Формирование навыков употребления предлогов у детей с ОВЗ.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Пшук Елена Николаевна

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о предмете, как средстве выражения связи между словами в словосочетаниях, предложениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков употребления предлогов у детей с ОВЗ

    Предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи. В связи с тем, что дошкольники с ОВЗ испытывают затруднения в понимании значения предлогов и пространственной ориентации, в речи могут присутствовать следующие ошибки употребления предлогов:

  • пропуски предлогов;
  • замена предлогов;
  • ошибки употребления падежных окончаний.

    Направления работы по формированию навыков употребления предлогов:

1. Диагностическое:

  • Выявление понимания значения предлогов;
  • Изучение правильности употребления предлогов в специально созданных условиях;
  • Изучение правильности употребления предлогов в самостоятельной речи.

2. Коррекционное

  • Формирование навыков ориентации в окружающем мире;
  • Развитие навыков понимания предлогов;
  • Формирование навыков употребления в речи;
  • Дифференциация в речи предлогов.

    Цель – формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о предмете, как средстве выражения связи между словами в словосочетаниях, предложениях.

    Задачи:

- сформировать представление о предлоге как отдельном слове;

- научить понимать пространственное значение предлогов;

- научить составлять предложения с предлогами с опорой на схемы и без внешних опор и применить предлоги в повседневной жизни.

    Наличие системы коррекционной работы способствует:

  • Умению ориентироваться в пространстве;
  • Освоить представление о предлоге как об отдельном слове;
  • Уметь работать со схемами предлогов;
  • Определять место нахождения предлогов в предложении;
  • Составлять предложения по картинкам;
  • Применять умения в неподготовленной речи (бытовой, учебной, игровой) без внешних опор.

    Первоначально предмет обрабатывается с существительным только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений.

    Каждый предлог сначала обрабатывается отдельно от других предлогов.    Значение предлога уточняется с помощью графической схемы.

После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.

    Работа проводится поэтапно:

  • Уточнение понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами;
  • Выделение «маленьких слов» (хлопки в ладоши, услышав слова «Под» или «На») с целью ориентации на формальные признаки звукового образа предлогов;
  • Понимание обобщенного значения предлогов «На», «Под» («Мяч упал под стол. Куда он еще может закатиться?»);
  • Большая роль отводится слушанию грамматических форм, внимание детей направляется интонацией, паузой, ударением.

    Включаются упражнения на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или аналогии.

    Для достижения лучших результатов в работе требуется создание хорошо оснащенной развивающей среды, необходимой для умственного и речевого развития каждого ребенка.

    Знакомство с предлогами проводится на материале словосочетаний и несложных фраз.

    Сначала обрабатываются предлоги В, НА, ПОД, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др.

    Необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

1. Родительный падеж с предлогом У, обозначающий местонахождение. С предлогом С, ИЗ, ДО со значением направления действия (лежит у забора).

2. Дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), с предлогом К (значение действия), например: «По дороге, к машине».

3. Винительный падеж с предлогами В, А, ЗА, ПОД (значение направления действия), например: «Ставит на стол».

4. Творительный падеж с предлогами В, НА, например: «На столе».

    Необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога (сначала уточнить понимание и употребление предлога со значением местонахождения («Где?»), а затем  - тот же предлог, но со значением («Куда?»).

    Формы работы:

  • Логопедические индивидуальные занятия;
  • Фронтальные и подгрупповые занятия;
  • Режимные моменты;
  • Занятия с родителями.

    Для формирования навыков правильного употребления предлогов используются следующие игры и упражнения:

  • Игры с предметами («Покажи…», «Где машина?», «Сделай, как я скажу», «Положи мяч на стул», «Хозяюшка», «Домик»).
  • Игры с картинками («Закрой картинку», «Где ложка в стакане?, «Что изменилось», «Кубики-помощники»).
  • Игры с использованием схем-моделей предлога («Паровозик», «Как Вова гулял»).
  • Игры с моделированием графических схем предложения («Составь схему предложения»).

    Таким образом, работа над предлогами – часть коррекционно-логопедической работы при совершенствовании грамматического строя речи, развития связной речи у детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков правильного употребления предлогов у детей с ОНР (презентация по лексической теме «Цветы», статья)

Для закрепления правильного употребления предлогов с детьми с ОНР мы применяем разнообразные приемы и один из них использование ИКТ. Вашему вниманию предлагается презентация по лексической теме «Цветы...

"Формирование навыков правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Работа с предлогами является одним из направлений коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками....

Карточки для индивидуальных занятий по формированию правильного употребления предлогов у детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Карточки для индивидуальных занятий по формированию правильного употребления предлогов у детей с ТНР старшего дошкольного возраста...

Картотека занятий по формированию навыков правильного употребления предлогов у детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Одним из направлений коррекционной работы по формированию лексико- грамматических категорий у детей является обучения пониманию и правильное употребление предлогов....

Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов у детей с ОНР

Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов у детей с ОНР...

"Формирование правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствамии с НОДА

В статье описывается работа по формированию правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами  с НОДА....

«Формирование навыков употребления предлогов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр и упражнений»

В настоящее время использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве ДОО является неотъемлемой частью коррекционного процесса с воспитанниками, имеющими ограниченные...