Развитие творческого воображения средствами театральной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается как зритель, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Театрализованная деятельность стимулирует развитие основных психических функций дошкольника, является средством становления его личностного и социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Арнаутова Людмила Викторовна, учитель-логопед
МБДОУ- детский сад № 27 «Сказка»
Развитие творческого воображения средствами театральной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
«Необходимо расширять опыт ребёнка,
если мы хотим создать достаточно прочную
основу для его творческой деятельности»
Выготский Л.С.
В современном мире растет число детей, имеющих нарушения в развитии и нуждающихся в специальной помощи со стороны специалистов, поэтому так важно обеспечить таким детям доступ к специальной, особым образом организованной и построенной, системе образования. По отношению к ребенку с нарушениями перестают действовать традиционные способы решения образовательных задач на каждом возрастном этапе.
Отечественная практика специального обучения не раз убедительно доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии средствами художественного творчества позволяет предупредить появление дальнейших отклонений, скорригировать уже имеющиеся нарушения и достичь максимально возможного для ребенка уровня развития, образования, социальной интеграции.
Наблюдения за развитием детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи выявили, что воображение у дошкольников имеет ряд особенностей в развитии этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что воображение таких детей не становится творческим, а носит пролонгированный репродуктивный характер и зависит от свойственного им отставания в речевом развитии, существенным компонентом которого является несформированность предпосылок творческого воображения. Поэтому свою работу по развитию воображения у наших детей мы начали с формирования интереса к театрализованной деятельности. И мы эту работу ведем только в совместно организованной деятельности с детьми опираясь на разработки коллег, работающих в этом направлении.
Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов).
Развитие детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать один предмет в роли другого (например, палочка играет роль термометра, брусок – телефона). В первой половине дошкольного периода (3-4года) у ребенка преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. Это, прежде всего, впечатления, полученные при прослушивании сказок, просмотре мультфильмов, наблюдении за окружающим миром. Воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. В старшем дошкольном возрасте (5-6лет), когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного ,воссоздающего, превращается в творческое (например, волк в сказке был злой, а ребенок представляет его как несчастного, обиженного героя). Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, значит воображение, фантазия является высшей и необходимой способностью человека.
Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается как зритель, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Театрализованная деятельность стимулирует развитие основных психических функций дошкольника, является средством становления его личностного и социального опыта.
Театрализовано - игровая деятельность дошкольников включает в себя различные виды театрализованных игр, организуемых детьми совместно с взрослым или самостоятельно. В нашей группе мы используем следующие виды театрализованных игр:
- Режиссерские - в них взрослый или ребенок создает сцены, ведет театрализованное действие и изображает всех персонажей, используя качестве изобразительных средств интонацию и мимику ( настольные – «конусный театр», «театр игрушек», «игрушки-топотушки»; стендовые театры (фланелеграф, «теневой театр»);
- Образно-ролевые - в них образ персонажа передается самим ребенком (игры- драматизации, инсценировки художественных произведений; или с помощью кукол - «пальчиковый театр», «кукольный», «театр би-ба-бо»).
Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим, прежде всего, что текст произведений для детей только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, изменяют концовку и т.д. Творчество детей проявляется в реалистическом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, детям надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить его состояние, чувства. И тут мы опираемся на определенные дидактические методы:
- Познавательно-аффективная ориентировка
Цель: выразительное интонирование реплик героев, выразительное исполнение в мимике сказочного образа;
- Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций
Цель: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, выполнение выразительных движений;
- Выражение замещающей потребности
Цель: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний-потребностей в театрализованных играх.
Умение представить героя произведения, его переживания, обстановку событий, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления от окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
В своей работе по развитию воображения через театрализованную деятельность мы используем следующие занятия:
-просмотры постановок сказок, знакомых детям и беседы по ним;
-игры-драматизации;
-упражнения для развития творческого воображения детей;
-коррекционно – развивающие игры;
-упражнения по постановке дикции (артикуляционная гимнастика);
-задания по развитию интонационной выразительности;
-игры-превращения (театральные этюды);
-упражнения на развитие детской пластики;
-ритмические минутки;
-пальчиковый игротренинг для развития моторики, необходимый для свободного кукловождения;
-упражнения на развитие выразительной мимики;
-подготовка к постановке сказки.
Этими средствами мы добиваемся того, что создаются условия для развития творческой активности; поощряется исполнительское творчество; развиваются способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении и таким образом, происходит побуждение к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций, а значит и развитие воображения ребенка.
Также мы приобщаем детей к театральной культуре: знакомим с устройством театра, с разными видами театров.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Для этого нами создана развивающая среда в группе: оборудован театральный уголок, изготовлены полифункциональные ширмы и декорации, оформлены различные виды театров, изготовлены элементы костюмов для театральных представлений, созданы условия для моделирования, поиска к экспериментированию.
Необходимо заметить, что у детей с нарушениями речи преобладает наглядно-действенный образ мышления, поэтому совместное участие педагога в играх является необходимым условием.
В своей работе мы столкнулись с проблемой в передаче детьми обобщенных эмоциональных состояний образа (радости, печали, удивления и др.). Для решения этой проблемы мы привлекаем к совместной деятельности педагога-психолога. Проводятся игровые задания типа «Изобрази, что почувствовал Колобок, когда Лиса не стала его есть, а предложила ему дружбу?» В этой планомерной работе у детей развивается эмоциональная сфера, дети начинают сочувствовать персонажам, сопереживают разыгрываемым событиям, у них развивается эмпатия, т.е. способность распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место героя в различных ситуациях. А, следовательно, перевоплощать поведение персонажа в соответствии с творческим воображением.
Воспитательные и коррекционные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; наблюдения развивают внимание и память; умело поставленные вопросы, заставляют детей думать, делать выводы и обобщения. В работе над выразительностью реплик персонажей происходит развитие речи детей (словарь, звуковая культура речи, связная речь).
По нашим наблюдениям, в результате систематической работы, у детей улучшилось воображение (дети могут воспроизвести образ персонажа, внести собственные линии поведения героя драматизации), расширился кругозор представлений об окружающем мире, отношениях людей. Значительно лучше развивается связная речь, мимика, пантомима. Дети более активно идут на контакт с окружающими людьми, эмоциональны.
Таким образом, в театрализованной деятельности решаются многозначные задачи развития и коррекции формирования личности ребенка. Можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития личности ребенка и его творческих способностей и утверждать необходимость и целесообразность ее осуществления со всеми воспитанниками, независимо от их психических, умственных и физических данных. Воспитание творческих способностей дело не простое. Оно требует внимания, любви и уважения к подрастающему поколению.
«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Л.С.Выготский.
Литература:
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду;
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте;
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр;
- Шорохова О.А. Играем в сказку;
- Щеткин А.В. Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Противоречия в количестве.
Конспект НОД для детей с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Материал взят из книги С. Гин "Занятия по ТРИЗ в детском саду"....
«Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста
«Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста...
«Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами ИЗО деятельности у детей дошкольного возраста»
Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из важнейших. Возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы, к...
Проектная деятельность : «Развитие театральной деятельности у детей дошкольного возраста, как средство эстетического воспитания в ДОУ»
Проект: «Развитие театральной деятельности у детей дошкольного возраста,как средство эстетического воспитания в ДОУ»Описание. Данный материал могут использовать педагоги дошкольных образов...
Мастер-класс для педагогов «Использование методов кинезиологии в работе педагогов для развития интеллектуальных способностей и сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Знакомство педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе для коррекции поведения...
Развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста
Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств развития не только познания, но и эстетического восприятия окружающего мира ребенка. Она связана с самостоятельной, практической и твор...
Живые мнемотаблицы как средство мотивации речевой активности детей дошкольного возраста с нарушением речи
В данном материале раскрыты сложности запоминания стихоторений детьми и предложены "живые" мнемотаблицы, которые делают процесс разучивания стихотворений интересным и эмоциональ...