Мультимедийные презентации – как эффективное средство коррекции словаря признаков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
статья по логопедии
Статья опубликована в сборнике
VIII Международная научно-практическая конференция " Инновационная деятельность в дошкольном образовании"
Сборник научно-методических статей // Под общей редакцией Г.П. Новиковой, - 572 с.
Москва-Пушкино, 2015 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multimediynye_statya_2015.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Мультимедийные презентации – как эффективное средство коррекции словаря признаков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Осинина Светлана Николаевна, учитель-логопед, Детский сад №4 «Аленушка» г. Мытищи
Современные требования уровня подготовки детей к обучению в школе достаточно высоки, и одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, стоит задача воспитания правильной, богатой, красивой речи, необходимой ребенку для успешной коммуникации.
К сожалению, в настоящее время не все дети овладевают речью своевременно и в соответствии с общепринятыми нормами речевого развития. Одной из актуальных проблем можно считать трудности в усвоении дошкольниками с речевыми нарушениями навыков словообразования имен прилагательных, ведь данная часть речи появляется в лексиконе детей гораздо позже, чем существительные и глаголы и реже используется в обиходном общении.
Бедность словаря признаков лишает речевое высказывание эмоциональной выразительности, насыщенности и информативности, теряются качества и свойства предметов. Дошкольники испытывают затруднения в продуцировании относительных, притяжательных и качественных прилагательных, их уменьшительно-ласкательных форм. Дети, как правило, совершают большое количество ошибок, проявляющихся в виде образования неологизмов и лексических замен. Замечено, что в основном дети используют для словообразования прилагательных наиболее продуктивные модели, зачастую отсутствует навык переноса умений на новый материал.
В современной литературе Лалаевой Р.С., Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В. и другими исследователями изложены методики коррекции нарушений словообразования у детей с нарушениями речи, на которые мы опираемся при планировании коррекционной работы. Традиционные средства обучения предполагают работу в основном с картинным материалом в виде различных пособий, дидактических игр, игр-пазлов и других материалов. Как правило, упражнения по активизации словаря признаков выполняются в рамках изучения лексической темы, и данной проблеме зачастую уделяется не достаточно внимания, к тому же понятие признака предмета не всегда понимается ребенком, часто не запоминается и не используется в спонтанной речи.
Ввиду того, что у детей с общим недоразвитием речи имеется ряд особенностей не только речевого развития, но и всех высших психических функций — памяти, внимания, мышления, восприятия, детям необходимы особые условия обучения и воспитания, поддержание постоянного интереса к образовательной деятельности, внимания на должном уровне. Очень важно обеспечить многократное возвращение к изучаемой теме для закрепления. Наличие картинных дидактических пособий нередко не решает данных проблем. Предъявление одного и того же наглядного материала может привести к механическому заучиванию понятий признаков, и при предъявлении незнакомой картинки ребенок может растеряться и дать неправильный ответ. К тому же, предъявленная во второй раз картинка уже не интересна ребенку, ему скучно, он теряет интерес.
Детям дошкольного возраста очень важно, каким способом происходит освоение, упрочнение и закрепление новых знаний, требуются новые способы и средства подачи материала, поэтому современные педагоги все чаще используют средства компьютерной техники в образовательном процессе.
Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь и утвердили в ней свои позиции. Сенсорный экран мобильного устройства, монитор, компьютерная мышка для ребенка являются более интересными и привлекательными, нежели традиционные игрушки. Наиболее широко в настоящее время внедрены в образовательную сферу мультимедийные презентации, и учителя-логопеды не остались в стороне. Компьютерные презентации позволяют представить изучаемый материал в наиболее привлекательном формате, наряду с традиционной подачей материала. Презентации служат неиссякаемым объемом информации, являются мощной мотивирующей силой, обеспечивают многофункциональность, многозадачность, разнообразность, доступность, наглядность образовательного процесса.
Мультимедийные технологии позволяют излагать информацию по одной тематике в разных вариациях, представить один и тот же объект и сопоставляемый признак в разных ракурсах, видах, цвете, обстановке, тем самым активизируя мыслительные процессы воспитанника и поддерживая интерес. Ребенок начинает задумываться, чем одна картинка отличается от другой, искать сходства и различия, чем сюжет статичного изображения отличается от сюжета видеофрагмента. При изучении качественных прилагательных, отражающих эмоциональное состояние (веселый, грустный, злой, и др.) помимо лото «эмоции», «театр настроений» ребенку в виде презентации могут быть представлены картинки-смайлы, фотографии детей, сказочных персонажей, видеофрагменты из мультфильмов, отражающих ту или иную эмоцию.
Особенно сложно детям дается овладение правильным образованием притяжательных прилагательных. В этой части логопеду-практику поможет владение навыками обработки изображений, что позволяет представить на экране фрагменты изображения любого животного, чтобы на экране были представлены только хвосты, уши, лапы или головы животных. Детям предлагается отгадать: «Чей хвост?». В другой раз животные могут быть спрятаны под кустом, за деревом, и ребенку так предлагается отгадать: «Чьи ушки видны?». И где спрятался зверь, это же время решается задача определения пространственной ориентации. Причем, во время каждого занятия предъявляются разные картинные изображения одного и того же животного или любого другого объекта, предмета, являющегося производящей основой словообразования прилагательного. Мультимедийные проекты, наряду со средствами обработки изображений, дают безграничные возможности по реализации потребности в разнообразии наглядного материала.
Презентация может включать в себя музыкальное сопровождение, видеофрагменты, анимации, объединение всех файлов в одном месте позволяет сократить время доступа к ним, и тем самым, не потерять внимание детей. Например, для изучения качественных прилагательных морозный, солнечный, дождливый и др., учитель-логопед может представить авторские видеофрагменты живой природы, снятые самостоятельно, а так же воспользоваться свободной базой фотографий. Прилагательное «голосистый» можно объяснить словами, но более эффективно можно использовать аудиозапись пения птиц или видеофрагмент оперного пения. Детям может быть представлено несколько различных по содержанию материалов для наилучшего сопоставления действия и признака.
При формировании словообразования относительных прилагательных, обозначающих то, из чего сделан предмет, можно использовать сразу несколько каналов восприятия информации тактильный, визуальный, и аудио канал. Помимо изображений предметов на экране и предложения сказать из чего он сделан, и какой он, ребенку демонстрируется непосредственно сам материал: кусочек дерева, кожи, камня и других материалов. Изучение признаков, соотнесенных с продуктами питания и растениями, сопровождается в презентации анимационными эффектами, например как в кастрюлю перемещается тот или иной овощ, а ребенок тем временем называет какой из него получится суп, так же с фруктами – какой сок?.
Данный вид работы служит огромным мотивирующим фактором - детям нравится компьютер, им нравится красочные разнообразные картинки, двигающиеся объекты, картинки-мотиваторы, аплодисменты, за правильно данный ответ, все это повышает интерес и стремление к обучению, обеспечивает внимание на должном уровне и успешное запоминание новых словообразовательных моделей.
Владение технологией производства компьютерных презентаций и минимальными навыками графической обработки изображений предоставляет учителю-логопеду практически неограниченные возможности для подготовки дидактического материала с целью эффективной коррекции нарушений словообразования прилагательных у детей с нарушениями речи.
Библиография
- Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник // Под редакцией Н.С. Валгиной. М.: Логос, 2002. - 528 с.
- Гаврилова А.С., Ращупкина С.Ю., Шанина С.А. Логопедические игры для детей. - М.: Лада, 2010. - 192с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
- Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. // Под редакцией С.Н. Шаховской. М.: Парадигма, 2012.- 128с.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Дрофа, 2009. – 189с.
- Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. - М.: Знак, 2009. - 362с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Продуктивная деятельность, как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».
Как использовать различные виды продуктивной деятельности для коррекции зрения дошкольников в специализированном д/саду....
МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
Данный мастер-класс поможет родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях....
«Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи».
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков родного языка .Но как оградить детей от скучных,порой мучительных заданий, которые так...
МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
.Цель: помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.Задачи: - познакомить родител...
Развитие творческого воображения средствами театральной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается как зритель, и как театрал...
Тема по самообразованию: «Применение биоэнергопластики как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений; обосновать необходимость использования данного метода в коррекционной работе....
Живые мнемотаблицы как средство мотивации речевой активности детей дошкольного возраста с нарушением речи
В данном материале раскрыты сложности запоминания стихоторений детьми и предложены "живые" мнемотаблицы, которые делают процесс разучивания стихотворений интересным и эмоциональ...