Эффективные приёмы автоматизации трудных звуков.
методическая разработка по логопедии

Рыбакова Софья Григорьевна

 В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую, монотонной, длительной тренировки ребёнка – этапы закрепления приобретённых произносительных умений (автоматизация звуков).    Для того чтобы сделать занятия по автоматизации звуков более интересными, разнообразными и в тоже время эффективными для ребенка, нужно увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные приёмы по автоматизации трудных звуков

Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения.   К автоматизации поставленного звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звук.

В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую, монотонной, длительной тренировки ребёнка – этапы закрепления приобретённых произносительных умений (автоматизация звуков).    

Для того чтобы сделать занятия по автоматизации звуков более интересными, разнообразными и в тоже время эффективными для ребенка, нужно увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. В наличии есть  готовые картотеки на разные звуки. Удобно использовать в работе. Но  они не дают нужного эффекта у детей с трудностями формирования зрительно предметного образа.  Заметила, что  закрепление звука даёт боле высокую ступень автоматизации, связанную с использованием зрительного и тактильно-мышечного анализатора.   Поэтому использую  картинки, схемы, предметы, мнемотаблицы, игрушки, алгоритмы, таблицы.

Автоматизация звука в словах.  Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. Использование же игровых приёмов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.     

    Хочу представить своё пособие для автоматизации звуков в слово. Изготовлено оно  из цилиндрических спилов веток, диаметром 3-4 см, высотой 2 см.   Аккуратно   отшлифованных наждачной бумагой. На цилиндры  с двух сторон наклеиваются картинки на отрабатываемый звук.  По заданию логопеда дети находят заданный предмет  с определённым звуком, выкладывают из них различные геометрические фигуры, бусы, пирамидки, ёлочки.  Можно усложнить задачу: например загадывать загадки или  использовать в описании прилагательные, глаголы.  Из таких же  спилов сделала «птичьи» шашки. В свободные минутки дети с удовольствием проводят птичьи баталии «воробьи против синичек».                         C:\Users\Админ\Desktop\МО\фото к МО\IMG_20180312_085506.jpgF:\2018-11-29\782.jpg

С целью коррекции дефектов речи у детей я широко использую в своей работе дидактические игры. Игра – ведущая деятельность дошкольников. Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.  Таких игр, очень много  на просторах Интернета и при желании можно подобрать те, которые наиболее интересны для ваших воспитанников.

  Но самая лучшая игра это та, которую сделал сам ребёнок. Есть повод  гордиться и научить друга. Например: при закреплении звука / Ш/, дети раскрашивали и вырезали картинки дома, а в детском саду их наклеили в произвольном порядке, получился лабиринт.  В лабиринте на старте мышка, а  на чердаке,  на финише  притаилась  кошка. Можно называть слова по вертикали, горизонтали, найти соседей. Закрепить предлоги:  –на-. –под, -между-, -около-.  Предлагаю детям  шагать по лабиринту и придумывать сказку про мышку и кошку.  А затем обратно, но уже кошка доганяет мышку.C:\Users\Админ\Desktop\МО\фото к МО\IMG_20180312_114221.jpgC:\Users\Админ\Desktop\МО\фото к МО\IMG_20180312_114507.jpg

Предлагаю ещё одно мною разработанное пособие, которое направлено не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей, развитию памяти, произвольного внимания, закреплению названий геометрических фигур, счёту.  Например: автоматизация звука /Ш/ в словах, словосочетаниях и предложениях.

Вопросы к упражнению:

1.Нажимай на кнопочки и произноси слова (словосочетания, предложения).

2. «Один - много». Букашки; букашки на ромашках; букашки шуршат на ромашках. И т.д.

3 «Жадина». Чья букашка? Моя букашка.  (Моя букашка на ромашке. Моя букашка шуршит на ромашке).

4.Раздели слова на слоги. Выдели первый (последующий) слог.

5. Определи место звука Ш  в слове. Обозначь его.

6. Посчитай слова в предложении.

7.Какое слово потерялось (Букашка шуршит …ромашке. Пушистая кошка сидит …окошке.)

8. Измени предложение: Я видел пушистую кошку (вы, мы, он, она, они, ты).

Букашка

http://printonic.ru/uploads/images/2015/12/24/.tmb/thumb_img_567bcad6a670a_resize_900_5000.jpg

Мешок

https://st.depositphotos.com/1041273/4444/v/950/depositphotos_44446107-stock-illustration-bag-flour.jpg

Кошка

http://catsnthings.com/wp-content/uploads/2017/08/45d70fb02988a17c4aa4157997c0fd4e--warrior-cats-cat-tattoos-302x205.jpg

Букашка на ромашке

http://birthdayprintable.com/wp-content/uploads/2015/01/ladybug_coloring13.jpg

Мешок с пшеном

         

C:\Users\Админ\Documents\мешок.jpg

Пушистая кошка

 http://guguza.ru/_ph/379/556312632.gif

http://www.dvaporosenka.ru/images/cveti-raskraski/romashka-raskraski/romashka-raskraska15.gif

Букашка шуршит на ромашке

Маша ест пшённую кашу.

http://kurs.znate.ru/pars_docs/refs/189/188805/188805_html_m12b66d3.jpg

http://www.raskraska.com/catalog0001/2945.gif

Пушистая кошка сидит на окошке

  9. Раскрась «кнопочки» (геометрические фигуры).

  10.  Раскрась картинки.

Вывод:     чем больше анализаторов участвует в процессе обучения, коррекции, тем успешней будет результат. Ребёнок видит, слышит, чувствует, осязает. Самый главный секрет автоматизации звуков – это позитивные эмоции и неподдельный интерес к занятиям у взрослого и ребёнка! А когда есть интерес, появляется огромное желание добиться результата, который не заставит себя ждать!

Источник:  http://logoportal.ru/sekretyi-avtomatizatsii-zvukov/.html

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для автоматизации трудного звука: Л в семье неслышащих дошкольников.

Представленны игры для домашнего общения, направленные на автоматизацию трудного звука: Л....

ИГРЫ на автоматизацию трудных звуков в словах (авторские)

Дидактические игры - бродилки  на автоматизацию трудных звуков...

Автоматизация «трудных звуков» изолированно и в слогах с помощью интерактивных игр у детей с ОВЗ

В статье рассмотрены варианты компьютерных игр разных авторов для автоматизации звуков в изолированном виде и в слогах....

Картотека для автоматизации "трудных" звуков в картинках.

Картотека для автоматизации "трудных" звуков в картинках....

Игры - ходилки для автоматизации"трудных" звуков Р, Л.

  Автоматизация поставленных звуков зачастую  очень трудоемкий и длительный процесс. Работа это довольно монотонная, требующая концентрации внимания. Ребенок быстро  теряет интер...

Карточки по автоматизации трудных звуков.

Карточки по автоматизации трудных звуков....