Консультация для воспитателей на тему: «Основные направления деятельности в младшем дошкольном возрасте с учетом дефектов развития».
материал (младшая группа) на тему
Консультация для воспитателей на тему:
«Основные направления деятельности
в младшем дошкольном возрасте с учетом
дефектов развития».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное учреждение ХМАО-Югры Урайский специализированный Дом ребенка
Консультация для воспитателей на тему:
«Основные направления деятельности
в младшем дошкольном возрасте с учетом
дефектов развития».
Подготовила: воспитатель
первой квалификационной
категории группы № 7:
Агафонова Ирина Леонидовна
Город Урай
2016 год
В младшем возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность. Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуется все функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным («Я сам»). Это требует от взрослого особого внимания к обеспечению его безопасности. Расширяется круг общения ребенка за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общение и игра в младшем возрасте развивается восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы.
Главными целями взрослого в отношении ребенка младшего возраста является: организация предметной деятельности; обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного, развития; формирование речи.
На третьем году жизни малыш продолжает активно познавать окружающий мир, основу которого составляет предметное содержание. Иными словами, ребенок в возрасте от 2 до 3 лет:
- продолжает приобщаться к предметному содержанию ближайшего окружения;
- открывает для себя качества и свойства предметов, первые элементарные зависимости при условии, что он видит познаваемые предметы и обязательно манипулирует ими;
- эмоционально познает окружающий мир.
Наблюдать, сосредоточенно, внимательно слушать, рассматривать- это важные качества, о развитии которых необходимо думать уже в раннем возрасте. При этом важно помнить, что психические процессы в раннем детстве непроизвольны. Именно поэтому так важно, чтобы окружающая жизнь и среда были интересны для малышей и привлекали их внимание.
Наиболее верный путь интеллектуального развития малыша – введение его в возможно более широкий круг практических действий (с сопровождением речи).
Развитие речи осуществляется в процессе непосредственного общения со взрослыми. Необходимо сопровождать поведение детей речевыми обращениями к ним, короткими беседами, комментированием происходящего.
В данном возрасте сохраняется прямая зависимость речевого развития от двигательного и познавательно – сенсорного. Развитие движений является базой для познания окружающего мира, а познавательное развитие – средством для развития речи. Именно поэтому в данном руководстве речевое развитие дается в единстве с познавательным.
Работа начинается после тщательного обследования психомоторных, социальных и речевых функций ребенка. Диагностика осуществляется группой специалистов: невропатологом, отоларингологом, ортопедом, психиатром, дефектологом.
После обследования делается общий вывод об уровне психического, моторного, социального и речевого развития, состояние его социальных функций, неврологического статуса.
Основной диагноз у детей в группе – задержка психического развития (ЗПР). Согласно классификации К.С. Лебединской причинами ЗПР могут быть следующие факторы:
- Конституционный фактор, формирующий психический и психический инфантилизм.
- Соматогенный фактор с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизации.
- Психогенные факторы с признаками патологического развития личности.
- Церебрально-органического фактора с выраженными нарушениями в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности.
Кроме того, ЗПР может быть и следствием других причин: сенсорной, двигательной недостаточности, различных отклонений эмоционально-волевой и речевой сферы развития, педагогическая запущенность.
Вариативность отклонений воспитанников имеет широкий диапазон: от «педагогической запущенности» до состояния, пограничного с умственной отсталостью.
Дети, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дели либо гипервозбудимы, расторможены. Либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание детей непроизвольное, неустойчивое. игровая деятельность – на уровне простого манипулирования игрушками.
Многие дети моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, дети не могут точно, координировано выполнять различные движения после показа взрослым.
Коррекционно – развивающая работа.
Основные принципы построения системы коррекционных воздействий:
- Использование и интеграция разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционной работы.
- Расположение речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета, явления к абстрактному образу.
- Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфики его развития, степени выраженности дефекта, возможностей восприятия коррекционного педагогического воздействия.
Работа с детьми по системе решает следующие задачи:
- Выявить причину недоразвития, скорректировать процессы, вызывающие тот или иной дефект, подключив к совместной работе специалистов для осуществления комплексного воздействия.
- Корректировать дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:
- совершенствование моторных функций (общей, мелкой и артикуляционной моторики);
- воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;
- пропедевтика математических представлений: формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;
- развитие практических навыков.
Все виды деятельности, кроме экспрессивной речи, соответствуют определенной лексической теме, в соответствии с тематическим планированием.
Работа по воспитанию экспрессивной речи и формированию навыков артикуляционной моторики выстраивается вокруг звука, над которым работает педагог. Выделяются следующие разделы в работе по развитию в экспрессивной речи:
- Звуки и звукоподражание; слова, фразы с вызванным звуком.
- Фонетическая ритмика, которая позволяет мышечно ощутить особенности артикуляции вызываемого звука, «поиграть» с этим звуком и его слияниями; произносить звуки в разных ритмах и с разной силой, сопровождая произношение движениями.
- Формирование элементарной фразы из двух-трех слов, содержащих вызванных звук.
- Формирование доступных грамматических категорий.
- Договаривание слов в стихотворениях, потешках.
Данная система работы достаточно эффективно зарекомендовала себя в практическом использовании. Принцип развивающего обучения реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, учитываются «зоны ближайшего развития». Учет коррекционно-дифференцированного подхода к ребенку в зависимости от характера, структуры и выраженности отмеченных у них отклонений в развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"
Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"...
Консультация для воспитателей "Игры в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста"
"Игры в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста" Автор: Афонина Р.М.
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ...
Консультация для воспитателей "«Организации детского экспериментирования в раннем и младшем дошкольном возрасте»"
Данная консультация поможет воспитателям грамотно и методически правильно подготовить условия и провести детское экспериментирование....
Консультация для воспитателей ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одним из ведущих факторов формирования нравственно-патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребенка - семье, дому, детскому саду, своем...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста, как средство развития коммуникативных умений дошкольников»
Консультация для родителей младшего дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей «Элементы эйдетики в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей«Элементы эйдетики в работе с детьми младшего дошкольного возраста» .Задачи:Дать педагогам понятие о том, что такое эйдетика.Познакомить с приемами эйдетики и ...