Формирование навыков употребления предлогов у детей с ОВЗ.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о предмете, как средстве выражения связи между словами в словосочетаниях, предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_upotrebleniya_predlogov_u_detey_s_ovz.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков употребления предлогов у детей с ОВЗ
Предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи. В связи с тем, что дошкольники с ОВЗ испытывают затруднения в понимании значения предлогов и пространственной ориентации, в речи могут присутствовать следующие ошибки употребления предлогов:
- пропуски предлогов;
- замена предлогов;
- ошибки употребления падежных окончаний.
Направления работы по формированию навыков употребления предлогов:
1. Диагностическое:
- Выявление понимания значения предлогов;
- Изучение правильности употребления предлогов в специально созданных условиях;
- Изучение правильности употребления предлогов в самостоятельной речи.
2. Коррекционное
- Формирование навыков ориентации в окружающем мире;
- Развитие навыков понимания предлогов;
- Формирование навыков употребления в речи;
- Дифференциация в речи предлогов.
Цель – формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о предмете, как средстве выражения связи между словами в словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
- сформировать представление о предлоге как отдельном слове;
- научить понимать пространственное значение предлогов;
- научить составлять предложения с предлогами с опорой на схемы и без внешних опор и применить предлоги в повседневной жизни.
Наличие системы коррекционной работы способствует:
- Умению ориентироваться в пространстве;
- Освоить представление о предлоге как об отдельном слове;
- Уметь работать со схемами предлогов;
- Определять место нахождения предлогов в предложении;
- Составлять предложения по картинкам;
- Применять умения в неподготовленной речи (бытовой, учебной, игровой) без внешних опор.
Первоначально предмет обрабатывается с существительным только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений.
Каждый предлог сначала обрабатывается отдельно от других предлогов. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы.
После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.
Работа проводится поэтапно:
- Уточнение понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами;
- Выделение «маленьких слов» (хлопки в ладоши, услышав слова «Под» или «На») с целью ориентации на формальные признаки звукового образа предлогов;
- Понимание обобщенного значения предлогов «На», «Под» («Мяч упал под стол. Куда он еще может закатиться?»);
- Большая роль отводится слушанию грамматических форм, внимание детей направляется интонацией, паузой, ударением.
Включаются упражнения на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или аналогии.
Для достижения лучших результатов в работе требуется создание хорошо оснащенной развивающей среды, необходимой для умственного и речевого развития каждого ребенка.
Знакомство с предлогами проводится на материале словосочетаний и несложных фраз.
Сначала обрабатываются предлоги В, НА, ПОД, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др.
Необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:
1. Родительный падеж с предлогом У, обозначающий местонахождение. С предлогом С, ИЗ, ДО со значением направления действия (лежит у забора).
2. Дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), с предлогом К (значение действия), например: «По дороге, к машине».
3. Винительный падеж с предлогами В, А, ЗА, ПОД (значение направления действия), например: «Ставит на стол».
4. Творительный падеж с предлогами В, НА, например: «На столе».
Необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога (сначала уточнить понимание и употребление предлога со значением местонахождения («Где?»), а затем - тот же предлог, но со значением («Куда?»).
Формы работы:
- Логопедические индивидуальные занятия;
- Фронтальные и подгрупповые занятия;
- Режимные моменты;
- Занятия с родителями.
Для формирования навыков правильного употребления предлогов используются следующие игры и упражнения:
- Игры с предметами («Покажи…», «Где машина?», «Сделай, как я скажу», «Положи мяч на стул», «Хозяюшка», «Домик»).
- Игры с картинками («Закрой картинку», «Где ложка в стакане?, «Что изменилось», «Кубики-помощники»).
- Игры с использованием схем-моделей предлога («Паровозик», «Как Вова гулял»).
- Игры с моделированием графических схем предложения («Составь схему предложения»).
Таким образом, работа над предлогами – часть коррекционно-логопедической работы при совершенствовании грамматического строя речи, развития связной речи у детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков правильного употребления предлогов у детей с ОНР (презентация по лексической теме «Цветы», статья)
Для закрепления правильного употребления предлогов с детьми с ОНР мы применяем разнообразные приемы и один из них использование ИКТ. Вашему вниманию предлагается презентация по лексической теме «Цветы...
"Формирование навыков правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
Работа с предлогами является одним из направлений коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками....
Карточки для индивидуальных занятий по формированию правильного употребления предлогов у детей с ТНР старшего дошкольного возраста
Карточки для индивидуальных занятий по формированию правильного употребления предлогов у детей с ТНР старшего дошкольного возраста...
Картотека занятий по формированию навыков правильного употребления предлогов у детей с ТНР старшего дошкольного возраста
Одним из направлений коррекционной работы по формированию лексико- грамматических категорий у детей является обучения пониманию и правильное употребление предлогов....
Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов у детей с ОНР
Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов у детей с ОНР...
"Формирование правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствамии с НОДА
В статье описывается работа по формированию правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами с НОДА....
«Формирование навыков употребления предлогов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр и упражнений»
В настоящее время использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве ДОО является неотъемлемой частью коррекционного процесса с воспитанниками, имеющими ограниченные...