Основные направления деятельности логопеда в дошкольных учреждениях
методическая разработка по логопедии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Диагностическая деятельность
Диагностическая деятельность логопеда в ДОУ позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Диагностическая деятельность логопеда ДОУ предполагает:
1) Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников общеразвивающих ДОУ (групп) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.
2) Стартовое логопедическое и психолого - педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).
3)Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.
4) Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. Цель: анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.
2. Коррекционно-развивающая деятельность
Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.
Коррекционно - развивающее направление работы логопеда в рамках логопедической группы включает:
- Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
- Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.
- Совместная деятельность с воспитателями.
- Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.
- Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.
Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.
На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
4. Коррекция звукопроизношения разными способами;
5. Автоматизация звуков в речи;
6. Дифференциация звуков в речи;
7. Обогащение словарного запаса;
8. Закрепление знаний, полученных детьми на фонтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.
3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами
Просветительская деятельность логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.
Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.
Консультативная работа логопеда ДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. Основными направлениями консультативно–просветительской работы логопеда с родителями являются:
- Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.
- Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
- Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).
- Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).
- Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
4. Методическая деятельность
Методическая деятельность логопеда ДОУ включает в себя:
- разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;
- перспективное планирование;
- изучение и обобщение передового опыта;
- участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
- обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);
- поиск наилучших средств коррекции речи детей;
- изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
- самообразование;
- изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.
5. Аналитическая деятельность
Аналитическая работа позволит логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:
- Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).
- Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.
- Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).
- Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления взаимодействия и сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с родителями на основе структурно-функциональной модели
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хот...
Организация проектной деятельности с использованием универсальной учебной компьютерной среды «ПервоЛого 3.0» на занятиях логопеда в дошкольном учреждении.
Данная статья содержит сведения об опыте работы учителя-логопеда дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения по ведению проектной деятельности с использованием универсальной учебной компьютер...
Консультация для воспитателей на тему: «Основные направления деятельности в младшем дошкольном возрасте с учетом дефектов развития».
Консультация для воспитателей на тему: «Основные направления деятельностив младшем дошкольном возрасте с учетомдефектов развития»....
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Основные направления деятельности учителя-логопеда.
Основные направления деятельности учителя-логопедаКоррекционная работа учителя - логопеда в дошкольном образовательном учреждении направлена на преодоление речевых и психофизических нарушени...
Основные направления деятельности учителя-логопеда в ДОУ
Основные направления деятельности учителя-логопеда: формирование полноценных произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звуков...
Основные направления деятельности учителя-логопеда
Основные направления деятельности учителя-логопеда ...