памяти, внимания

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание внимательного отношения к речи окружающих,

- воспитание усидчивости, терпения.

 

Оборудование: мячи-ежики; зеркала; воздушный шарик(с ручками, ножками); цветные шнурочки; символы звуков «а,у,и,о»,коврики- квадрат с клетками (3*3); предметные картинки: утюг, иголка, апельсин, ананас, арбуз, ослик, утка, индюк; кубик, на гранях которого символы звуков; предметная картинка девочки; картинки с недорисованными картинками; магнитофон.

 

Ход занятия.

  1. Оргмомент

Приветствие детей, гостей.

Игра на внимание  «Какое число я пропустила?» (логопед называет числа от 1 до 10,при этом, пропуская одно, дети должны назвать пропущенное число.)

 

  1. Развитие мелкой моторики

 

Самомассаж кистей рук с мячом-ежиком.

Я мячом круги катаю, (между ладоней)

Взад-вперед его гоняю. (Смена рук)

Им поглажу я ладошку (соответственно)

Будто я сметаю крошки (смена рук)

Я сожму его немножко (сжимание)

 

Как сжимает лапу кошка (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук! (перебрасывание)

 

  1. Артикуляционная гимнастика

Л: Сейчас я расскажу сказку, а вы ее покажите волшебному зеркалу.

 

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки)

С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись («улыбка»)

Поцеловать они всех потянулись («Трубочка»)

Утром проснулись – в улыбочку губы («Улыбка»)

Чистили мы свои верхние зубы («Щетка»)

С нижними зубками тоже мы дружим («Щетка»)

Вправо и влево, внутри и снаружи.

Дедушка сделал для внуков качели («Качели»)

Все мы на них покачаться успели («Качели»)

После качелей мы в прятки играли (шир.яз. под верх. губу)

Прятались на чердаке и в подвале (шир.яз. под ниж.губу)

Дедушка скачет на лошади ловко («Лошадка»)

Вот замедляет лошадка шажочки.

Очень весело мы погуляли («Улыбка»)

К бабушке с дедушкой мы побежали.

 

 

 

 

 

  1. Объявление темы (в группу забрасывают воздушный шарик)

Л: Посмотрите кто это к нам прилетел? Ты кто?

Ш: Здравствуйте! Я, Шарик-Шурик! Я по свету летаю, разные звуки собираю. Хочу с вами ребята подружиться, Вчера вечером залетел в одно окошко и увидел…

Мама Анечку качает: «А-а-а…»

Мама тихо напевает: «А-а-а…

Баю-баю, спать пора…»

Анечка зевает: «А-а-а…»

Ребята, какой звук вы часто слышите в моем стихотворении?

Д: Звук «А»

Ш: Какие гласные звуки вы уже знаете?

Д: А, У,И,О

Ш:  А почему эти звуки называются гласными?

Д: Звуки, которые можно петь, тянуть и при этом воздух в ротике не встречает никаких преград – это гласные звуки

Ш: Молодцы! Давайте поиграем с этими звуками!

 

  1. Развитие фонематического слуха.

А) Игра «Шнурочки -узелочки»

У вас на столе разноцветные шнурочкиЯ называю разные звуки,а вы сли услышите гласный звук завяжите узелочек.

Л: П,К,А,С,М,Д,Ш,И,Т,Л,У,М,О

Посчитайте сколько узелков у вас(4) А у меня (демонстрация шнурочка - образца). Все правильно сделали. Назовите эти гласные звуки, которые вы услышали (А, И,У,О) (дети называют, соответственно нажимая на каждый узелок)

Ш: А вы хотите еще поиграть?

Б) Игра «Узнай, кто так кричит»

По голосу домашних живлтных и птиц вы должны угадать, кто так кричит.

Логопед за ширмой произносит звукоподражание (н-р:му-у-у) дети отгадывают. Какой гласный звук вы услышали в этой песенке (Звук «У») – на наборном полотне выставляется символ звука «У»

Му-у-у

Ав-ав-ав

Пи-пи-пи

Ко-ко-ко

Ш: Какие вы молодцы! А я знаю еще одну игру,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnye_zvuki.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по звукопроизношению.

Тема: Гласные звуки «а», «у», «и», «о».

Цели: Коррекционно-образовательные: 

- закрепить навыки различения и правильного  произношения звуков «а,у,и,о»

- учить дифференцировать эти звуки;

- обогащать словарный запас(пополнение атрибутивного словаря);

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического слуха: выделение гласных звуков из потока звуков, слогов, слов

- формирование фонематического восприятия: выделение начального гласного звука в словах; подбор слов на заданный звук; выделение слов на заданный звук из текста.

- формирование навыка звукового анализа и синтеза (анализ сочетаний типа АУ,АИУ; подготовка к слоговому анализу- выделение гласных звуков в словах).

- совершенствование грамматического строя речи(изменение существительных по падежам);

- развитие мелкой моторики;

- развитие речедвигательных навыков;

- развитие памяти, внимания

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание внимательного отношения к речи окружающих,

- воспитание усидчивости, терпения.

Оборудование: мячи-ежики; зеркала; воздушный шарик(с ручками, ножками); цветные шнурочки; символы звуков «а,у,и,о»,коврики- квадрат с клетками (3*3); предметные картинки: утюг, иголка, апельсин, ананас, арбуз, ослик, утка, индюк; кубик, на гранях которого символы звуков; предметная картинка девочки; картинки с недорисованными картинками; магнитофон.

Ход занятия.

  1. Оргмомент

Приветствие детей, гостей.

Игра на внимание  «Какое число я пропустила?» (логопед называет числа от 1 до 10,при этом, пропуская одно, дети должны назвать пропущенное число.)

 

  1. Развитие мелкой моторики

Самомассаж кистей рук с мячом-ежиком.

Я мячом круги катаю, (между ладоней)

Взад-вперед его гоняю. (Смена рук)

Им поглажу я ладошку (соответственно)

Будто я сметаю крошки (смена рук)

Я сожму его немножко (сжимание)

Как сжимает лапу кошка (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук! (перебрасывание)

  1. Артикуляционная гимнастика

Л: Сейчас я расскажу сказку, а вы ее покажите волшебному зеркалу.

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки)

С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись («улыбка»)

Поцеловать они всех потянулись («Трубочка»)

Утром проснулись – в улыбочку губы («Улыбка»)

Чистили мы свои верхние зубы («Щетка»)

С нижними зубками тоже мы дружим («Щетка»)

Вправо и влево, внутри и снаружи.

Дедушка сделал для внуков качели («Качели»)

Все мы на них покачаться успели («Качели»)

После качелей мы в прятки играли (шир.яз. под верх. губу)

Прятались на чердаке и в подвале (шир.яз. под ниж.губу)

Дедушка скачет на лошади ловко («Лошадка»)

Вот замедляет лошадка шажочки.

Очень весело мы погуляли («Улыбка»)

К бабушке с дедушкой мы побежали.

  1. Объявление темы (в группу забрасывают воздушный шарик)

Л: Посмотрите кто это к нам прилетел? Ты кто?

Ш: Здравствуйте! Я, Шарик-Шурик! Я по свету летаю, разные звуки собираю. Хочу с вами ребята подружиться, Вчера вечером залетел в одно окошко и увидел…

Мама Анечку качает: «А-а-а…»

Мама тихо напевает: «А-а-а…

Баю-баю, спать пора…»

Анечка зевает: «А-а-а…»

Ребята, какой звук вы часто слышите в моем стихотворении?

Д: Звук «А»

Ш: Какие гласные звуки вы уже знаете?

Д: А, У,И,О

Ш:  А почему эти звуки называются гласными?

Д: Звуки, которые можно петь, тянуть и при этом воздух в ротике не встречает никаких преград – это гласные звуки

Ш: Молодцы! Давайте поиграем с этими звуками!

  1. Развитие фонематического слуха.

А) Игра «Шнурочки -узелочки»

У вас на столе разноцветные шнурочкиЯ называю разные звуки,а вы сли услышите гласный звук завяжите узелочек.

Л: П,К,А,С,М,Д,Ш,И,Т,Л,У,М,О

Посчитайте сколько узелков у вас(4) А у меня (демонстрация шнурочка - образца). Все правильно сделали. Назовите эти гласные звуки, которые вы услышали (А, И,У,О) (дети называют, соответственно нажимая на каждый узелок)

Ш: А вы хотите еще поиграть?

Б) Игра «Узнай, кто так кричит»

По голосу домашних живлтных и птиц вы должны угадать, кто так кричит.

Логопед за ширмой произносит звукоподражание (н-р:му-у-у) дети отгадывают. Какой гласный звук вы услышали в этой песенке (Звук «У») – на наборном полотне выставляется символ звука «У»

Му-у-у

Ав-ав-ав

Пи-пи-пи

Ко-ко-ко

Ш: Какие вы молодцы! А я знаю еще одну игру,

В) Игра « Разноцветный коврик»

Перед вами коврик, только он некрасивый, Мы сейчас его украсим Я называю слова, а вы в каждую клеточку кладете значок звука, с которого начинается слово. Внимание: каждая клеточка-это новое слово. Начинаем с верхней левой клеточки.

Слова: Утюг, Антон, Играет

            Аккуратный, Интересный, Умный

           Облако, Убегает, Артист

А сейчас назовите звуки: слево-направо в 1 ряду

                                            Во 2 ряду после звука «А»

                                            В 3 ряду между звуком «О» и звуком «А»

Молодцы!

  1. Формирование элементарных навыков звукового анализа.

А) Игра «Зашифруй слова»

Л: Ты знаешь, Шурик, а мы с ребятами умеем «зашифровывать»  разные слова. Вот, например, зашифруйте слово, так кричит ослик – ИА.

Дети составляют схему слова из значков, а один ребенок делает полный анализ: «В этом слове 2 звука 1 звук – И.Он гласный,2 – звук А – гласный. Слово ИА»

Та же работа проводится со словом УА – так плачет ребенок.

Б) Игра «Отгадай словечки»

Л: А шарик-Шурик принес нас с вами картинки, только они спрятались, Если мы с вами отгадаем, он их покажет. Здесь спрятались такие слова: улитка, окна, пила. Помогут нам вот эти подсказки.

  1. Физминутка

Игра «Кулачки-ладошки»

Есть у любого два кулачка,

Стукнул один по другому слегка:

Стук-стук, стук-стук

Стук-стук, стук-стук.

Ну, а ладошки не отстают,

Следом за ними весело бьют:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Кулачки быстрее бьют,

До чего стараются:

Стук-стук-стук,

Стук-стук-стук.

А ладошки тут как тут,

Так и рассыпаются:

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

Ш: Ребята, а вы хотите прокатиться на необычном, звуковом поезде? Поезд движется под разные звуки, а на гласные звуки он останавливается (под музыку дети вместе с логопедом перемещаются на ковер).

  1. Формирование фонематического восприятия.

Л: Вот, ребята, мы с вами и оказались на «полянке слов». Назовите картинки (утюг, иголка, апельсин, ананас, арбуз, ослик, утка, индюк)

Игра «Волшебный кубик»

У меня есть волшебный кубик (на гранях символы звуков). Кубик показывает вам значок звука, а вы должны найти картинку на этот звук.

Л: «Вертись, крутись на бочок ложись» - и кидает кубик одному из детей. Ребенок называет символ звука и выбирает картинку, объясняя свой выбор. ( Дети поочереди кидают кубик и выбирают себе картинку).

На наборное полотно выставляется картинка девочки Ани.

Л: К нам на полянку  пришла погулять девочка Аня. С какого звука начинается ее имя? Какой это звук по характеру? (гласный). Аня любит все слова, которые начинаются с гласных звуков. Давайте придумаем много красивых слов, какая Аня.

Аня – аккуратная

          Интересная

       Умная

      Обаятельная (логопед помогает, при необходимости объясняет значение слов).

Л: А я знаю про Аню одну историю, я ее буду рассказывать, а вы мне будете помогать, добавлять слова и выставлять соответствующие картинки.

Жила девочка Аня. Она была умная, аккуратная, трудолюбивая и всегда помогала маме. Она гладила белье утюгом, зашивала порванную одежду иголкой, мыла посуду. Аня ходила в магазин и выбирала там различные фрукты: апельсины, ананасы, арбуз. А по выходным дням Аня вместе с мамой ходила в зоопарк и любовалась разными животными и птицами: осликом, уткой, индюком.

Пересказ истории детьми (если мало времени, задание дается детям на вечернее время).

  1. Итог.

Ш: Как у вас интересно. Мне очень понравилось играть со звуками, а вам? С какими звуками мы играли?

А прощание я подарю вам картинки с этими звуками, только они не дорисованы, Вы вместе с родителями угадайте картинку, дорисуйте и раскрасьте ее.

До свидания, ребята! Я к вам еще обязательно прилечу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в страну гласных звуков" в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  "Путешествие в страну гласных звуков" в подготовительной к школе группе...

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению Тема: «Дифференциация звуков [л]-[л’]»

Технология: квест-игра.Речевое заключение: ФФН.Этап коррекционной работы: дифференциация звуков [л] и [л’] в слогах, словах и предложениях....

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: Автоматизация звука [Л]. «Путешествие с Лолой»

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению.Тема: Автоматизация звука [Л]. «Путешествие с Лолой»Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР№ 99»...

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению Тема: Автоматизация звука [С]. «Поможем Снегурочке». Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР № 99» Зимановская

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношениюТема: Автоматизация звука [С]. «Поможем Снегурочке».Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР № 99»...

Конспект образовательной деятельности по теме "Гласные звуки [А], [О], [У], [И], [Ы]"

Цель: Закрепление гласных букв и звуков.Задачи: закрепить с детьми гласные буквы А, О, У, И. Ы и звуки, которые они обозначают; дифференцировать понятия «звук», «буква»; опреде...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласные звуки"

Материал предназначен для работы логопеда или воспитателя в старшем дошкольном возрасте...