Эффективные приёмы автоматизации трудных звуков.
методическая разработка по логопедии
В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую, монотонной, длительной тренировки ребёнка – этапы закрепления приобретённых произносительных умений (автоматизация звуков). Для того чтобы сделать занятия по автоматизации звуков более интересными, разнообразными и в тоже время эффективными для ребенка, нужно увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эффективные приёмы автоматизации звуков | 622.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные приёмы по автоматизации трудных звуков
Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения. К автоматизации поставленного звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звук.
В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую, монотонной, длительной тренировки ребёнка – этапы закрепления приобретённых произносительных умений (автоматизация звуков).
Для того чтобы сделать занятия по автоматизации звуков более интересными, разнообразными и в тоже время эффективными для ребенка, нужно увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. В наличии есть готовые картотеки на разные звуки. Удобно использовать в работе. Но они не дают нужного эффекта у детей с трудностями формирования зрительно предметного образа. Заметила, что закрепление звука даёт боле высокую ступень автоматизации, связанную с использованием зрительного и тактильно-мышечного анализатора. Поэтому использую картинки, схемы, предметы, мнемотаблицы, игрушки, алгоритмы, таблицы.
Автоматизация звука в словах. Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. Использование же игровых приёмов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.
Хочу представить своё пособие для автоматизации звуков в слово. Изготовлено оно из цилиндрических спилов веток, диаметром 3-4 см, высотой 2 см. Аккуратно отшлифованных наждачной бумагой. На цилиндры с двух сторон наклеиваются картинки на отрабатываемый звук. По заданию логопеда дети находят заданный предмет с определённым звуком, выкладывают из них различные геометрические фигуры, бусы, пирамидки, ёлочки. Можно усложнить задачу: например загадывать загадки или использовать в описании прилагательные, глаголы. Из таких же спилов сделала «птичьи» шашки. В свободные минутки дети с удовольствием проводят птичьи баталии «воробьи против синичек».
С целью коррекции дефектов речи у детей я широко использую в своей работе дидактические игры. Игра – ведущая деятельность дошкольников. Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Таких игр, очень много на просторах Интернета и при желании можно подобрать те, которые наиболее интересны для ваших воспитанников.
Но самая лучшая игра это та, которую сделал сам ребёнок. Есть повод гордиться и научить друга. Например: при закреплении звука / Ш/, дети раскрашивали и вырезали картинки дома, а в детском саду их наклеили в произвольном порядке, получился лабиринт. В лабиринте на старте мышка, а на чердаке, на финише притаилась кошка. Можно называть слова по вертикали, горизонтали, найти соседей. Закрепить предлоги: –на-. –под, -между-, -около-. Предлагаю детям шагать по лабиринту и придумывать сказку про мышку и кошку. А затем обратно, но уже кошка доганяет мышку.
Предлагаю ещё одно мною разработанное пособие, которое направлено не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей, развитию памяти, произвольного внимания, закреплению названий геометрических фигур, счёту. Например: автоматизация звука /Ш/ в словах, словосочетаниях и предложениях.
Вопросы к упражнению:
1.Нажимай на кнопочки и произноси слова (словосочетания, предложения).
2. «Один - много». Букашки; букашки на ромашках; букашки шуршат на ромашках. И т.д.
3 «Жадина». Чья букашка? Моя букашка. (Моя букашка на ромашке. Моя букашка шуршит на ромашке).
4.Раздели слова на слоги. Выдели первый (последующий) слог.
5. Определи место звука Ш в слове. Обозначь его.
6. Посчитай слова в предложении.
7.Какое слово потерялось (Букашка шуршит …ромашке. Пушистая кошка сидит …окошке.)
8. Измени предложение: Я видел пушистую кошку (вы, мы, он, она, они, ты).
Букашка | Мешок | Кошка | |||||||||
Букашка на ромашке | Мешок с пшеном
| Пушистая кошка
| |||||||||
Букашка шуршит на ромашке | Маша ест пшённую кашу. | Пушистая кошка сидит на окошке | |||||||||
9. Раскрась «кнопочки» (геометрические фигуры).
10. Раскрась картинки.
Вывод: чем больше анализаторов участвует в процессе обучения, коррекции, тем успешней будет результат. Ребёнок видит, слышит, чувствует, осязает. Самый главный секрет автоматизации звуков – это позитивные эмоции и неподдельный интерес к занятиям у взрослого и ребёнка! А когда есть интерес, появляется огромное желание добиться результата, который не заставит себя ждать!
Источник: http://logoportal.ru/sekretyi-avtomatizatsii-zvukov/.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для автоматизации трудного звука: Л в семье неслышащих дошкольников.
Представленны игры для домашнего общения, направленные на автоматизацию трудного звука: Л....
ИГРЫ на автоматизацию трудных звуков в словах (авторские)
Дидактические игры - бродилки на автоматизацию трудных звуков...
Автоматизация «трудных звуков» изолированно и в слогах с помощью интерактивных игр у детей с ОВЗ
В статье рассмотрены варианты компьютерных игр разных авторов для автоматизации звуков в изолированном виде и в слогах....
Картотека для автоматизации "трудных" звуков в картинках.
Картотека для автоматизации "трудных" звуков в картинках....
Игры - ходилки для автоматизации"трудных" звуков Р, Л.
Автоматизация поставленных звуков зачастую очень трудоемкий и длительный процесс. Работа это довольно монотонная, требующая концентрации внимания. Ребенок быстро теряет интер...
Карточки по автоматизации трудных звуков.
Карточки по автоматизации трудных звуков....